Слайд 1Знакомство воспитанников со сказкой
Подготовила: Тынская А. А.
г. Лысково МБДОУ
№15
Слайд 2"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком
жизненных явлений."
В. А. Сухомлинский
Русская педагогика еще более ста лет
назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ее».
Слайд 3Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире,
обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником
воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует и обогащает детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и радоваться, без которой человек – не человек.
Слайд 4 Цели:
Воспитывать интерес к сказкам;
понимать речь взрослого;
знакомить с произведениями детской
литературы;
эмоционально откликаться на произведения культуры;
адекватно проявлять свои чувства, любознательность, положительное
отношение к миру;
развивать воображение, волевые усилия;
формировать положительное отношение к миру
Слайд 5 Классификация сказок.
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и - главное
- расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины
в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" - что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Слайд 6Сказки о животных
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения
персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо
одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Слайд 7Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется
тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия.
Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.
Слайд 8Волшебные сказки
Волшебную сказку отличает от сказок о животных, равно как
и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные
с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.
Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр.
Слайд 9Бытовые (сатирические) сказки
Такая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение
или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка:
что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п. Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам. В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Слайд 10Сказки, включенные в образовательную программу
Детский сад, в котором работаю я,
воспитывает детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. В соответствии с этим в списке художественной литературы в программе включены классические произведения из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений. Вот сказки, включенные в программу для возрастной группы, в которой я работаю:
·«Курочка Ряба» (обр. К. Ушинского)
·«Репка» (обр. К. Ушинского)
·«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова) и многие др.
Слайд 11Из многообразия средств выразительности в детском учреждении рекомендуется:
·формировать у детей
раннего возраста простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных
животных)
·во время чтения сказки не следует делать детям замечания, призывать их сидеть тихо. Это помогает им полноценно переживать события сказки.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается вытягивать репку (р. н. с. «Репка»). Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
В раннем возрасте дети уже начинают понимать текст, поэтому им полезно предлагать для прослушивания инсценировки детских сказок.
Слайд 12
В своей группе с детьми мы используем театрализованные игры по
сказкам. Театрализованные игры включают в себя:
Картинки хорошо показывать на экране.
Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подобрать из книг, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам радость, удовольствие. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей.
Фланелеграф
Слайд 13
Теневой театр
Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные
плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому
персонажи отбрасывают тень на экран.
Слайд 14Этот театр надеваются на пальцы. По ходу действия воспитатель двигает
одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда,
когда надо одновременно показать несколько персонажей одновременно. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые герои.
Пальчиковый театр
Слайд 15
Настольный театр игрушек
Настольный театр игрушек позволяет свободно моделировать и одновременно
фиксировать различные ситуации к тому же в нем удобно имитировать
движения животных и других персонажей.
Слайд 16Список использованной литературы
1.В.Г. Аникин, Ю.Г. Круглов. «Русское народное поэтическое творчество»
пособие для студентов М.:»Просвещение» 1983г.
2.«Введение в психологию сказки» Игорь Вачков/ http://psy.1september.ru/2001/12/12_13.htm
.Детская
литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
.Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.
.«Сказка средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» Е.С. Тришина / Воспитание: Брошенная территория 2/04
.Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений Т. 4. - М.: Просвещение, 1959
.Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.
.«Волшебный мир традиционной русской педагогики» А.Б. Намзин / http://starina.library.tver.ru/us-0062.htm
.программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
.методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
.«Играем в кукольный театр» Н. Сорокина / Дошкольное воспитание №10 1997.
.М.Д. Маханева «Театрализированные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений - М.: Просвещение 1999.