Слайд 1Экологический проект
«ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ
ПОСЕЛКА ШУДАЯГ»
учащиеся 7 класса
Педагог-руководитель проекта:
Кроль
Валентина Вениаминовна
ГОУ РК «Санаторная школа-интернат №4» г.Ухты Республики Коми
2014-2015 учебный год
Слайд 2Актуальность, цели, задачи и ожидаемые результаты проекта
Экологическое воспитание учащихся
на современном этапе развития является приоритетным направлением развития всей системы
обучения и воспитания.
В ГОУ РК «Санаторная школа-интернат №4» данному вопросу уделяется большое внимание. Школа старается дать детям не только знания по основам экологии, но и научить видеть красоту мира в обыденном, восхищаться прекрасным, воспитать сознательное, бережное и заинтересованное отношение к окружающей природе.
Ежегодно в апреле месяце в нашей школе проводится месячник экологической культуры «Земля у нас одна!» Учащиеся школы готовят поделки на выставку «Зеркало природы, участвуют в викторинах, конкурсах, совершают экскурсии в природу. Завершает месячник - экологическая конференция «Сохраним планету голубой и зеленой». Каждый класс готовит проект и защищает его на конференции. Если в прошлом году наш класс работал над темой «Экология г.Ухты», то в этом учебном году мы – учащиеся 7 класса взяли тему для конференции «Зеленый друг поселка Шудаяг».
И это не случайно, учащиеся приезжают в нашу «Санаторную школу- интернат 4» учиться и лечиться со всей Республики Коми. Огромное время мы проводим на свежем воздухе в лесопарке поселка. И довольно часто видим безрадостную картину: поваленные деревья, свалки бытового мусора, беспризорные собаки…Конечно, и осенью и весной мы вместе со взрослыми выходим на уборку парка, наводим порядок на какое-то время. Но решать эту проблему надо практическими действиями. И мы пришли к выводу, что надо привлечь местные власти и жителей поселка к решению этой проблемы. Мы считаем., что общими усилиями мы сможем если не решить всех проблем, но хотя бы сдвинуть их с места.
Слайд 3Цель проекта:
1.Расширение и углубление экологических знаний учащихся;
2.Воспитание гуманного
отношения и чувства ответственности за экологическое состояние парка.
Задачи:
1.Изучить , выделить
причины загрязненности парка;
2.Найти пути решения проблемы;
3.Организовать уборку территории парка, прилегающей к дороге;
4.Организовать информирование общественности;
5.Разработатать правила поведения в парке.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта будет способствовать формированию у учащихся и населения поселка правильного экологического поведения, у учащихся навыков социального проектирования, умения работать в команде, вести диалог с представителями различных социальных групп.
Слайд 4Основные этапы работы над проектом:
1этап: исследовательский (подготовительный): поиск проблемной области,
определение интересующих вопросов, формирование мини-групп по интересам, разработка четкого плана
реализации проекта, а также возможных вариантов оформления проектного продукта.
В качестве темы экологического проекта был выбран вопрос о состоянии лесопарка в поселке Шудаяг;
2 этап: технологический (основной): организация работы по сбору из различных источников необходимой информации, создание продукта проекта, обдумывание возможных способов представления проектного продукта;
В рамках данного этапа учащиеся 1-ой группы собрали информацию о лесопарке, встретились и побеседовали с руководителем сектора по работе с территорией пгт. Шудаяг - Чукаевой Т.Н. и заведующей отделом охраны окружающей среды МОГО Ухта -Ющенко Ириной Владимировной.
Слайд 5В процессе беседы выяснилось, что лесопарк в нашем поселке такого
статуса никогда не имел, отсюда и нет никакого финансирования парка.
По всем документам наш «парк отдыха» проходит просто как городской лес г.Ухты.
2-ая группа провела мини-исследование среди учителей. воспитателей и взрослого населения поселка, которое показало, что для жителей поселка Шудаяг лесопарк имеет огромное значение и его судьба их очень волнует.
Учащиеся 3-йгруппы разработали тексты обращения к администрации города с просьбой присвоить городскому лесу нашего поселка статус «Лесопарк пгт. Шудаяг», обращения к жителям поселка, а также несколько плакатов для размещения на баннерах при входе в парк.
3 этап: заключительный: представление проекта и его результатов широкой общественностью. Оценка и самооценка деятельности в рамках проекта.
Учащиеся 7 класса выступили с сообщением об осуществленном проекте на общешкольной конференции. Кроме того была произведена оценка и самооценка всей проделанной работы в рамках проекта, были сделаны выводы и даны рекомендации.
Слайд 6 Достопримечательностью нашего поселка Шудаяг является
сосновый бор. С запада
и юга он омывается водами реки Ухта, с
востока проходит автодорога
Шудаяг - Ярега.
Общая площадь всей лесопарковой зоны составляет около 50 га.
Тип леса: сосняк. Преобладающая порода- сосна: ярусность 10. возраст более 155 лет, средняя высота древостоя - более 16 метров
Слайд 7Кроме этого растут ели, березы, единично лиственница, В низинах: осина,
ольха, ива.
По окраинам заросли малины, рябины, шиповника.
В покрове земные лишайники
(ягель и другие), мхи, брусника, редко черника, майник двулистный , земляника лесная, местами кислица.
Слайд 8Жители поселка собирают в сосновом бору лекарственные растения: шиповник, иван
– чай (кипрей), клевер луговой или красный, белый ползучий, брусничный
лист и чернику.
Слайд 9 В лесу нередко встречаются семейки маслят, можно
найти подосиновики.
В летнее время глаз радуют моховики, сыроежки, волнушки,
и даже белые грибы.
Слайд 10Фауна лесопарка
Фауна городского
леса своеобразна.
Исключительно большую роль играют птицы, главным образом насекомоядные.
Хозяевами
нашего леса являются большие пестрые дятлы. Они ведут древесный образ жизни и являются главными санитарами леса. Дятлы живут оседло, круглый год собирая личинок вредных насекомых с пораженных деревьев.
Большую помощь дятлу в охране леса от вредных насекомых оказывает большая синица. Кроме воробьев жителями нашего лесопарка являются сороки и вороны, которые вьют большие гнезда на соснах и все теплое время года наполняют лес своими беспокойным криками. Живет в лесу и белка обыкновенная.
Слайд 11
Лесная зона посёлка Шудаяг - одна из самых
красивых и живописных на всей территории городского округа Ухта.
Следует заметить, что наш лес очень красивый и зимой и летом.
Лес п. Шудаяг является мощным фильтром, очищающим воздух от вредных примесей. Кроме того, фитонциды, выделяемые в сосновом бору, делают воздух нашего леса целебным для людей.
В этом большое санитарно-гигиеническое и оздоровительное значение нашего леса.
Лес также украшает местный ландшафт, значит он имеет и большое эстетическое значение.
Слайд 12 Зимой взрослые и дети катаются в парке на
лыжах и санках с многочисленных горок. Гуляют с колясками молодые
мамы.
Занимается скандинавской ходьбой вместе со своей мамой и наш классный руководитель –
Кроль Валентина Вениаминовна.
Слайд 13
Часто можно встретить бабушек и дедушек, которые идут в
парк, прежде всего за здоровьем. Но к большому сожалению им
негде присесть, чтобы отдохнуть. Так как скамейки, которые изготавливают они сами или добрые люди, часто ломают.
Слайд 14Учащиеся нашей школы-интерната ежедневно бывают в парке во время утренней
прогулки и на уроках физкультуры.
В течение учебного года мы постоянно
участвуем в Днях здоровья и Кроссе наций.
Слайд 15Все наши спортивные мероприятия, в том числе «Лыжня России»
и «Зарница» проводятся в сосновом бору :
Слайд 16Но, вероятно, не все посетители леса понимают, что его красоту
нужно поддерживать и охранять, иначе она теряется.
Сосновый бор нашего
поселка в последнее время «работает» только на износ, разрушается его первоначальная красота и неповторимость.
Так как городской лес не имеет статуса «Лесопарк», то постоянного ухода за ним со стороны лесоводов-специалистов нет, поэтому подрост сосны в плохом состоянии. Самосев сосны появляется, но он не жизнеспособен, т.к вытаптывается, ломается посетителями лесопарка.
Если древостой находится в хорошем состоянии, что нельзя сказать о покрове леса. Вывороченные летними грозами, сильным ветром деревья частью валяются в парке, засоряя его.
Слайд 18 В последние годы участились случаи, когда подростки
и взрослые люди разводят костры в лесопарке, что приводит к
пожару и к повреждению покрова и расположенных вокруг деревьев.
В летний период в нашем лесопарке много отдыхающих из г.Ухты, которые разжигают костры, жарят шашлыки в любом понравившемся месте парка, что просто не допустимо.
Во многих местах парка можно встретить почерневшие от огня деревья, чудом спасенные пожарными или заботливыми людьми.
Слайд 19В непосредственной близости от реки Ухта можно встретить бесчисленные свалки
мусора. Причем горы отходов и мусора после пикников растут и
растут…
Слайд 20И все это происходит несмотря на предупреждения для посетителей нашего
леса.
Так, главный вход в лес украшает баннер
«Разведение огня запрещено!!!»
А эти растяжка и плакат установлены у другого входа в лес, недалеко от автобусной остановки. Больше никаких объявлений
или обращений к посетителям леса нет!
А если они и появляются
в напечатанном виде, их незамедлительно просто срывают...
Особенно если это касается предупреждения о мерах административной ответственности.
Слайд 21В результате проведенных исследований почвы отделом экологии администрации г.Ухты в
парке пгт. Шудаяг в 2010 году были выявлены энтерокки, вызывающие
многие болезни у людей и жизнеспособные яйца аскарид.
И это не случайно, ведь многие жители превратили наш лес в место выгула своих собак, которые нарушают подстилку. Идешь по парку и ступить боишься... кругом экскременты... Собаки без поводков, намордников...
Слайд 22Отсутствие достаточного количества упорядоченных путей передвижения привело к тому, что
во многих местах проложены тропинки, которые нарушают целостность покрова. За
последние 30 лет наш лес испытывает жесточайший прессинг (особенно прилегающая к дороге часть), что привело к сокращению кустарников (брусника, черника), все реже встречаются грибы в этой части соснового бора.
По территории соснового бора в пойме реки Ухта нередко передвигаются машины, тракторы. Они также разбивают дороги и покров. Несмотря на знаки, запрещающие ездить на мотоциклах, подростки поселка с весны до глубокой осени катаются на них по лесу, нарушая его почвенный покров и загрязняя воздух отработанными газами.
Слайд 23Конечно мир не без добрых людей… Находятся энтузиасты, которые убирают
парк. Например, Савин Вячеслав Альбертович, тренер по лыжным гонкам спортклуба
имени Пронина вместе со своими воспитанниками несколько лет ухаживали за лесом, вывозили поваленные деревья и убирали мусор. Пенсионеры и дети делают своими руками кормушки и подкармливают круглый год птиц и белок.
Но больше всего трудятся в сосновом бору учащиеся нашей школы. А это наш класс во время ежегодного экологического десанта «Защитим наш лес!»
Слайд 24 В марте 2015 года нами- учащимися 7
класса был проведен социологический опрос жителей поселка Шудаяг. Мы составили
анкету, в которую включили 10 вопросов.
Цель проведенного опроса –узнать отношение жителей поселка, в том числе и наших учителей, и воспитателей к сложившимся проблемам леса: насколько они их беспокоят, готовы ли они сами чем-либо помочь в их решении.
Всего нами было опрошено 50 человек, причем как на территории леса, так и в самом поселке;
Возраст опрашиваемых от 35 до 87 лет,
средний возраст - 45 лет.
Слайд 25Работа групп
над результатами социологического опроса
Слайд 26Вопрос 1: «Каково ваше мнение о необходимости парка в пгт.
Шудаяг?
жители поселка ответили следующим образом:
*очень необходим для
отдыха населения- 94,5%
*не имеет необходимости- 1,8%
*затрудняюсь ответить- 3,7%
Вопрос 2 : «Какое значение имеет парк (сосновый бор) в вашей жизни?»
67,5 % жителей ответили, что парк очень важен для экологии пгт. Шудаяг;
45% - что парк (сосновый бор) является местом отдыха, проведения спортивных и культурных мероприятий в поселке.
7,5 % жителей используют парк для того, чтобы пройти по парку к огороду на поле, к подвалу или реке Ухта.
Вопрос 3: «С какой целью Вы посещаете парк (сосновый бор) ?
Слайд 27Вопрос 4: «В каком состоянии находится парк отдыха в поселке?»
*в очень запущенном- 57, 3%
*в удовлетворительном состоянии-39%
*в хорошем состоянии- 3,7%
Вопрос 5. «Как Вы относитесь к жителям г. Ухты, приезжающим в наш парк на пикники в выходные с семьями, друзьями?»
88,6% жителей поселка отрицательно относятся к ухтинцам, которые разжигают костры, жарят шашлыки и оставляют после себя бутылки, окурки, продукты, кострища в любом понравившемся им месте парка.
5,8 % относятся к приезжим людям положительно, лишь бы только вели себя как люди.
5,6% - ответили , что им все равно;
Вопрос 6: «Каким вы хотите видеть парк в будущем?»
сделать парк чистым, уютным- 77,3%
запретить разжигать костры- 49,1%
разрешить выгуливать собак, но чтобы хозяева убирали за ними
эскременты и шерсть в пакеты- 49,1%
запретить выгуливать собак- 22%
Слайд 28Вопрос 7: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для улучшения
и обновления парка?»
*75,4% -очистить парк от сухих, больных деревьев
поставить урны,
контейнеры для мусора, скамейки вдоль главной парковой дороги;
*24,6%- затруднились с ответом.
Вопрос 8: «Как вы считаете, где взять деньги для обновления и содержания парка?»
*спонсорская помощь- 64,2 %
*заложить деньги в бюджет города Ухты- 4,7%
*распределить содержание между организациями и предприятиями – 52,8%
Слайд 29*Сами жители поселка Шудаяг– 79,5%
* Спонсоры-
73,5%
*Предприятия и организации - 39,7%
*Лестничество- 39,7%
Вопрос 9:
«Кто должен помочь парку отдыха в пгт. Шудаяг?»
71,6 % - штрафовать нарушителей;
45,3% предлагают установить баннеры с памятками для посетителей парка;
35,8% -написать плакаты, флайеры.
Вопрос 10:
«Какие меры необходимо принять, чтобы содержать в чистоте территорию нашего парка?»
Слайд 30Как мы видим из опроса, жители поселка Шудаяг обеспокоены сложившейся
ситуацией, почти никто из них и не знает, что у
любимого «зеленого друга поселка» нет статуса «Лесопарк». Многие шудаягцы готовы войти в состав инициативной группы, чтобы решить хотя бы часть проблем: вырубка больных и вывоз поваленных деревьев, поставить урны и контейнеры хотя бы на главных дорогах, сделать скамейки для пожилых людей.
Жители поселка видят решение проблемы с мусором собственными силами: в воспитании как у подрастающего поколения, так и у взрослого населения культуры, аккуратности, уважения к чужому труду, в изменении собственного поведения («не мусорить, следить в первую очередь за собой».
Слайд 31Многие из опрошенных людей готовы личным трудом участвовать в решении
проблемы мусора. Но, по их мнению, нужна правильная организация субботников
и может быть использование каких-то способов поощрения самых активных.
Мы- учащиеся 7 класса ГОУ РК «Санаторной школы-интерната №4» г.Ухты считаем, что останавливаться на достигнутом ни в коем случае нельзя.
С началом нового учебного года мы продолжим работу над следующим этапом нашего проекта, а именно:
1.Создание инициативной группы из активных и неравнодушных жителей и учащихся нашего поселка Шудаяг;
2. Обращение инициативной группы в администрацию г.Ухты с целью добиться присвоения статуса «Лесопарк» городскому лесу;
3.Поиск спонсоров для изготовления баннеров и плакатов с целью информирования населения поселка;
4. Привлечь учителя технологии для оказания помощи в изготовлении
вместе с учащимися школы на уроках и во внеурочное время кормушек для птиц и скамеек для отдыха пенсионеров на центральной аллее нашего парка.
Слайд 32Проектный продукт
Слайдовая презентация «Зеленый друг поселка Шудаяг»;
Подготовка и публичная
защита проекта учащимися 7 класса на общешкольной конференции
«Сохраним планету голубой и зеленой»
Обращение к жителям поселка Шудаяг;
Раздел на официальном сайте ГОУ «СШИ №4» «Экологический проект»
Слайд 33Уважаемые жители и гости нашего поселка!!!
Вы пришли в мир природы
соснового бора. Вы у нее в гостях. Постарайтесь выразить ей
любовь и уважение своим отношением.
А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые равила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а Вам- здоровыми и счастливыми!
Пожалуйста:
1.Не оставляйте после себя мусор. Соберите его в пакет и донесите до ближайшего контейнера в поселке;
2. Выгуливая собак, убирайте экскременты за своими питомцами;
3. Не разводите в парке костров. Помните, что одна маленькая искорка может стать причиной большой беды!
4. Не рубите и не ломайте деревья и кустарники. Не повреждайте ножом и топором кору деревьев, ведь они — живые.
5.Не рвите цветы и растения, среди них наверняка окажутся виды, занесенные в Красную Книгу.
6.Не разоряйте муравейники.
7.С уважением относитесь ко всем животным в парке: будь то маленькая букашка, глупый птенец, дятел или белка. Не стоит их пугать громкими криками, а тем более — преследовать и ловить. Помните, что это не Ваша, а их территория, и пусть им будет спокойно и безопасно на ней жить. Удачи Вам, радости общения с природой!
Учащиеся ГОУ РК «Санаторной школы-интерната №4»
Слайд 34.
С природой надо сотрудничать,
так как человек-часть природы!
Уважаемые жители пгт. Шудаяг!!!
Надо срочно принимать меры к спасению
нашего уникального уголка природы.
И решать этот вопрос надо безотлагательно.
Мы пользуемся услугами лесопарка, а что останется нашим детям, каким они увидят этот реликтовый участок леса?