Разделы презентаций


Экологизация школьного курса окружающего мира

Содержание

ТИП ПРОЕКТА по деятельности учащихся – исследовательский, по форме организации – групповой, по содержанию – межпредметный, по продолжительности – 1

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Педагогический проект
«Экологизация школьного курса окружающего мира»

«Мы настолько изменили все вокруг

себя, что теперь, для того, чтобы существовать, мы должны изменить

себя»
Т. Хейердал

Учителей начальных классов МОУ Цнинской СОШ №2
Масликовой Наталии Александровны и
Бобровой Елены Викторовны.



Педагогический проект«Экологизация школьного курса окружающего мира»«Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того, чтобы существовать,

Слайд 2ТИП ПРОЕКТА
по деятельности учащихся – исследовательский,
по форме организации

– групповой,
по содержанию

– межпредметный,
по продолжительности – 1 год.
Проект рассчитан на детей 7-11 лет, 1-4 класс.



Окружающий
мир

Технология

Литературное
чтение

Изобразительное
искусство

Учебные
предметы

ТИП ПРОЕКТА	по деятельности учащихся – исследовательский,	по форме организации    – групповой,	по содержанию

Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ



Каждый период развития человеческого общества несет в себе свои

проблемы. Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется

одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран.
Понижение у современных школьников уровня познавательного интереса к экологии - вопрос, который волнует не только учителей, но и родителей.
Налицо тенденция усиления роли компетенций, в том числе экологической, в образовании. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования.
АКТУАЛЬНОСТЬ	 Каждый период развития человеческого  общества несет в себе свои проблемы. Среди современных проблем, стоящих перед

Слайд 4ПРОТИВОРЕЧИЯ
Между :
ухудшающейся экологической обстановкой и экологической компетеностью

каждого человека и общества в целом,
наличием теоретической литературы по экологии

и отсутствием дидактического материала,
традиционным обучением и потребностями общества в компетентных личностях .
теоретическими основами школьного курса природоведения и его практической направленностью,
однообразием содержания учебного материала и многообразием форм творческой экологической деятельности детей на школьных и внешкольных занятиях.
ПРОТИВОРЕЧИЯМежду :   ухудшающейся экологической обстановкой и экологической компетеностью каждого человека и общества в целом,наличием теоретической

Слайд 5ПРОБЛЕМА
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали

необходимость экологического образования. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы

приводит к процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования. Таким образом, необходима экологизация школьного курса окружающего мира.

Гипотеза

Экологизация школьного курса окружающего мира способствует формированию экологической компетенции младших школьников.

ПРОБЛЕМА		Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Поиск путей гармонического взаимодействия

Слайд 6ЦЕЛЬ
Проанализировать педагогическую, методическую, экологическую литературу и нормативные документы по проблеме

исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования
Определить состав и

структуру экологической компетенции младших школьников.
Разработать дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы по экологии.
Дополнить программу по окружающему миру экологическим содержанием.
Организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.
Определить содержание диагностических методик и критерии оценки результатов работы.


Формирование экологической компетенции школьников.

Задачи

ЦЕЛЬПроанализировать педагогическую, методическую, экологическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме

Слайд 7ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА
Концепция экологического образования, ориентированная на развитие экологической культуры

школьников (Т.В.Кучер, И.Т. Суравегина);
положения компетентностного подхода в образовании (материалы Концепции

модернизации Российского образования до 2010 года», «Стратегии модернизации содержания общего образования», работы И.Г.Агапова, М.Аргайла, В.А.Болотова, Э. Ф. Зеера, Ю.Меля, В.В.Серикова, С.Е.Шишова и др.);
теория учебной деятельности (В.В.Давыдов);
концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.В.Сериков, И.С.Якиманская);
теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.).
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ  ОСНОВА ПРОЕКТАКонцепция экологического образования, ориентированная на развитие экологической культуры школьников (Т.В.Кучер, И.Т. Суравегина);положения компетентностного подхода

Слайд 8СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Слайд 9ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1 этап. Проблемно-поисковый.
- знакомство с темой, задачами

проекта.
- анализ противоречий, формулировка основной гипотезы.

- подбор материала.
2 этап. Теоретико-методологический.
- разработка учебных заданий,
- разработка диагностических методик оценивания, критериев оценки,
- планирование практической деятельности.
3 этап. Опытно-практический.
- реализация плана практической деятельности,
- проведение диагностических исследований.
4 этап. Обобщающий.
- обработка результатов исследований,
- распространение результатов проекта,
- презентация, оценка результативности проекта.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ1 этап. Проблемно-поисковый.	- знакомство с темой, задачами проекта.   - анализ противоречий, формулировка

Слайд 10Реализация
проекта
Деятельность
кружка
«Окружающий
мир»
Разработка и
использование
дидактических
материалов и
практических
заданий
Методическая
разработка


экологической тропы
Исследовательская
и проектная деятельность
Доклады «Экологическое
Воспитание младших
школьников»,
«Формирование
ключевых

компетенций»

Совместная
деятельность со
станцией юннатов

Совместная
деятельность с
родителями

Культурно-
творческая
деятельность
учащихся

РеализацияпроектаДеятельность кружка «Окружающиймир»Разработка и использование дидактическихматериалов и практических заданийМетодическая разработка экологической тропыИсследовательская и проектная  деятельностьДоклады «Экологическое

Слайд 11Творческие группы
Корреспонденты
Экологи
Издатели
- фотографии,
- кроссворды,
- открытки
с изображением
природы,
- диаграммы
(результаты
опросов)
-

материалы
интервью
с лесничим
«Чем богат лес
Тамбовщины»
презентация
«Заповедник
Воронинский»
текстовые

материалы о
животных и растениях,
рассказ
«Доброе слово
о хищниках»,
иллюстрации и
тексты о животных
и растениях
Красной книги,
- стихи,
- памятки,
- листовки,
экологический
словарь,
- книжки-самоделки,
схемы запрещающих
знаков.

схема «С кем
дружит ель?», «Дуб
и все вокруг него»,
цепи питания,
экологическая
пирамида,
- карточки-задания,
вырезки из газет
и журналов,
дневник
наблюдений,
выступление
«Проблемы лесов
нашего края»,
«Экологические
катастрофы»

плакат
«С кем
дружит ель?»,
стенгазета
«Советы
школьного
эколога»,
выставка
рисунков
«В лесу зимой»,
«Птицы – наши
друзья», «Животные
Красной книги»
альбом «Зеленая
аптека»

Художники

Выводы по теме проекта

Деятельность учащихся

Творческие группыКорреспондентыЭкологиИздатели- фотографии,- кроссворды,- открытки с изображениемприроды, - диаграммы(результаты опросов)- материалы интервью с лесничим «Чем богат лес

Слайд 12ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Экологические проблемы родного края
Они могут исчезнуть
По заповедным

тропинкам
Экологические катастрофы
По грибы без лукошка
Экология и здоровье
Зеленая аптека
Вода

и жизнь
Воздух и жизнь
Красная Книга
Результаты: доклады, проекты, рисунки, фотографии, памятки.


ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯЭкологические проблемы родного краяОни могут исчезнутьПо заповедным тропинкамЭкологические катастрофыПо грибы без лукошка Экология и

Слайд 13Разработка дидактического материала с учетом:
возрастных психологических особенностей;
индивидуальных особенностей

школьников;
особенностей общеобразовательного учреждения.
Экологические
загадки, пословицы
Экологические
игры
Дидактические
материалы

Экологические викторины

Экологические
кроссворды
Экологические
сказки
Экологические


задачи


Экологические
праздники

Разработка дидактического материала с учетом: возрастных психологических особенностей; индивидуальных особенностей школьников; особенностей общеобразовательного учреждения.Экологические загадки, пословицыЭкологические игрыДидактические

Слайд 14Практические задания –
средство формирования
экологической компетенции
Задания
репродуктивного
и аналитического


характера
Задания
по частично
заданным условиям
Задания, стимулирующие
осуществление природоохранной
деятельности
Задания
творческого
характера
Задания
конструктивно-
вариативного характера
Серийные

комплексные
задания
Практические задания – средство формирования экологической компетенцииЗадания репродуктивного и аналитического характераЗаданияпо частично заданным условиямЗадания, стимулирующиеосуществление природоохраннойдеятельностиЗадания творческого

Слайд 15 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся повысят качество знаний по предмету «Окружающий мир»,
получат опыт

ориентации экологической деятельности в природной среде,
узнают и научатся применять правила

поведения в экстремальных ситуациях,
научатся заботиться о своем здоровье,
станут активными участниками проектной деятельности.
А также произойдет формирование их личностных качеств.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУчащиеся повысят качество знаний по предмету «Окружающий мир»,получат опыт ориентации экологической деятельности в природной среде,узнают

Слайд 16Инициативность
Самостоятельность
Ответственность
Коммуникативные способности
Самооценка
Творчество
Выбор проекта.
Конечного продукта.
Вида деятельности по теме.
Находить способ действий;
Находить недостающую

информацию;
Запросить недостающую информацию;
Работать с информацией;
Изготовить конечный продукт;
Планировать деятельность;
Проектировать;
Контролировать собственные действия.


Выполнение

правила:
«Взял дело – выполни до конца».

Оценивать по критериям

Оформлять конечный продукт

Рассказ о своей работе по требованиям.
Уверенно держать себя во время выступления.
Отвечать на вопросы и делать вывод.
Взаимодействовать с партнёром.
Взаимопомощь.
Вести диалог, дискуссию.
Отстаивать свою точку зрения.

Формирование личностных качеств

ИнициативностьСамостоятельностьОтветственностьКоммуникативные способностиСамооценкаТворчествоВыбор проекта.Конечного продукта.Вида деятельности по теме.Находить способ действий;Находить недостающую информацию;Запросить недостающую информацию;Работать с информацией;Изготовить конечный продукт;Планировать

Слайд 17Диагностика
эффективности
проекта
Анкетирование
родителей и
учащихся
Тестирование
учащихся
Результаты
диагностических
методик
Групповая и
индивидуальная
самооценка
Экспертная оценка

коллег

Диагностика эффективности проектаАнкетирование родителей и учащихсяТестирование учащихсяРезультатыдиагностическихметодикГрупповая и индивидуальнаясамооценкаЭкспертная оценка коллег

Слайд 18РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Доля учащихся,
проявляющих
интерес к экологии

Полученные образовательные

результаты
Качество знаний
учащихся
по окружающему миру
Результативность проекта

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСАДоля учащихся, проявляющих интерес к экологии Полученные  образовательные  результатыКачество знаний учащихся по окружающему

Слайд 19ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Уровни:
Репродуктивно- воспроизводящий,
Продуктивно- воспроизводящий,
Творческий.
Основным итогом сформированности экологической компетенции

учащихся явилось продвижение их от репродуктивно-воспроизводящего уровня к творческому

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИУровни:Репродуктивно- воспроизводящий,Продуктивно- воспроизводящий,Творческий.		Основным итогом сформированности экологической компетенции учащихся явилось продвижение их от репродуктивно-воспроизводящего

Слайд 20РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Разработка методического пособия «Экология для младших школьников» (обобщение

опыта работы).
Разработка дидактических материалов и серии практических заданий.
Методическая

разработка «Экологическая тропа»
Уроки - творческие отчеты (1 раз в четверть).
Презентация ученических проектов и коллективное выступление учащихся.
Презентация ученических проектов и коллективное выступление учащихся для родителей.
Выступления на МО «Экологическое воспитание младших школьников», «Формирование ключевых компетенций младших школьников»
Распространение памяток, листовок и буклетов среди учащихся школы.
Проведение экологического праздника «Охранять природу – значит охранять Родину».

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ Разработка методического пособия «Экология для младших школьников» (обобщение опыта работы). Разработка дидактических материалов и серии

Слайд 21МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ЛЕСОВ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧЕНИКАМИ.
Не рубить на Новый год

ели и сосны! Охраняя их, мы помогаем белкам и дятлам,

клестам и королькам, волкам и зайцам.
Шире использовать макулатуру, чтобы вырубать меньше деревьев!
Установить в лесу запрещающие знаки в местах нашего отдыха.
Участвовать в конкурсах по экологии.
Посетить краеведческий музей с целью изучения экологической обстановки лесов родного края.
Соблюдать правила поведения в лесу.
Раз в четверть выпускать бюллетени «Юные друзья леса».
Оформить материалы «Моя Красная книга».
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ЛЕСОВ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧЕНИКАМИ.Не рубить на Новый год ели и сосны! Охраняя их, мы помогаем

Слайд 22ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ...


«Кто был глух к природе с детства, кто

в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не

открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность»
В.А.Сухомлинский
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ...«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из

Слайд 23Охранять природу – значит охранять Родину…

Охранять природу –  значит охранять Родину…

Слайд 24 Дополнение программного материала по окружающему миру для общеобразовательных школ

экологическим содержанием.
Разработка дидактического материала, проектов экологического содержания.
Разработаны или

адаптированы диагностические методики для определения уровня экологической компетентности.
Возможность использования проекта учителями других школ.
Дополнение программного материала по окружающему миру для общеобразовательных школ экологическим содержанием. Разработка дидактического материала, проектов экологического

Слайд 25ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Разработка авторской программы дополнительного образования «Окружающий мир».
Дополнение системы

дидактических материалов.
Дальнейшая систематическая непрерывная работа с использованием проектных технологий по

воспитанию экологической культуры.
Совершенствование технологии формирования экологической компетенции в образовательном процессе.
Расширение состава диагностических методик для определения уровня сформированности экологической компетенции школьников.
Поиск дополнительных критериев оценки полученных результатов.

ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ПРОЕКТАРазработка авторской программы дополнительного образования «Окружающий мир».Дополнение системы дидактических материалов.Дальнейшая систематическая непрерывная работа с

Слайд 26ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая

среда. Москва. 1997г.
Величковский М. Здоровье человека и окружающая среда. Москва.

Новая школа1994г
Генкова Л.Л. Почему это опасно? Москва. 1989г
Дзятковская Е.Н. Экология и здоровье. Учебное пособие. Иркутск 2004г.
Дижур Б.А. «Жалобная книга природы». М., Дет. лит-ра, 1973 г.
Дмитриев Ю. и др. «Книга природы». М., Дет. лит., 1990 г.
Доклад о состоянии окружающей среды и использование природных ресурсов Тамбовской области в 2005г. Тамбов. 2005г.
Интел. Обучение для будущего. Учебное пособие. Москва. Издательско-торговый дом «Русская редакция». 2004г.
Лакоценина Т.П. и др. Современный урок. Часть 5: Научно-практическое пособие для учителей. – Ростов н/Д, «Учитель», 2007.
Материалы сети Интернет
Начальная школа. Научно- методический журнал. 2002-2007г.
Новикова Т.Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7. 2000г.
Плешаков А. «Мир вокруг нас». М., Просвещение, 2003 г.
Плешаков А. «Экология для младших школьников». М., Просвещение, 1995.
Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос».
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫАнастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Москва. 1997г.Величковский М. Здоровье человека и

Слайд 27СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика