Слайд 1Открытый урок по экологии "Глобальные проблемы атмосферы"
Подготовила
учитель биологии-химии Старовойтова
О.А.
Слайд 2Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников
информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации.
3адачи:
1) интегрировать
разрозненные экологические представления и понятия;
2) обобщить, расширить и углубить знания по теме;
3) познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой.
Слайд 3Чем больше мы берем от мира, тем менее
мы оставляем в
нем, и в конечном итоге
мы вынуждены будем оплатить наши долги
в
тот самый момент, который может оказаться
очень неподходящим для того, чтобы обеспечить
продолжение нашей жизни.
Норберт Винер
Слайд 4Мы столь радикально изменили среду,
Что теперь для того, чтобы
Существовать в
этой среде,
Мы должны изменить себя
Норберт Виннер
Слайд 5Экология
(ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно "наука
о местообитании". В более общем смысле экология – это наука,
изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания.
прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;
улучшение качества окружающей природной среды;
сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
Оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районов.
Слайд 9- зоны экологического бедствия при таянии ледников
Слайд 10Сохранение озонового слоя
Озон образуется в основном
в стратосфере под действием коротковолновой части ультрафиолетового излучения Солнца.
Озоновая дыра – это область с пониженным содержанием озона. Уменьшение «толщины» озонового слоя приводит к увеличению количества ультрафиолетового излучения Солнца, вызывающие рост числа раковых заболеваний кожи у людей и животных. Природные колебания концентрации озона в стратосфере усложнились из-за антропогенного воздействия людей.
Слайд 11Формирование кислородного компонента атмосферы
около 3,5–4 млрд. лет назад содержание кислорода в
атмосфере было в тысячу раз меньше, чем сейчас, так как
не было основных продуцентов кислорода – зеленых растений.
Слайд 12Кроме фреонов на озоновый экран воздействуют и соединения, образуемые при
использовании азотных минеральных удобрений и сжигании топлива. Оксид азота
(I) также образуется в верхнем слое морской воды микроорганизмами и в почвах при денитрификации почвенными бактериями.
Слайд 13Среди катализаторов разложения озона наиболее важная роль принадлежит оксидам азота:
NO2
+ O = NO + O2
O3 + O = 2O2
– 391кДж/моль
А также атомам хлора
В качестве катализатора реакции разложения озона может служить ОН- радикал, образующийся с участием паров воды:
O3 = Сl + O2
NO2 + O = NO + O2
Cl + O = O2 + Cl
OH + O3 = O2 + HO2
HO2 + O = O2 + OH
Слайд 14Появление озоновых “дыр” отмечено над территориями Антарктиды, Австралии, Южной Америки,
некоторых районов Евразии.
Над Антарктидой ее площадь достигает 22 млн.
км2. Это больше, чем площадь России.
Слайд 16Практические задания к уроку “Глобальные проблемы атмосферы”
Озоновая дыра — это
значительное пространство в озоносфере планеты с заметным понижением (до 50%)
содержания озона (О3). К настоящему времени зарегистрирована от года к году расширяющаяся (темпы расширения 4% в год) озоновая дыра над Антарктидой и менее значительное аналогичное образование в Арктике. Причины возникновения озоновых дыр носят как естественный, так и антропогенный (от выбросов фреонов и сведения лесов — источника кислорода) характер.
Установите, во сколько раз увеличится площадь озоновой дыры за 5 лет.
Слайд 17Рассмотрите таблицу, в которой показано количество выбрасываемых в атмосферу Москвы
основных загрязняющих веществ (данные за 1992 г.)-
Поступление в атмосферу Москвы
загрязняющих веществ (в тыс. /год)
Рассчитайте количество загрязняющих веществ, которое за год (в тыс. т) выделяют в атмосферу Москвы транспорт и стационарные источники (заводы, фабрики и т. п.). Кто загрязняет атмосферу больше — транспорт или стационарные источники? Во сколько раз? Рассчитайте, сколько килограммов атмосферных загрязняющих веществ приходится в год на одного жителя Москвы (население Москвы составляет 10 млн. человек).
Слайд 19Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник
Слайд 20Национальный парк "Приэльбрусье".
Слайд 21Хартия Земли
В России существует Общероссийская общественная организация Центр экологической политики
и культуры –официальный представитель Международной инициативы «Хартия Земли» в России.
Организация
создана в 2007 году для содействия развитию активности гражданского общества, конструктивного сотрудничества с госструктурами и бизнесом для решения экологических проблем, развития культуры и обеспечения устойчивого развития. Региональные отделения в 65 субъектах РФ.
Слайд 22Основные направления работы:
• Формирование экологической культуры.
• Развитие структур гражданского общества.
•
Развитие молодежного движения«За экологию и культуру».Распространение идей «Хартии Земли» рассматривается
в качестве важного аспекта работы при реализации проектов по всем этим направлениям.
• Материалы «Хартии Земли» и перспективы ее распространения в России обсуждались на семинарах «Экология – приоритет развития России: региональная политика и гражданское общество» во всех семи Федеральных округах РФ и круглых столах в Общественной палате РФ. К работе по «Хартии Земли» привлечены все 65 региональных отделений Центра экологической политики и культуры. Приоритетное направление этой работы -широкое распространение документа в целях образования и формирования экологической культуры населения.
Слайд 23Закрепление
Тестовое задание к теме «Кислотные осадки»
Ответы к тесту «Кислотные
осадки»: 1а, 2а, 3б,в, 4а,б, 5б,в, 6а, 7в, 8в, 9а,
10б, 11б
Тестовое задание к теме «Парниковый эффект»
Ответы к тестовому заданию «Парниковый эффект»: 1в, 2а, 3б, 4а, 5а,в, 6а,в, 7в, 8а, 9а,б,в, 10а.
Тестовое задание к теме «Озоновый экран»:
Ответы к тесту «Озоновый экран»: 1а, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б, 7б, 8а,в, 9а, 10в, 11а.
Слайд 24литература и интернет источники.
1.http://ecoportal.ru/
2.http://www.ecoline.ru/ecoline/
3.http://www.ecokom.net/
4.http://climatechange.ru/
5. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов
вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И перераб.- Ростон
н/Д: Феникс, 2007.- 575с. Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. Рекомендовано Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.
6. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экорлогия. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2008. – 624 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов технич. вузов.
7. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева, Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. – СПб.: Химия, 2007. -238с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.
8. Одум Ю. Экология т.т. 1,2. Мир,2006.
Слайд 25Берегите природу!
Все в ваших руках!!!