Слайд 1Староказинский филиал МОУ Новоникольская СОШ
Мичуринский район, Тамбовская область
Педагогический проект
учителя
географии
Гущина Валерия Михайловича
2010 год
«Малым рекам –
большую жизнь»
В.Г.
Распутин
…Гражданин, на мой взгляд, немыслим в нашу эпоху без активной работы за сохранение природы… как физического обеспечения жизни нашим детям и внукам, не говоря уж о духовном и нравственном факторе незагубленной красоты лесов, озер и рек.
Слайд 4Основная проблема проекта:
отношение к родникам и малым рекам родного
края как показатель социального, экономического и нравственного здоровья нашей Родины.
Слайд 5Место в учебном процессе:
изучение темы «Природные комплексы России» (география
8 кл.), «Геологический мониторинг населенного пункта» (геоэкология 8 кл.), заключительные
темы биологии 9 класса - «Основы экологии», включение краеведческого материала на уроках географии в разных классах.
Слайд 6 Противоречия:
между интересом учащихся к
географическому краеведению и отсутствием системы преемственности краеведческой деятельности в среднем
и старшем звене;
между знанием законов природы, необходимостью ее охраны и утилитарно-потребительским отношением к ней общества;
между реальным состоянием малых рек и неэффективным государственным регулированием в области водохозяйственного комплекса страны, его финансированием;
между традиционной методикой преподавания географии и активными формами и приемами работы, стимулирующими познавательный интерес школьников;
между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Слайд 7 Цель проекта:
формирование и развитие компетентности
на основе практико- ориентированной краеведческой деятельности и воспитание достойного гражданина
и патриота нашего Отечества, ответственного за будущее России.
Слайд 8 Дидактические задачи
проекта:
Формирование географической компетентности
в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Формирование у учащихся системных знаний о природно-территориальных комплексах.
Формирование навыков исследовательской работы в команде, развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.
Слайд 9 Методические задачи:
Развивать межпредметные связи (географии, биологии,
экологии) при работе на местности.
Анализировать состояние отдельных природных комплексов
окружающей среды, проводить сравнительный анализ полученных данных.
Находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса и в отношениях «природа - человек».
Слайд 10*
Воспитывать у учащихся ответственное отношение к природе, готовность к
активным действиям по ее охране.
Обратить внимание общественности на проблему сохранения
родников и малых рек в нашей местности.
Обеспечить гласность в деятельности учащихся и учителя по охране природно-территориальных комплексов.
Слайд 11 Проектно - исследовательская
деятельность
учащихся
Этапы работы над проектом:
I. Информационно-аналитический этап.
II. Этап реализации (практический).
III.
Результативность реализации проекта.
IV. Выводы и перспективы работы.
Слайд 12I этап. Направления работы:
осмысление остроты проблемы во внеклассной работе
(экскурсии, походы по родному краю);
анализ проблемы в учебной деятельности («Географическое
краеведение» -6 кл., «Геоэкология» - 8 кл.);
выбор метода проекта как участие в реализации деятельности нашей школы в региональном проекте «Образование»;
Слайд 13*
изучение литературы по использованию проектного метода, определение возможных направлений работы;
выбор
вида проекта: исследовательский, интегрированный (география, биология, экология), коллективно-групповой, долгосрочный;
выбор методов
и форм работы: экскурсии, мониторинговые исследования, наблюдение, сравнение, анализ статистических данных, природоохранная деятельность, межпредметные связи и др.
Слайд 14 II. Этап реализации.
Проведение в апреле 2008 года
с учащимися 8-9 классов интегрированного урока-акции по географии и биологии
на тему «Природные комплексы своей местности: «малым рекам - большую жизнь». Изучение и спасение реки Горитовка и питающих ее родников».
Слайд 15 Перечень реальных объектов, подлежащих изучению и спасению:
Река Горитовка в среднем течении.
Родники, питающие реку.
Поиск и
прочистка старого русла реки
Горитовка.
Природные комплексы поймы реки.
для исследования
и практической работы:
приборы (рулетка, секундомер, стеклянная колба, термометр);фото- и видеоаппаратура;
лопата, грабли, топор, пила;
инструкции «Протокол обследования
источника подземных вод», «План обследования состояния поймы реки Горитовка», памятка для обследования родников.
Слайд 17 Подготовка и проведение
исследовательского
мониторинга
природных комплексов:
поиск родников, их
обследование, оценка состояния, чистка;
задание учащимся по оформлению отчетов о работе.
поиск прежнего русла реки Горитовка (фото №1)
поиск родников, их обследование, оценка состояния, чистка;
задание учащимся по оформлению отчетов о работе.
поиск прежнего русла реки Горитовка (фото №
Слайд 18южное старое русло на фото №2
практическая работа учеников: прорыли водоток,
соединяющий старое русло и реку; очистка засорённых участков реки;
Слайд 19*
определение чистоты воды (на наличие биоиндикаторов - фото №3);
Слайд 20замечены следы присутствия бобров (фото №4);
Слайд 21.
обследование природного комплекса - поймы реки Горитовка;
определение животного мира (фото№5);
Слайд 22 III. Результативность
реализации
проекта:
1. Оформление учащимися итоговых отчетов по заданной форме (камеральная обработка)
: приложения №1 и №3. Выводы, определение проблем.
2. Повышение мотивации к изучению географии, геоэкологии и уровня и качества знаний учащихся.
3. Самостоятельный поиск учащимися материалов по проблеме в сети Интернет, использование в практической части рефератов исследований мониторинга.
Слайд 23.
4. Трудовые десанты учащихся (очистка загрязнений территории - фото№6),
«скорая помощь» реке Горитовка (фото №7).
Слайд 24*
5. Работа над творческими проектами учениц Герасимовой Е. и Захаровой
Т. и их презентации на школьной научно-практической конференции в январе
2009 года( 1 место - Захарова Т.).
6. Выступление ученицы 10 класса Захаровой Т. на районной практической конференции с презентацией проекта «Живи, родник!»
7. Выступление учителя на педсовете по вопросу «Научно-исследовательская деятельность школьников как метод работы с одаренными детьми» (февраль 2009 г.).
8. Работа учителя в 2009 году над мультимедийным продуктом - фильмом по популяризации проекта (представлен на региональный конкурс в г. Тамбове при ТОИПКРО в октябре 2009 г.).
Слайд 26 IV. Выводы:
Использование
проектной деятельности, организация и проведений исследовательской работы учащихся, практическая направленность
на конечный результат - все это способствует формированию компетентности учащихся.
В проекте осуществляется реализация требований современного образования: приобретение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Разнообразные формы краеведческой деятельности (урочные и внеклассные) по актуальной проблеме нашего времени прививают познавательный интерес к изучению географии, геоэкологии, геокраеведения, повышают качество знаний.
Слайд 27*
Использование компьютерных технологий развивает интерес учащихся к проблемам экологического характера.
Работа
над проектом способствует воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, истинного
патриотизма, ответственного отношения к природе.
Проект имеет перспективы дальнейшего использования другими учителями географии, экологии, биологии как на факультативах и кружках, так и на уроках.
Слайд 28 Перспективы работы:
1. Продолжать исследовательскую проектную деятельность учителя
и учащихся в краеведческом и экологическом направлениях.
2. Принимать
активное участие в работе школьного НОУ, муниципальных и региональных конкурсах.
3. Разработать план общешкольных мероприятий к Всемирному дню водных ресурсов - 22 марта и принять участие в их проведении.
4. Обеспечивать гласность в деятельности школьного движения под девизом «Малым рекам - большую жизнь»: выпускать плакаты, листовки, готовить выступления перед населением.
Слайд 29*
5. Осуществлять совместно с сельским советом, администрацией школы, руководством Ярковского
лесхоза, местного сельхозпредприятия природоохранные акции и проекты по оказанию практической
помощи родникам и малым рекам :
следить за прибрежно-защитной полосой (не допускать вырубок, загрязнения бытовыми отходами и др.);
вести контроль за водоохранной зоной, чистить родники;
взять на учет все родники нашей местности, поставить опознавательные знаки, таблицы с названием родника, информацией о качестве воды, гидрологических характеристиках;
собирать и записывать информацию об истории известных родников нашей местности (реальные факты, легенды, поверья).
Слайд 33 Источники информации:
1. Попова Т.А. Школьный экологический мониторинг. Методическое пособие
для учителей. - М.: Сфера, 2004. - с.45.
2. Комплексные методики
активного обучения учащихся и педагогов в области экологического образования. Выпуск 12. С.-П., 1993.
3. Аленина С.Д. и др. Географическое краеведение. 6 класс. - Тамбов, ООО «Издательство Юлис», 2006.
4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000, №7.
5. Природа Тамбовской области. Издательство Тамбовского отдела географического общества Союза ССР. - Тамбов, 1995.
6. Татаринова Л.Ф., Ихер Т.П. Изучаем малые реки. - Тула, 1999.
7. Нехлюдова А.С. Полевая практика по природоведению. - М. Просвещение, 1996.
8. Интернет - материалы: www.orenburgobl.ru/news/news34017.php,
http http:// http://proribakov http://proribakov. http://proribakov.narod http://proribakov.narod. http://proribakov.narod.ru http://proribakov.narod.ru/ http://proribakov.narod.ru/HTMLsMuch http://proribakov.narod.ru/HTMLsMuch, www http://proribakov.narod.ru/HTMLsMuch, www. http://proribakov.narod.ru/HTMLsMuch, www.ekoline http://proribakov.narod.ru/HTMLsMuch, www.ekoline. http://proribakov.narod.ru/HTMLsMuch, www.ekoline.ru.