Слайд 1Место общественности в экологическом мониторинге
В связи... с отравлением атмосферы
и по причине недостаточного обрыбления прилежащих водоемов... заразу ликвидировать и
учредить в отдаленной местности .
Бр. Стругацкие. «Хромая судьба»
Слайд 2Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия
Слайд 3Наиболее эффективно общественный экологический мониторинг может выполнять такие функции:
Создание
альтернативного информационного канала; повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения
населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
Наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно.
Привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены (по разным причинам).
Развитие экологического образования и просвещения.
Особого упоминания заслуживает новая, но перспективная задача общественного мониторинга. Речь идет о постпроектном анализе — оценке реальных экологических последствий осуществления проекта и соотнесения их с воздействиями, предсказанными на этапе разработки проекта.
Слайд 4Объекты общественного мониторинга
Малые реки
Объекты местного масштаба
Суперэкотоксиканты— вещества,
которые в малых дозах способны оказывать выраженное индуцирующее (усиливающее) или
ингибирующее (угнетающее) действие на ферменты (диоксины и дибензофураны, полихлорированные и полибромированные бифенилы, бензантрацены, нитрозамины, нафтиламины и другие органические вещества, радионуклиды, некоторые тяжелые металлы (ртуть, кадмий) и металлоиды (мышьяк, селен), хлор- и фосфорорганические пестициды)
Слайд 5Федеральный Закон "Об охране окружающей природной среды"
Статья 72. Общественный
экологический контроль.
1. Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами РФ и
иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
2. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется настоящим Законом, законодательством о профессиональных союзах РФ, трудовых коллективах, общественных объединениях.
Слайд 6Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Статья 35. Общественный экологический контроль.
Общественные
объединения граждан в соответствии с уставами и другими нормативными актами,
регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и о его результатах информировать учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Статья 36. Взаимодействие при осуществлении государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля.
Деятельность специальных служб министерств и ведомств, предприятий, организаций и граждан, обеспечивающих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль в соответствии со статьями 33–35 настоящего Закона, осуществляется во взаимодействии с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Слайд 7Закона "Об обеспечении единства измерений"
В сферу действия
Закона попадают все организации (независимо от ведомственной принадлежности и формы
собственности), ведущие работы в области охраны окружающей среды (статья 13).
Закон предписывает для проведения всех видов измерений, подпадающих под действие этого закона, использовать только аттестованные методики измерений (статья 9).
Средства измерений, используемых для работ в области охраны окружающей среды, должны быть допущены в установленном порядке к применению в РФ (статья 8), а также проходить периодическую поверку (статья 15).
Подробнее метрологические аспекты проведения измерений описаны в следующих разделах.