Слайд 1«Теория и технологии экологического образования детей»
* * *
Естественнонаучные основы
содержания
экологического
образования дошкольников
старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики
факультета педагогики и практической
психологии ПИ ЮФУ
Черноиванова Наталия Егоровна
Слайд 2Эволюция понятия «экология»
Является ли экология естественной наукой или гуманитарной?
Экология
от
греческого oikos - дом, жилище,местообитания
logos - учение,
слово, знание.
В работах философа Лукреция, поэта Вергилия, натуралиста Колумелла
содержатся элементы экологических принципов.
Слайд 3Эрнст Геккель
1834-1919
Экология – наука
о взаимоотношениях живых организмов с
окружающей средой,
«изучающая все связи организма с окружающим миром,
к которому
мы причисляем
все условия существования в широком смысле слова,
как органические, так и не органические».
«Общая морфология организмов» 1866
«Естественная история миротворения» 1868
«Антропогения, или история развития человека» 1874
«Мировые загадки» 1899
«Красота форм в природе» «Чудеса жизни»
«О разделении труда в природе и жизни человека»
Слайд 4Ignoramus или ignorabimus ?
знаменитый спор Эрнста Геккеля и
Эмиль Дюбуа-Реймона
о решении мировых загадок
сущность материи и силы,
происхождение движения,
происхождения жизни,
целесообразность
природы,
возникновения ощущения и сознания,
возникновение мышления и речи,
свобода воли.
Слайд 5«Чудеса жизни» Э.Геккель
этот труд содержит 4 раздела:
методологический (познание жизни),
морфологический
(образование жизни),
физиологический (жизнедеятельность),
генеалогический (история жизни).
«Я строю своё мировоззрение
единственно и
исключительно на убеждениях, которые я приобрёл путём
ревностного и неутомимого изучения природы
и закономерностей её явлений».
Слайд 6«Мировые загадки» Э.Геккель
Наше воспитание молодёжи
далеко не соответствует требованиям,
предъявляемым
к системе народного образования
научными успехами XIX века.
Естествознание опережает
все другие науки…
а в наших школах оно всё ещё играет
роль побочного предмета
или какой-то поставленной в угол замарашки.
Зато большинство преподавателей
считают своей главной задачей
вколачивание той мёртвой учёности, которая была заимствована из монастырских школ средневековья.
1899
Слайд 7Эволюция понятия «экология»
Экология - часть зоологии,
обнимающая собой сведения касательно
жилищ животных, т.е.нор, гнёзд, логовищ.
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.1904)
Экология
– раздел биологии,
изучающий приспособления животных
к окружающей неорганической и органической среде.
(Большая Советская Энциклопедия. М., 1933)
Экология – биологическая наука,
изучающая организацию и функционирование
надорганизменных систем различных уровней: популяций,
биоценозов (сообществ),биогеоценозов(экосистем) и биосферы.
(Биологический энциклопедический словарь. М., 1986)
Является ли экология естественной наукой или гуманитарной?
Слайд 81986
Экология –
биологическая наука,
изучающая
организацию и функционирование
надорганизменных систем
различных уровней:
популяций,
биоценозов (сообществ),
биогеоценозов(экосистем)
и биосферы.
Биологический
энциклопедический словарь. М.,
1986.
Экология –
междисциплинарная область знаний,
это наука
об устройстве
многоуровневых систем
в природе,
в обществе
и об их взаимодействии.
Одум Ю.
Экология. М.: Мир,1986.
Слайд 9Эволюция понятия «экология»
Человек в биосфере -
последний этап эволюционного цикла,
восстанавливающий на
научной основе
то положение, в котором человек находился
с самого
начала,
а именно его неорганическую неразрывную связь
с биосферой,
вместе с которой он эволюционирует наряду
с другими её компонентами.
Слайд 10Какие же перспективы у экологии на будущее?
есть основания для оптимизма
при условии,что экология сумеет изжить слабости:
освободиться от жаргона, не скатываясь
к излишним упрощениям или отклонению от строгой научности,
отдать предпочтение действию,
а не проповедям и учиться на практике,
должна прекратить быть негативной наукой
(нет загрязнению, нет вырубке лесов, нет интенсивному земледелию),
стать наукой, которая предлагает реалистические и конкретные альтернативные решения проблем развития.
Слайд 11Какие же перспективы у экологии на будущее?
Сила экологии:
в её способности
ухватить суть реальных проблем современности,
сохранять гибкость и приспособляемость, чтобы не
отступить перед лицом будущих ситуаций, которые невозможно сейчас предвидеть,
расширять и укреплять участие в качестве рабочей основы для содействия тому, чтобы люди жили в большей гармонии друг с другом и природой.
Экология может самоутвердиться
избрав своей путеводной звездой
характерные особенности отдельных экосистем и
культурную самобытность различных народов.
Слайд 12
Является ли экология
естественной наукой или гуманитарной?
Она не на столько
естественная наука,
чтобы исключить человека,
и не такая гуманитарная наука,
чтобы игнорировать природу.
Экология – наука,
которая может до конца сыграть свою роль
лишь в том случае,
если все, кто связан с ней,
глубоко осознают свою ответственность
за эволюцию положения человека.
Франческо ди Кастри
Директор отдела экологических наук ЮНЕСКО
1981
Слайд 13Всеобщая экология
1992
Куражковский Ю.Н
Ростов-на-Дону
наука методологическая,
т.е. создающая
общенаучные
методы
познания действительности,
её выводы могут находить применения
в самых различных
областях практической деятельности.
Слайд 14Экологические законы жизни
Первый экологический закон - закон К.Ф.Рулье: результаты развития
(изменений) любого объекта определяются соотношением его внутренних особенностей и особенностей
той среды, в которой он находится.
Второй экологический закон – закон сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потока веществ, энергии и информации. Прекращение движения в этом потоке прекращает жизнь.
Третий закон: каждый вид организмов, поглощая из окружающей среды необходимые ему вещества и выделяя в неё продукты своей жизнедеятельности, изменяет её таким образом, что среда становиться непригодной для его существования.
Четвёртый закон продолжает третий: постоянное существование организмов в любом ограниченном пространстве возможно только в экологических системах, внутри которых отходы жизнедеятельности одних видов организма утилизируются другими видами.
Пятый закон: устойчивость экосистем определяется соответствием их видового состава условиям жизни и степенью развититости этих систем.
Ю.Н.Куражковский
Слайд 15Сущность феномена Человека
Биологическая сущность заключается в том, что Человек полностью
принадлежит живой природе и обладает свойствами, общими для всех живых
существ.
Социальная сущность представляет одно из двух наиболее специфических видовых свойств Человека, хотя свойство и не исключительное. Подобно термитам, пчёлам,люди органически нуждаются в сообществе себе подобных и в разделении труда, обеспечивающих общее существование.
Культурная сущность представляет исключительно видовое свойство Человека. Она заключается в том, что люди посредством обучения передают последующим поколениям непрерывно растущие комплексы знаний и постоянно совершенствующихся технических средств.
Слайд 16Видовые законы жизни человечества
4.5млн лет (99,9%)
от возникновения до неолита
эпоха
существования человеческого общества
в форме семейно-родово-племенных образований
Нормы общественных отношений этого
периода стали
глубинной биологической сущностью людей.
0.1% время существования
совокупности всех последующих
трансформаций человеческого общества,
представляет собой более поверхностные
культурные модификации его бытия.
Вопрос следования исконным традициям общественного существования –
это вопрос физиологических особенностей нашего существования,
а не только вопрос образа жизни.
Слайд 17Видовые законы жизни человечества
*****************************
Первый и естественный закон
существования человеческого общества:
доброжелательная
взаимопомощь,
взаимное благоприятствование деятельности.
Законы Природы составляют
глубинную основу
важнейших явлений человеческого
бытия:
нравственности,
гуманизма,
трудовой деятельности,
экологии и гигиены людей.