Слайд 1Тема 1: Предмет, методы и функции экономики
Цель изучения: формирование знаний
об экономике, ее функциях, методах
Слайд 3ОСМЫСЛЕНИЕ
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- понятие экономики;
- особенности характера экономики;
предмет, сферу исследования, объект
и субъект экономики;
проблемы и задачи экономики;
функции экономики;
методы экономики;
главные вопросы экономики.
ДОЛЖЕН
УМЕТЬ:
- Дать характеристику основным экономическим понятиям
Слайд 5Экономика
В IV веке до н.э. древнегреческий ученый Ксенофонт написал
книгу «Ойкономия» (от слов ойкос – дом, хозяйство и номос
– правило, закон), где изложил разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.
В Древней Греции сложилась и другая наука о хозяйствовании. Аристотель назвал ее хрематистика (от слова хрема – имущество, владение), то есть наука о том, как нажить состояние, обогатиться любыми способами.
Слайд 9ЭКОНОМИКА
Общественная наука, которая изучает поведение субъектов в хозяйственном процессе создания
и потребления благ для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах
Слайд 11Характер экономики
Позитивный - отражает объективную реальность, анализируя поведение участников экономических
процессов.
Означает - что есть на самом деле!
Нормативный – стремиться
найти наилучшие формы организации производства, создает модель человеческой деятельности в сфере экономики.
Означает – что должно быть в идеале!
Слайд 12Экономика имеет :
Предмет – деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для
производства товаров и услуг для удовлетворения потребностей
Сфера исследования – экономическая
жизнь или хозяйственная среда
Объект исследования – экономические явления
Субъект исследования – человек, группы людей, государство
Слайд 15Функции экономики:
Познавательная – дает научные представления об экономических процессах.
Практическая –
применение полученных знаний на практике.
Прогностическая – определение перспектив социально-экономического развития
на будущее.
Воспитательная – формирование экономического образа мышления.
Слайд 20Что и в каком количестве производить?
Слайд 22Как распределять произведенные блага?
Проблема:
Решение:
Общество не в состоянии обеспечить всех, поэтому
необходимо определить способ распределения благ.
Производителям необходимо ориентироваться на определенного потребителя
благ, учитывая потребности разных групп с разными доходами
Слайд 27КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что называют экономикой? Кто определил ее понятие?
2.
Как характеризуется понятие «экономика»?
3. Каким может быть характер экономики?
4. Что
имеет экономика? Охарактеризуйте.
Назовите и охарактеризуйте функции экономики.
Какие методы изучения экономики вам известны?
Охарактеризуйте главную задачу и проблему экономики.
Назовите три главных вопроса экономики. Раскройте каждый вопрос.
Назовите уровни экономики. Охарактеризуйте составляющие каждого уровня.
Слайд 29Поставьте оценку уроку и своим знаниям!
«Отлично! Я все понял и
многое узнал»
«Хорошо! Но все-таки отдельные вопросы требуют пояснения»
«Плохо! Мне абсолютно
ничего не понятно, потому
что я…»
Слайд 31Тема 2. Основы общественного производства
Цель изучения:
- Формирование знаний о структуре
хозяйственного экономического процесса, его основных этапах
Слайд 35Потребности
- объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для
поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, требующая удовлетворения
зависят от:
Географического места
проживания
Статуса личности в стране
Экономических факторов
Слайд 41Экономический интерес
- это форма проявления экономических потребностей. Они выражают
хозяйственную пользу, выгоду.
Различают: общественные, коллективные и личные; национальные и интернациональные;
региональные и ведомственные; групповые и семейные, классовые и различных социальных групп, текущие и перспективные, рациональные, подлинные, финансовые, трудовые, морально-нравственные.
Слайд 44Виды благ
Материальные: естественные дары природы, продукты производства, внешние и внутренние.
Нематериальные:
воздействуют на развитие и создаются в непроизводственной сфере.
Экономические – являются
объектом или результатом экономической деятельности: долговременные и кратковременные.
Неэкономические - предоставляются природой.
Взаимозаменяемые и взаимодополняемые
Слайд 46Ресурс
Ценность, запас, источник средств
Слайд 47Производственные ресурсы
Воспроизводимые – создаются и восстанавливаются природой и обществом.
Невоспроизводимые:
полезные ископаемые, загрязнение окружающей среды, вырубка леса, площади черноземов, водохранилищ
Слайд 48Экономические ресурсы
Материальные
Людские
Информационные
Слайд 50Факторы производства
Земля – все блага природы
Капитал – все изготовленные производственные
орудия (основной и оборотный, финансовый)
Труд – совокупность всех физических и
умственных способностей человека, применяемые им в производстве благ
Предпринимательство – особый вид человеческого ресурса, способный наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.
Слайд 53Производство
- процесс воздействия человека на вещества природы в целях
создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития
каждого человека и всего общества.
Цель : создать средства для удовлетворения потребностей.
Имеет две стороны:
1) является взаимодействием человека с природой;
2) является совокупностью отношений между людьми
Слайд 54Основные элементы и результаты процесса производства
Труд – способности и трудовые
навыки людей.
Предметы труда – земля, сырье, материалы и др.
Средства труда
– здания, сооружения, оборудование и др.
Средства и предметы труда – средства производства.
Результатом производства является продукт – благо. В нем отображается труд и состояние средств производства.
Слайд 55Производство определяется способом и формой:
Способы:
Ремесленное – ручной труд.
Машинное – использование
паровых и электрических машин, двигателей.
Автоматизированное – компьютеры и автоматы
Организационные формы:
Разделение
труда – специализация.
Обмен деятельностью – объединение, кооперация.
Управление – менеджмент – процесс координации деятельности.
Слайд 57Структура производства
Материальное – производство материальных благ и услуг(промышленность, с/х, строительство,
транспорт, МТС)
Нематериальное – создание нематериальных благ и услуГ (музыка, книги,
образование, здравоохранение)
Первичное – земледелие и животноводство, горнодобывающая промышленность, лесничество, рыболовство.
Вторичное – обрабатывающая промышленность и строительство.
Третичное – создание производственных и личных услуг.
Слайд 59Инфраструктура - совокупность предприятий, обслуживающих производство или оказывающих непосредственное влияние
на состояние и развитие отдельных людей:
Производственная – предприятий транспорта, связи,
торговли, финансово-кредитной сферы, информации и рекламы
Социальная – здравоохранение, образование, спорт, ЖКХ, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь, культура и искусство
Слайд 60Контрольные вопросы:
Как называется сфера деятельности людей, где создаются богатства для
удовлетворения потребностей?
Что вы понимаете под экономикой?
Что представляют собой средства производства?
Что
называют благом? Назовите виды благ.
Что используют для создания блага? Приведите примеры.
Что называют потребностью? Назовите виды и примеры.
Охарактеризуйте этапы хозяйственного процесса как комплекса.
Охарактеризуйте структуру производства.
Слайд 62Домашнее задание:
Дайте комментарий:
«Экономика была бы не нужна, если бы
все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».
«От каждого по
способностям, каждому по потребностям»
Напишите в конспекте основные этапы развития экономической науки.
Литература:
Г. Мурзатаева «Основы экономической теории»
М. Айдарханов «Основы экономической теории»