Слайд 1ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
МАЛОТОННАЖНЫЕ УСТАНОВКИ ПРОИЗВОДСТВА МОТОРНЫХ ТОПЛИВ
Ионе Казимира Гавриловна
директор
ЗАО СТК "Цеосит" , д.х.н., профессор
ЗАО "Сибирская технологическая компания
"ЦЕОСИТ "
Слайд 2ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Одним из возможных путей повышения эффективности малых НПЗ
в регионах, удаленных от нефтеперерабатывающих заводов (Сибирь, Республика САХА и
др.), является повышение глубины переработки исходного сырья с применением новых вариантов технологий производства моторных топлив:
Слайд 3ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Производство автобензинов путем компаундирования
Достоинства:
- простота
технологии;
- относительно низкая себестоимость получаемого бензина;
- отсутствие побочных продуктов.
Недостатки:
1- невозможно
использовать в качестве базового бензина прямогонные бензины с содержанием общей серы более 0,05-0,015% масс.;
2- применение только антидетонаторов и октаноповышающих добавок в лучшем случае позволяет производить бензины типа АИ-80;
3- производство бензинов АИ-91 – АИ-95 возможно только при одновременном применении высокооктановых компонентов и 2-3 антидетонационных присадок и октаноповышающих добавок;
4- при использовании высокооктановых компонентов (ВОК):
- необходимость регулярных поставок ВОК в больших объемах (при
производстве АИ-80 - от 30 до 70% от количества базового бензина);
- возможны ограничения по применению ВОК из-за требований
нормативов к компонентному и фракционному составам
производимых автобензинов.
Слайд 4ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Одним из путей повышения эффективности малых НПЗ в
регионах, удаленных от нефтеперерабатывающих заводов (Сибирь, Республика САХА и др.),
является повышение глубины переработки исходного сырья с применением новых вариантов технологий производства моторных топлив:
Слайд 5ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Комплекс положительных факторов, возникающих в результате строительства малых
НПЗ с применением процессов “Цеоформинг” и “Цеосин”:
- обеспечение производства высокооктановых
бензинов;
- увеличение глубины переработки сырья;
- уменьшение энергетической зависимости региона от
поставок нефтепродуктов из других областей;
- уменьшение вывоза капитала за территорию региона в
счет оплаты закупаемых моторных топлив;
- улучшение обеспечения моторными топливами
потребителей региона;
- снижение издержек на транспортировку моторных топлив;
- создание дополнительных рабочих мест;
- ускорение промышленного развития региона.
Слайд 6ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Переработка нефти или газового конденсата в моторные топлива
(дизтопливо и автобензин) на малотоннажных установках
с применением
процесса цеоформинг
Слайд 7ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Вторичная переработка прямогонных бензинов
Процесс цеоформинг
Условия процесса: Т–
320-450оС, Р – 5-15 ати, цеолитсодержащий катализатор
Достоинства:
1 -
нет необходимости в предварительной глубокой серо- или гидроочистке сырья и применения водородсодержащего газа;
2 - превращение сернистых соединений сырья, в том числе путем демеркаптанизации, в высокооктановые компоненты с выделением H2S в газовую фазу;
3 - низкое содержание бензола в получаемых бензинах;
4 - октановое число производимого бензина не зависит от природы сырья и определяется только условиями процесса;
5 - возможность регулирования давления насыщенных паров бензина (получение бензинов летних или зимних видов или различных классов);
6 - возможность переработки углеводородных фракций в смеси с олефинами и кислородсодержащими соединениями;
Слайд 8ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Вторичная переработка прямогонных бензинов
Процесс цеоформинг
Условия процесса: Т–
320-450оС, Р – 5-15 ати, цеолитсодержащий катализатор
Достоинства:
7 -
простота технологии процесса и регулирования технологического режима; быстрый перевод режима работы установки на производство бензина другой марки, вида, класса;
8 - относительно низкие капитальные затраты и эксплутационные расходы;
9 - возможность реализации процесса на малотоннажных установках производства моторных топлив;
10 - автономность действия установок позволяет применять их в труднодоступных, удаленных местах добычи нефти, газового конденсата и другого углеводородного сырья для удовлетворения потребностей в моторных топливах нефтяников, газовиков и населения близлежащих районов.
Слайд 12ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Содержание общей серы в сырье и в бензинах,
полученных после переработки процессом «Цеоформинг»
Определение содержания общей серы проводили
рентгено-флюоресцентным методом на приборе Spectroscan-S (предел чувствительности 7 мг/кг) в соответствии с ГОСТ 51947-02 (ASTM D 4294-98)
В соответствии со специальным техническим Регламентом "О требованиях к бензинам..." (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 ), содержание общей серы (мг/кг) в соответствии с экологическими классами автомобильной техники установлено:
Класс 3 - не более 150
Класс 4 - не более 50
Класс 5 - не более 10
Слайд 13ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Бензины цеоформинга
Области изменения содержания ароматических углеводородов в бензинах
цеоформинга (1) и риформинга (2) в зависимости от октанового числа
бензина
1
2
Слайд 15ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Созданы и на пилотном уровне проверены технологии производства
сортных моторных топлив из синтез-газа в одну стадию с применением
полифункциональных катализаторов:
Указанные технологии открывают возможность решения ряда экономических и экологических проблем в рамках общей стратегии GTL и CTL
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КАТАЛИЗ
ДМК
олефины
+ толуол
Природный газ
+ ксилолы
высокооктановый бензин,
дизельное топливо
параксилол
параэтилтолуол
Уголь
дурол
метанол
диметиловый эфир
база масел
Био-отходы
CO2
Мазут
CO + 2H2
Слайд 16ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Процесс «Цеосин»
Слайд 17ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Основные характеристики бензинов, полученных «Цеосит»
из синтез-газа в
пилотных пробегах на бифункциональных катализаторах
*) По ГОСТ Р51866-2002 для
марки Регуляр Евро-92
Слайд 18ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Содержание бензола и толуола в бензиновых фракциях
процесса
“Цеосин” в зависимости от содержания в них ароматических углеводородов
% мас.
Слайд 19ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Установка цеоформинга Нижневартовского ГПЗ (5 тыс.т/г).
г. Нижневартовск, Россия.
1992 г.
Сырье: стабильный газовый бензин.
Целевая продукция: автобензин АИ-80.
Слайд 20ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Установка цеоформинга НПЗ «Glimar Refinery» (40 тыс.т/г).
г. Горличе,
Польша. 1997 г.
Сырье: прямогонный бензин различных нефтей.
Целевая продукция: автобензин
Eurosuper-95, сжиженный газ.
Слайд 21ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Установка цеоформинга ОАО "Сосногорский ГПЗ" (30 тыс.т/г).
г. Сосногорск,
Россия. 1998 г.
Сырье: прямогонные бензиновые фракции газовых конденсатов.
Целевая продукция:
автобензин АИ-80.
Слайд 22ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Установка цеоформинга “Virtuoz” Ltd. (30 тыс.т/г).
АО «Азот», г.
Рустави, Грузия. 2002 г.
Сырье: прямогонные бензины и углеводородные фракции различного
происхождения, выкипающие в пределах 30-250оС.
Целевая продукция: автобензины от АИ-80 до АИ-95, сжиженный газ СПБТ.
Слайд 23ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Демонстрационная установка цеоформинга с движущимся слоем катализатора производительностью
по сырью, 2 т/сутки, Дайджон, Южная Корея, 2001.
Установка построена
южно-корейской компанией Samsung Engineering Company, Ltd. на основе Базового инжиниринга, технологии и катализатора «Цеосит».
Слайд 24ЗАО СТК "ЦЕОСИТ"
Закрытое акционерное общество
''Сибирская технологическая компания ''Цеосит''
Юридический адрес:
Проспект академика Лаврентьева, 6,
г. Новосибирск-90, 630090, Россия
Почтовый адрес: г.
Новосибирск-90, 630090, а/я № 618
Телефоны: 8(383) 330-05-96, 335-62-51,
факс: 8(383) 335-62-51
e-mail: zeosit@zeosit.ac-tel.ru, zeosit@zeosit.nsc.ru
Директор: д.х.н., профессор Ионе Казимира Гавриловна