Слайд 1ГОУ СПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ № 50
Презентация по Экономике
на тему:
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Слайд 2Предпринимательство
Предпринимательством называется деятельность в хозяйственной сфере, сопряженная с определенными финансовыми
рисками, применением новых технологий и идей, возможно - изобретательства. Целью
предпринимательской деятельности является получение прибыли. Предпринимателем называется лицо или группа лиц, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Предприниматель берет на себя все риски, связанные с деятельностью, применяет инициативу и несет ответственность за результаты деятельности, ее успешность и прибыльность.
Слайд 3Содержание:
Ведение
Предпринимательство:
Сущность предпринимательства.
Виды предпринимательства.
Субъекты предпринимательства.
Слайд 4Введение
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая
нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью
к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Слайд 5Введение
К сожалению, на Украине ситуация все еще остается иной. Традиционная
коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского
духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому... Удивительное дело — разрешение получено, а "предпринимательского бума" не наблюдается! Почему? Разве страна бедна ресурсами? Или кризис перепроизводства? Что, у нас нет людей, способных осуществлять значительные предпринимательские проекты?
Слайд 6Введение
Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание необходимости создания условий
для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством на Украине
будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя , чтобы в последствии не допускать ошибок , сделанных ранее . Далее я попытаюсь изложить материал о предпринимательстве , о его сущности , видах , субъектах .
Слайд 7Сущность
предпринимательства
Слайд 8Создание (учреждение) субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица, а также
владение корпоративными правами не являются предпринимательской деятельностью, кроме случаев, предусмотренных
законодательством
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
Предпринимательством называется деятельность в хозяйственной сфере, сопряженная с определенными финансовыми рисками, применением новых технологий и идей, возможно - изобретательства.
Слайд 9Виды предпринимательства
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не
только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе,
но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству .Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — "интракапитал".
Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие и н т р а к а п и т а л а— капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.
Слайд 10Виды предпринимательства
Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой
мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана
на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.
Слайд 11Виды предпринимательства
Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна
функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в
качестве:
собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
государственного или муниципального служащего;
менеджера (управляющий чужим предприятием);
пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);
Слайд 12Виды предпринимательства
Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна
функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в
качестве:
учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);
безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);
занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Слайд 13Субъекты предпринимательства
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель —
не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с
потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник(если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).
Слайд 14Субъекты предпринимательства
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории
активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При
анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
Слайд 15Субъекты предпринимательства
У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного
пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с
его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.
Слайд 16Субъекты предпринимательства
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя
выступают следующие факторы:
Новизна
товара и его соответствие интересу потребителя;
Качество;
Цена, доступность товара;
Степень универсальности товара;
Внешний
вид и упаковка;
Позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
Возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
Соответствие общепринятым или государственным стандартам;
Престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
Слайд 17Субъекты предпринимательства
Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы,
сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно
предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
Слайд 18Субъекты предпринимательства
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
Тормозом развития
предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства
или даже запрещает его;
Посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
Ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).
Слайд 19Субъекты предпринимательства
Каковы же функции государства как ускорителя
предпринимательского процесса?
Во-первых, государство
берет на себя образовательные функции, т. е. функции по профессиональной
подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:
а) общеэкономической теории;
б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;
в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.
Слайд 20Субъекты предпринимательства
Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших
или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой
целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.
В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.
Слайд 21Субъекты предпринимательства
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к
группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и
качество реализации предпринимательской идеи.
Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.
В рамках таких взаимоотношений предприниматель обозначает для себя определенные проблемы в своей повседневной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эффектом.
Какие же это проблемы?
Слайд 22Субъекты предпринимательства
Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого у
ровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:
• подготовка таких
кадров на собственной информационной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффективен по понятным причинам);
• привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах, для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных.
Другой проблемой выступает необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:
• вовлечение наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры;
• вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.
Слайд 23Субъекты предпринимательства
Первая форма свойственна европейской системе организации труда, когда каждый
наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их
с присущей ему умелостью.
Вторая форма характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки зрения общества.
Слайд 24Субъекты предпринимательства
Форма вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры зависит
от используемой предпринимателем системы оплаты труда.
На сегодняшний различают следующие:
·Твердая гарантированная заработная плата.
·Твердая гарантированная заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной или ежегодной) премией,
·Сдельная заработная плата.
·С использованием коэффициента эффективности.
·Сдельно-премиальная заработная плата.
·Тарифная заработная плата.
·Почасовая заработная плата.
Слайд 25Субъекты предпринимательства
Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению работника
лишь в производственный (но не в коммерческий) интерес фирмы. Для
работника в такой ситуации главное — выполнить надлежащим образом свои обязанности, а каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.
Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством — установлением приемлемого уровня заработной платы.
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
Слайд 26Субъекты предпринимательства
Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль
в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке
бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.
Слайд 27Субъекты предпринимательства
Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские
связи можно классифицировать следующим образом.
1. Долговременные (или постоянные).
2. Кратковременные
(или на определенный срок).
3. Случайные.
Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
Слайд 28ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определение понятий «предприниматель» занимает одно из главных мест в работах
классиков экономической мысли. Предприниматель – это субъективный (личностный) фактор воспроизводства,
способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появился дополнительный доход;
функционирование предпринимательства не может протекать без совокупности взаимосвязанных правовых, экономических и социальных условий, складывающихся в экономической системе;
Предпринимательство отличается многообразием различных форм и правильность их выбора зависит от специфики государства и задач, которые она решает. Так, по организационно – экономическим формам предпринимательства выделяют – картели, синдикаты, тресты, ассоциации. По организационно – правовым формам предпринимательство разделяют в зависимости от механизма организации предприятия, в частности их делят на акционерные общества, обществ ас ограниченной ответственностью, полные и коммандитные общества;
Слайд 29ЗАКЛЮЧЕНИЕ
значение предпринимательства для экономики заключается в том, что оно позволяет
мобилизовать ресурсы, ускорять экономический рост, создавать базу для повышения благосостояния
и процветания общества;
по масштабности предпринимательство разделяют на малое и корпоративное. Каждое из тих видов имеет свои преимущества и недостатки, заключающиеся в способности предприятия аккумулировать финансовые ресурсы, внедрять достижения научно-технического прогресса, обладать наиболее эффективной системой управления, долговечности существования и т.д.
предпринимательство находиться на начальном пути своего развития, и процесс становления предпринимательства сопряжен с рядом трудностей и противоречий. В частности к ним относятся несовершенство законодательства, отсутствие традиций предпринимательского дела, нестабильность экономической ситуации, отсутствие финансовых ресурсов для развития производства, слабая поддержка со стороны государства. Но в будущем, при решении этого ряда проблем возможно полномасштабное утверждение принципов предпринимательства. Когда наступит это время, можно будет говорить, что отечественная экономика стала подлинно рыночной.
Слайд 30Преподаватель Лопанова Е.Н.
ВЫПОЛНИЛА ПРЕЗЕНТАЦИЮ
2011