Разделы презентаций


рабочая тетрадь

Содержание

Обзор литературы Милгром П. Робертс Дж. Экономика ,организация и менеджмент, Спб, Экономическая школа,2001 Ворст, Ревентлоу, Экономика фирмы, М ., Высшая школа,1994,Экономика фирмы / под ред. А.Н.Ряховской – М.Магистр,2009Дитхл, Беа Экономика предприятий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Экономика фирмы
Калабина Елена Георгиевна

Экономика  фирмы Калабина Елена Георгиевна

Слайд 2Обзор литературы
Милгром П. Робертс Дж. Экономика ,организация и

менеджмент, Спб, Экономическая школа,2001
Ворст, Ревентлоу, Экономика фирмы, М .,

Высшая школа,1994,
Экономика фирмы / под ред. А.Н.Ряховской – М.Магистр,2009
Дитхл, Беа Экономика предприятий ,
Дубровский В. Чайкин Б.Экономика и управление предприятием (фирмой) – Екатеринбург, Изд-во Ур.гос. эконом. у- та ,2004
Розанова Н.М Фирма в экономической системе. - М.: Экономический факультет, ТЕИС,1998
Гражданский кодекс РФ,
Все положения бухгалтерского учета ( последнее издание)
Обзор литературы Милгром П. Робертс Дж. Экономика ,организация и менеджмент, Спб, Экономическая школа,2001 Ворст, Ревентлоу, Экономика фирмы,

Слайд 3Лекция 1


ФИРМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Лекция 1ФИРМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Слайд 4ФИРМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Соотношение понятий «фирма» и «предприятие»
Основные признаки фирмы
Концепции

фирмы
Место и роль фирмы в экономической системе

ФИРМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕСоотношение понятий «фирма» и «предприятие»Основные признаки фирмыКонцепции фирмыМесто и роль фирмы в экономической системе

Слайд 5Определение фирмы
Фирма как один из основных институтов современной экономической системы
Фирма

как обособленный субъект экономической деятельности, обладающий выраженной производственной ,организационной и

социальной структурой, имеющий определенную организационно- правовую форму и находящийся в устойчивой системе взаимоотношений с другими субъектами хозяйственной системы
Определение фирмыФирма как один из основных институтов современной экономической системыФирма как обособленный субъект экономической деятельности, обладающий выраженной

Слайд 6Признаки фирмы
Крупная организационная единица
Самостоятельный целостный экономический субъект
Юридическая независимость
Организационная обособленность
Производственная и

финансовая свобода (торговая марка)
Функциональная роль - инструмент альтернативного распределения ресурсов

в экономике
Целеполагание деятельности




Признаки фирмыКрупная организационная единицаСамостоятельный целостный экономический субъектЮридическая независимостьОрганизационная обособленностьПроизводственная и финансовая свобода (торговая марка)Функциональная роль - инструмент

Слайд 7Основные концепции фирмы
Технологическая концепция фирмы

Контрактная концепция фирмы

Стратегическая концепция фирмы

Основные концепции фирмыТехнологическая концепция фирмыКонтрактная концепция фирмыСтратегическая концепция фирмы

Слайд 9Технологическая концепция фирмы
Фирма рассматривается как структура оптимизирующая издержки при

данном выпуске ,что обусловлено технологическими особенностями производства

Горизонтальная граница фирмы
Вертикальная граница

фирмы
Субаддитивность издержек
Технологическая концепция фирмы Фирма рассматривается как структура оптимизирующая издержки при данном выпуске ,что обусловлено технологическими особенностями производстваГоризонтальная

Слайд 10ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА ФИРМЫ
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ГРАНИЦА
Максимальный объем выпуска одного продукта
Предел роста
Одно-заводские
Много-заводские
ΣТС(g0)>

ΣTC(gi)
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ГРАНИЦА
Степень интеграции производства
Интегрированные
Неинтегрированные
Включение стадий переработки в структуру фирмы
ПРЕДЕЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОГО

РОСТА

TC(g1,0) + TC(0,g2)>TC(g1,g2)

Субаддитивность издержек производства

Технологическая концепция фирмы

Максимальное товарное многообразие

Предел диверсификации производства

Одно-продуктовые

Много-продуктовые

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА

ΣТС(gi)> TC(Σgi)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА ФИРМЫГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ГРАНИЦАМаксимальный объем выпуска одного продуктаПредел ростаОдно-заводскиеМного-заводскиеΣТС(g0)> ΣTC(gi)ВЕРТИКАЛЬНАЯ ГРАНИЦАСтепень интеграции производстваИнтегрированныеНеинтегрированныеВключение стадий переработки в

Слайд 11Контрактная концепция фирмы
Фирма представляет собой совокупность контрактных (договорных) отношений

внешнего и внутреннего уровней ,между наемными работниками ,управляющими и собственниками

Трансакционные

издержки

Издержки контроля
Контрактная концепция фирмы Фирма представляет собой совокупность контрактных (договорных) отношений внешнего и внутреннего уровней ,между наемными работниками

Слайд 12Оппортунистическое поведение работников
Снижение интенсивности труди
Рост затрат на организацию контроля
Верхняя граница
Нижняя

граница
Размеры фирмы
Уникальность товара
Рыночная динамика
Асимметрия информации
Издержки контроля
Трансакционные издержки
Оппортунистическое поведение контрагентов
З А

Т Р А Т Ы

Формальные и неформальные отношения внутри фирмы (правила и процедуры)

Рыночные операции (соглашения)

1. Ограниченная рациональность 2. Оппортунизм поведения

ВНУТРЕННИЕ КОНТРАКТЫ

ВНЕШНИЕ КОНТРАКТЫ

ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СДЕЛОК

Контрактная концепция фирмы

Оппортунистическое поведение работниковСнижение интенсивности трудиРост затрат на организацию контроляВерхняя границаНижняя границаРазмеры фирмыУникальность товараРыночная динамикаАсимметрия информацииИздержки контроляТрансакционные издержкиОппортунистическое

Слайд 13Стратегическая концепция фирмы
Фирма как активный агент экономических взаимоотношений, обладает

собственной линией стратегического поведения и воздействует на поведение других субъектов

-конкурентов, правительства, спроса
Стратегическая концепция фирмы  Фирма как активный агент экономических взаимоотношений, обладает собственной линией стратегического поведения и воздействует

Слайд 14Характер организа-ции
Традиции
Система целей
Истори-ческий опыт
Стратегия развития
Формирование размера фирмы
Стратегическая концепция фирмы

Характер организа-цииТрадицииСистема целейИстори-ческий опытСтратегия развитияФормирование размера фирмыСтратегическая концепция фирмы

Слайд 15Модель экономической системы

Модель экономической системы

Слайд 16Функции государства в экономической системе
Создание правого фундамента для

предпринимательской деятельности и ее регулирование
Влияние на структуру и динамику национального

продукта посредством инвестиционной , налоговой ,таможенной и финансовой политики
Перераспределение средств государственного бюджета в пользу социально уязвимых слоев населения и др.


Функции государства в экономической системе  Создание правого фундамента для предпринимательской деятельности и ее регулированиеВлияние на структуру

Слайд 17Правовой фундамент для предпринимательской деятельности
Конституция РФ от 12 декабря

1993г.,гарантирующая единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, и финансовых

средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту всех форм собственности
Гражданский Кодекс РФ(ч.1 принята 21 октября 1994 г.ч.2 -26января 1996г.),в котором унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового характера, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности
Федеральные законы РФ специального назначения
Федеральные законы РФ общего назначения
Указы президента, постановления правительства
Нормативные акты федеральных и местных органов власти

Правовой фундамент для предпринимательской деятельности Конституция РФ от 12 декабря 1993г.,гарантирующая единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,

Слайд 18Исследование государственного регулирования предпринимательской деятельности ( по данным 175 стран,

2007, Всемирный банк реконструкции и развития )
Основные области ведения бизнеса
Порядок

открытия новой компании
Получение лицензий и разрешений
Трудовые отношения
Регистрация собственности
Получение кредитов
Защита интересов инвесторов
Выплата налогов
Международная торговля
Принудительное обеспечение контрактных обязательств
Порядок закрытия компании
Исследование государственного регулирования предпринимательской деятельности ( по данным 175 стран, 2007, Всемирный банк реконструкции и развития )Основные

Слайд 19Обзор ситуации
В Боливии население 8,8 млн.человек, в частном секторе занято

-400 тыс.работников
В Индии население 1,1 млрд.человек, в частном секторе занято

-30 млн.работников
В Мозамбике население 20 млн.человек, в частном секторе занято -350 тыс.работников
Вывод: слабость стимулов для развития предпринимательства!
Китай вошел в первую десятку лидеров реформ (340 млн. граждан имеют кредитную историю)
Сингапур – страна с наилучшими условиями для ведения бизнеса (Новая Зеландия, США)

Обзор ситуацииВ Боливии население 8,8 млн.человек, в частном секторе занято -400 тыс.работниковВ Индии население 1,1 млрд.человек, в

Слайд 20
Россия поднялась на восемь позиций в рейтинге Всемирного банка по

условиям ведения бизнеса Doing Business-2013.
В прошлом году Россия была

на 120-м месте, а теперь – на 112-м, расположившись между Республикой Палау и Сальвадором.
 Подняться в рейтинге помогли произошедшие за прошедший год положительные изменения по части процедуры регистрации бизнеса, получения разрешения на строительство и облегчения налогового бремени.
Россия добилась усовершенствования процедуры налогового администрирования, главным образом за счет упрощения определения суммы НДС и введения интернет-сервисов оплаты налогов и сборов.
Время, необходимое для уплаты налогов, сократилось до 177 часов с 290 в год, а общий объем налоговых выплат (в процентах от прибыли компаний) повысился до 54,1% с 46,9% годом ранее. Число ежегодных платежей снизилось до семи с девяти ранее.
Россия поднялась на восемь позиций в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Doing Business-2013. В прошлом

Слайд 21
Критерии рейтинга
Место в рейтинге-2013 Место в рейтинге-2012 Изменение в рейтинге
Временные

и денежные затраты на создание нового бизнеса101105+4
Получение разрешения на строительство178180+2
Уровень

доступа к электроэнергетической инфраструктуре184184Нет изменений
Регистрация прав собственности4645-1
Легкость получения кредитов10497-7
Защита прав инвесторов117114-3
Уплата налогов6494+30
Возможность международной торговли162161-1
Обеспечение исполнения контрактов1112+1
Процедуры банкротства5361+8 

Критерии рейтингаМесто в рейтинге-2013 Место в рейтинге-2012 Изменение в рейтингеВременные и денежные затраты на создание нового бизнеса101105+4Получение

Слайд 22Рейтинг стран по благоприятности условий для предпринимательской деятельности (2007)
Сингапур

1
Новая Зеландия 2
США 3
Норвегия 9
Исландия 12
Литва 16
Россия 96
Украина 128
Египет 165
Конго 175

Рейтинг стран по благоприятности условий для предпринимательской деятельности (2007)Сингапур

Слайд 23
Вместе с тем,  на фоне других стран рост России в

рейтинге оказался несущественным. Наиболее значительное улучшение показала Польша (рост сразу

на 19 строчек, с 74-й на 55-ю). Украина поднялась на 15 позиций и переместелась со 152 на 137 место.
Список стран с самой благоприятной деловой средой уже седьмой год подряд возглавляет Сингапур.
Следом за ним идут Гонконг, Новая Зеландия, США и Дания. Последнее место в данном рейтинге (185-ое) занимает Центрально - африканская республика. В среднем в Сингапуре чтобы начать экспорт или импорт, нужно подготовить 4 документа – на их подготовку уйдет 1 день и 116 и 99 долларов для экспорта и импорта соответственно.
Из стран постсоветского пространства лидирующую позицию сохраняет Грузия (9 место), затем идет Эстония (21 место), Латвия (25), Литва (27), Армения (32), Казахстан (49), Белоруссия (58), Азербайджан (67), Киргизия (70), Молдавия (83). Ниже России по рейтингу располагаются Украина (137), Таджикистан (141), Узбекистан (154).
Вместе с тем,  на фоне других стран рост России в рейтинге оказался несущественным. Наиболее значительное улучшение показала

Слайд 24Ставки подоходного налога ведущих стран мира (2004)

Ставки подоходного налога ведущих стран мира (2004)

Слайд 25Лекция 2
Типология экономических организаций и фирм: основные классификационные признаки

и их характеристика

Лекция 2 Типология экономических организаций и фирм: основные классификационные признаки и их характеристика

Слайд 26Основные классификационные признаки типологии экономических организаций и фирм
вид экономической деятельности

или характер совершаемых операций
уровень специализации
форма собственности
целевая функция
размер фирмы
национальная принадлежность капитала
форма

организации производственной деятельности
тип конкурентной стратегии
стиль управления
организационно-правовая форма






Основные классификационные признаки типологии экономических организаций и фирмвид экономической деятельности или характер совершаемых операцийуровень специализацииформа собственностицелевая функцияразмер

Слайд 27Вид экономической деятельности или характер совершаемых операций
Международная стандартная

отраслевая классификация всех видов экономической деятельности имеет 17 секций

(ООН ,3-я редакция,1990г.),
159 групп,
290 классов

Российская версия – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ( 2004)
Деление с учетом характера производимых товаров и услуг, назначения товаров и услуг, вида сырья, обработки и технологии производства
Вид экономической деятельности или характер совершаемых операций  Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности имеет

Слайд 28Инновации
Продуктовые ( новые товары и услуги)
Процессные( новые технологические процессы, новое

оборудование, новые материалы)
Институциональные (новые формы организации и управления, новые схемы

финансирования, новые формы инвестирования)

ИнновацииПродуктовые ( новые товары и услуги)Процессные( новые технологические процессы, новое оборудование, новые материалы)Институциональные (новые формы организации и

Слайд 29Роль инноваций в поддержании конкурентоспособности организации
Продуктовые инновации оказывают влияние на

успех в продуктовой конкуренции путем повышения качества продукции и расширения

продуктовой дифференциации товаров
Процессные инновации позволяют снизить прямые издержки производства и продвижения продукта и обеспечивают успех в ценовой конкуренции
Институциональные инновация влияют на снижение транзакционных издержек и издержек контроля организации

Число ежегодно вводимых новых продуктов питания 20 лет назад составляло в Германии 100 единиц, а в настоящее время до 2000
Роль инноваций в поддержании конкурентоспособности организацииПродуктовые инновации оказывают влияние на успех в продуктовой конкуренции путем повышения качества

Слайд 30Уровень специализации
Моноотраслевые ( зерно, электрическая и тепловая энергия и т.п.)
Многопрофильные

(диверсифицированные)
- с выраженным отраслевым ядром
- не имеющие основной

отраслевой специализации
Уровень специализацииМоноотраслевые ( зерно, электрическая и тепловая энергия и т.п.)Многопрофильные (диверсифицированные) - с выраженным отраслевым ядром -

Слайд 31Форма собственности
Государственные (федеральные)
Муниципальные
Частные (в долевой или совместной собственности)

Форма собственностиГосударственные (федеральные) МуниципальныеЧастные (в долевой или совместной собственности)

Слайд 32Структура акционерного капитала в США за период 1985-2000 гг., %

Структура акционерного капитала в США за период 1985-2000 гг., %

Слайд 33Целевая функция
Коммерческие организации
Некоммерческие организации


Причины существования
Характерные отличия
Динамика развития
Страновые особенности


Целевая функцияКоммерческие организацииНекоммерческие организацииПричины существованияХарактерные отличияДинамика развитияСтрановые особенности

Слайд 34Некоммерческие организации в России
Численность: около 600 тыс. организаций
Основные организационно- правовые

формы: общественные(благотворительные и социальные фонды),некоммерческие партнерства, общественные и религиозные организации

, потребительские кооперативы, автономные некоммерческие организации, учреждения финансируемые собственником и другие
Цели создания: обучение, консультации, медико-социально-психологические помощь, реализация культурно-образовательные и досуговые программы

Некоммерческие организации в РоссииЧисленность: около 600 тыс. организацийОсновные организационно- правовые формы: общественные(благотворительные и социальные фонды),некоммерческие партнерства, общественные

Слайд 35Размер фирмы
Крупные
Средние
Малые

Идентификация экономических организаций по признаку размерности
Численность занятых
Величина добавленной

стоимости
Величина собственного капитала
Величина активов

Размер фирмыКрупныеСредниеМалые Идентификация экономических организаций по признаку размерностиЧисленность занятыхВеличина добавленной стоимостиВеличина собственного капиталаВеличина активов

Слайд 36Национальная принадлежность капитала
Национальные компании
Транснациональные компании
Иностранные инвестиции:
прямые – зарубежные вложения, которые

предусматривают долговременные отношения между партнерами и устойчивую вовлеченность в них

экономического агента из одной страны с его контролем за хозяйственной деятельностью организации, расположенной в стране, не являющейся местом пребывания инвестора
портфельные - зарубежные вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятия и составляющие менее 10% в его общем акционерном капитале
По итогам 2011 экспорт ПИИ из России достиг рекордного объема – 67,3 млрд долл (это на 28% больше, чем в 2010-м).
По объемам экспорта ПИИ РФ в 2011-м году заняла 8-е место в мире, а ее удельный вес в глобальных потоках исходящих прямых инвестиций составил 4% (в 2000-м году – 0,3%).
С 2009-го Россия стала нетто-экспортером капиталов. При этом в 2011-м Россия занимала только 10-ю позицию по номинальному объему ВВП в мире (ее доля – 2,8%), 9-е место по вывозу товаров (2,9%) и 22-е – по экспорту услуг (1,3%). Норма капиталовложений в экономике России после кризиса не превышала 20% (при минимально необходимом для устойчивого роста уровне в 25%).
Внутри страны имеет место дефицит инвестиций, на фоне которого и происходит отток капитала в другие страны. Складывается зарубежный сегмент российской экономики, в основе которого – активы крупнейших частных и государственных корпораций страны.
До кризиса (2005-2007 годы) среднегодовой приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию составлял 32,6 млрд долл, а отток – 27,3 млрд. После кризиса (2009-2011) тенденция стала обратной: входящие ПИИ в среднем за год достигали 44,2 млрд долл, а исходящие – уже 55,5 млрд, то есть вывоз капитала с докризисных времен вырос почти в два раза.
ФЗ (1999) « Об иностранных инвестициях в РФ»
Национальная принадлежность капиталаНациональные компанииТранснациональные компанииИностранные инвестиции:прямые – зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами и устойчивую

Слайд 37Иностранные инвестиции в Россию и из России
По данным ЦБ РФ, на

начало 2011 года свыше 81% накопленных инвестиций за рубежом, или

300,1 млрд долл,  приходилось на 10 стран (Кипр, Нидерланды, Британские Виргинские острова, Бермуды, Люксембург, Великобритания, США, Швейцария, Германия и Белоруссия), при этом удельный вес первой тройки составлял 63%, а если добавить Бермудские острова и Люксембург, то уже 70%.  Так, на Кипр, по данным ЦБ, ушло 153,9 млрд долл, в Нидерланды – 39,7 млрд, на БВО – 38,8 млрд (всего, по оценке ЦБ, ПИИ составили 368,7 млрд долл).
Значительная часть – 60-70% – объема экспорта российских ПИИ затем меняет место дислокации и оказывается в каких-то третьих странах, а те десять государств, о которых говорилось выше, становятся для капиталов только временным пристанищем в силу либерального законодательства и льготного налогового режима.
Иностранные инвестиции, как правило, не были в России движущей силой экономического роста ни количественно (максимума в 4% ВВП они достигли в 2007-м году), ни качественно (доля прямых инвестиций в общем притоке в 2011-м упала ниже 10%). В целом ПИИ не играют значимой роли и во вложениях в основной капитал: за последние семь лет их доля составляла в среднем 12,6%. По данным Росстата, доля ПИИ (без учета реинвестированных доходов) в общем объеме накопленных инвестиций в последние пять лет сокращается с максимального значения в 50,1% в 2006-м до 38,5% во втором квартале 2012-го, что является минимальным уровнем с 2004-го года.
ПИИ в Россию формируются прежде всего за счет финансовых средств, но не за счет технологий и ноу-хау. Это подтверждает рейтинг Всемирного банка, в котором Россия по показателю взаимосвязи получаемых ПИИ и новых технологий занимает 129-е место среди 142-х стран. Показательно, что почти такие же позиции у нас в рейтингах ВЭФ по уровню защиты прав собственности, независимости судебной системы и эффективности государства. Тут снова возникает тема связи институтов с экономическими показателями.
Россия не может предложить иностранным инвесторам такие же низкие издержки, как развивающиеся страны, но не может и гарантировать такой уровень институтов, как у развитых стран. В этой сфере, подчеркивает автор, она отстала даже от многих развивающихся экономик. Можно предположить, что это связано с тем, что существующая институциональная среда отвечает потребностям некоторых политических и бизнес-элит.
Иностранные инвестиции в Россию и из РоссииПо данным ЦБ РФ, на начало 2011 года свыше 81% накопленных

Слайд 38Форма организации производственной деятельности
Единичное производство
Серийное производство
Массовое производство

Форма организации  производственной деятельностиЕдиничное производствоСерийное производствоМассовое производство

Слайд 39Тип конкурентной стратегии
Конкурентная ( деловая) стратегия – совокупность правил

, которым должна следовать экономическая организация, если ее целью является

выживание в конкурентной среде

Независимая конкурентная стратегия
Слабозависимая конкурентная стратегия
Зависимая конкурентная стратегия
Тип конкурентной стратегии Конкурентная ( деловая) стратегия – совокупность правил , которым должна следовать экономическая организация, если

Слайд 40Модель пяти сил конкуренции ( М.Портер)

Модель пяти сил конкуренции  ( М.Портер)

Слайд 41Стиль управления
Стиль управления – это степень опосредованности участия

собственника и наемного персонала в управлении деятельностью фирмы

Авторитарный (единоначалие)
Патриархальный
Совещательный
Кооперативный
Совместный
Демократический
Партисипативный (соучаствующий)

Стиль управления  Стиль управления – это степень опосредованности участия собственника и наемного персонала в управлении деятельностью

Слайд 42Условия выбора организационно-правовой формы бизнеса
Разнообразие законодательно установленных форм
Характер будущей предпринимательской

деятельности
Величина первоначального капитала
Уровень компетенции участников бизнеса
Формы в экономических связей и

сотрудничества между компаниями
Условия выбора организационно-правовой формы бизнесаРазнообразие законодательно установленных формХарактер будущей предпринимательской деятельностиВеличина первоначального капиталаУровень компетенции участников бизнесаФормы в

Слайд 43Основные организационно - правовые формы
Хозяйственные товарищества
Полное товарищество
Товарищество на вере

Хозяйственные

общества
Общество с ограниченной ответственностью
Общество с дополнительной ответственностью
Акционерные общества


Открытые акционерные общества
закрытые акционерные общества
Производственные кооперативы

Государственные унитарные предприятия
На праве хозяйственного ведения
На праве оперативного управления

Закрытые акционерные общества с собственностью работников ( народные предприятия)

Основные организационно - правовые формы Хозяйственные товариществаПолное товариществоТоварищество на вереХозяйственные обществаОбщество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной

Слайд 44Лекция 3
Траектории развития и построение фирмы

Лекция 3 Траектории развития и построение фирмы

Слайд 45Жизненный цикл организации
Соотношение понятий «развитие» и «рост»

Каждая организация развивается согласно

определенным закономерностям независимо от причин ее возникновения
Причины возникновения организаций:

Сфера деятельности
Стратегические цели
Амбициозность собственников и другие
Концепция « жизненного цикла организации»
структура (организационное построение)
стиль руководства
система управления




Жизненный цикл организацииСоотношение понятий «развитие» и «рост»Каждая организация развивается согласно определенным закономерностям независимо от причин ее возникновенияПричины

Слайд 46Модель жизненного цикла организации Л.Грейнера (1972)

Модель жизненного цикла организации Л.Грейнера (1972)

Слайд 47Модель жизненного цикла организации И.Адизесу (1999)
Жизненный цикл организации построен по

аналогии с человеческой жизнью
Взаимосвязь между ростом организации- переменами – проблемами

функционирования
Болезни роста ( Филонович С.Р.)- предсказуемые проблемы появляющиеся на определенном этапе жизненного цикла
Организационные патологии – проблемы возникающие извнеи не поддающиеся прогнозу
Акцент в управлении организации на двух параметрах :
гибкость
контролируемость
Цель руководства организации - достижение и поддержание состояния расцвета, где соотношение параметров оптимальное
Модель жизненного цикла организации И.Адизесу (1999)Жизненный цикл организации построен по аналогии с человеческой жизньюВзаимосвязь между ростом организации-

Слайд 48Основные этапы жизненного цикла организации И.Адизеса
Ухаживание – внебрачная связь
Младенчество

– младенческая смерть
Давай-давай - ловушка основателя
Юность
Ранний расцвет -

развод
Поздний расцвет
Упадок
Аристократия
Салем Сити
Бюрократизация
Смерть


Основные этапы жизненного цикла организации И.АдизесаУхаживание –  внебрачная связьМладенчество – младенческая смертьДавай-давай -   ловушка

Слайд 49 Организационное построение фирмы
Линейные структура
Матричная структура
Дивизиональная структура
Зонтичная структура
Х- структуры

Организационное построение фирмы Линейные структураМатричная структураДивизиональная структураЗонтичная структураХ- структуры

Слайд 50Пирамида организационного построения
Миссия(зачем)
Цели
Стратегии
Функции(что)
Положение об организационной
структуре(кто,что)
Положение о подразделении(кто,что)
Положение о должностных обязанностях(кто,что,как)

Пирамида организационного построенияМиссия(зачем)ЦелиСтратегииФункции(что)Положение об организационнойструктуре(кто,что)Положение о подразделении(кто,что)Положение о должностных обязанностях(кто,что,как)

Слайд 51Продуктовая модель как исходное условие для организационного построения
Модель построения организационной

структуры включает :
иерархический перечень продуктов и услуг
иерархический перечень функций, поддерживающих

производство и предоставление продуктов и услуг
иерархический перечень исполнительных звеньев, обеспечивающих реализацию функций
матрица организационных решений, описывающая закрепление функций за исполнительными звеньями

Продуктовая модель как исходное условие для организационного построенияМодель построения организационной структуры включает :иерархический перечень продуктов и услугиерархический

Слайд 52Организационное построение фирмы
Основные этапы организационного построения:

Составление перечня продуктов и услуг

Составление

перечня функций и построение функциональных моделей

Составление перечня исполнительных звеньев

Построение

матриц организационных проекций

Создание структурной схемы компании
Организационное построение фирмыОсновные этапы организационного построения:Составление перечня продуктов и услугСоставление перечня функций и построение функциональных моделейСоставление перечня

Слайд 53Линейные организационные структуры
Классический линейные структуры
Принцип единоначалия : распоряжения только от

непосредственного руководителя
Принцип единой ответственности : непосредственный руководитель ответственен за все

действия подчиненных
Линейно-штабные структуры
подготовка решений линейных руководителей « штабами»( референтами, помощниками)
Линейно-функциональные структуры
Делегирование полномочий и ответственности

Линейные организационные структурыКлассический линейные структурыПринцип единоначалия : распоряжения только от непосредственного руководителяПринцип единой ответственности : непосредственный руководитель

Слайд 54Функциональные организационные структуры
Построение основано на объединении сотрудников в отделы

(департаменты) в соответствии с видами выполняемой деятельности и квалификацией (производственный

отдел, бухгалтерия) и принятым в компании разделением труда.
Функциональные организационные структуры Построение основано на объединении сотрудников в отделы (департаменты) в соответствии с видами выполняемой деятельности

Слайд 55Характеристика организационных структур
Матричная структура -совмещение функциональной и дивизиональной

перекрывающих друг друга цепочек ,когда сотрудники подотчетны двум непосредственным начальникам

Дивизиональная структура - отделы группируются в самодостаточные подразделения в соответствии с общностью выпускаемых товаров, потребителями или по географическому принципу

Матричные организационные структуры

Характеристика  организационных структур  Матричная структура -совмещение функциональной и дивизиональной перекрывающих друг друга цепочек ,когда сотрудники

Слайд 56Организационные практики на этапах эволюции в пяти стадиях роста

Организационные практики на этапах эволюции в пяти стадиях роста

Слайд 57Лекция 4
Управление активами фирмы

Лекция 4Управление активами фирмы

Слайд 58
Активы – объекты капитала организации, обладающие следующими признаками:
использование в

производстве продукции, для выполнения работ, оказания услуг, управленческих целей
длительное использование

(свыше 12 месяцев или один операционный цикл)- внеоборотные активы, краткосрочное использование - ( меньше 12 месяцев)
переносящие свою стоимость
способность приносить экономическую выгоду (прибыль) в будущем
Пассивы - источники обеспечения хозяйственной деятельности фирмы
Активы – объекты капитала организации, обладающие следующими признаками: использование в производстве продукции, для выполнения работ, оказания услуг,

Слайд 59Внеоборотные активы

нематериальные активы
основные средства
доходные вложения в материальные ценности
финансовые вложения

Внеоборотные активынематериальные активыосновные средствадоходные вложения в материальные ценностифинансовые вложения

Слайд 60Оборотные активы
Запасы
Налог на добавленную стоимость
Дебиторская задолженность
Финансовые вложения
Денежные средства

Оборотные активыЗапасыНалог на добавленную стоимостьДебиторская задолженностьФинансовые вложенияДенежные средства

Слайд 61Пассивы
Капитал и резервы
Уставный капитал
Добавочный капитал
Резервный капитал
Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)

Долгосрочные обязательства
Заемные

средства
Прочие обязательства

Краткосрочные обязательства
Заемные средства
Кредиторская задолженность
Доходы будущих периодов
Резервы предстоящих расходов и

платежей

Пассивы Капитал и резервыУставный капиталДобавочный капиталРезервный капиталНераспределенная прибыль(непокрытый убыток)Долгосрочные обязательстваЗаемные средстваПрочие обязательстваКраткосрочные обязательстваЗаемные средстваКредиторская задолженностьДоходы будущих периодовРезервы

Слайд 62 Финансирование
Внешнее финансирование

- Заемные средства
- Привлеченные средства
- Государственные ассигнования
-

Иностранные инвестиции
Внутреннее
финансирование

Собственные средства совладельцев (уставный фонд)
Средства из прибыли остающиеся в

распоряжении организации
Амортизационный фонд
ФинансированиеВнешнее финансирование - Заемные средства- Привлеченные средства- Государственные ассигнования- Иностранные инвестицииВнутреннеефинансированиеСобственные средства совладельцев (уставный фонд)Средства из

Слайд 63Детерминанты инвестиций в капитал организации
Условия экономической деятельности
Размер и

динамика рынка сбыта продукции ( емкость рынка)
Возможность обеспечения организации необходимыми

ресурсами
Состояние и уровень развития производственной инфрастуктуры
Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры
Правовые ограничения ,влияющие на предпринимательскую деятельность

Масштаб экономической деятельности
Номенклатура и ассортимент производимой продукции
Объем производимой продукции( оказываемых услуг, выполняемых работ)
Глубина производственной программы( широта ассортиментной линейки)

Детерминанты инвестиций в капитал организации  Условия экономической деятельностиРазмер и динамика рынка сбыта продукции ( емкость рынка)Возможность

Слайд 64Выбор продукта

Выбор продукта

Слайд 65Выбор между вертикальной интеграцией и контрактацией( аутсорсингом)
Вертикальная интеграция
Максимизация доли операций

по выпуску продукта ,выполняемых собственными силами
То же собственными силами и

силами зависимых и аффилированных поставщиков и контрагентов

Контрактация

Привлечение независимых партнеров ( субподрядчиков)
Заключение договоров на регулярную поставку полуфабрикатов ,компонентов и услуг(включая сбытовые услуги) с независимыми поставщиками

Выбор между вертикальной интеграцией и контрактацией( аутсорсингом)Вертикальная интеграцияМаксимизация доли операций по выпуску продукта ,выполняемых собственными силамиТо же

Слайд 66Алгоритм подхода к выбору продукта
Выбор платежеспособного целевого сегмента рынка
Выявление

специфических потребностей возможных потребителей на целевом сегменте рынка
Идентификация продукта, способного

удовлетворить специфические потребности
Уточнение состава специфических активов, необходимых для выпуска идентифицированного продукта
Выявление недостающих организации специфических активов
Оценка величины средств ,необходимых для организации бизнес – линии( аренда ,лизинг, приобретение)
Выбор и анализ финансовых возможностей для инвестирования за счет внешних и внутренних источников

Алгоритм подхода к выбору продуктаВыбор платежеспособного  целевого сегмента рынкаВыявление специфических потребностей возможных потребителей	 на целевом сегменте

Слайд 67Выбор способа выпуска продукта
Производство ( make)
Торговля (buy)
Торговля с более значительным

добавлением стоимости
Производство и торговля по разным объемам выпуска и разным

продуктам с постепенным переходом от торговли к производству по наиболее перспективным продуктам
Выбор способа выпуска продуктаПроизводство ( make)Торговля (buy)Торговля с более значительным добавлением стоимостиПроизводство и торговля по разным объемам

Слайд 68Выбор между производственным и торговым способами выпуска продукта
Производство продукта
преимущества :
-

меньшая конкуренция
из-за высоких барьеров по входу в отрасль
- Управляемость

и модификация продукта
- Возможность инновационной монополии





недостатки :
- Необходимость значительных инвестиций
- Высокие барьеры по входу в отрасль
- Зависимость от конъюнктуры на рынках покупных ресурсов
- Наличие специфических активов и высокие барьеры по выходу по отрасли

Торговля продуктом
преимущества:
- незначительные инвестиции
- низкие барьеры по входу в отрасль
- меньший объем специфических активов,
низкие барьеры по выходу из отрасли и высокая гибкость
- более близкий контакт с потребителем и возможность своевременно следить за изменением потребительских предпочтений

недостатки:

- интенсивная конкуренция из-за низких барьеров по входу в отрасль
- сравнительно низкая рентабельность операций
- высокая конкуренция за доступ к источникам качественных и дешевых ресурсов

Выбор между производственным и торговым способами выпуска продуктаПроизводство продуктапреимущества :- меньшая конкуренция из-за высоких барьеров по входу

Слайд 69Вертикальная интеграция
Достоинства вертикальной интеграции «вниз»
Экономия на ценах покупных ресурсов
Экономия на

налогах
независимость от конкуренции за доступ к необходимым покупным ресурсам

экономия на трансакционных издержках
Возможность быстро и скоординировано осуществлять обновление финального продукта и компонентов ,и материалов для него
Достоинства вертикальной интеграции «вверх»
Приближение к конечному потребителю, что позволяет улучшать возможности мониторинга за изменением потребностей и оперативного совершенствования продукта
Снижается уровень цен на продукт для конечного потребителя и увеличивается конкурентоспособность продукта
Весь маркетинговый комплекс ( продукт-цена-продвижение-место) может быть построен относительно конечных потребителей
Увеличиваются возможности закрепления клиентуры
Независимость от сбытовых сетей, которые могут контролироваться конкурентами
Вертикальная интеграцияДостоинства вертикальной интеграции «вниз»Экономия на ценах покупных ресурсовЭкономия на налогах независимость от конкуренции за доступ к

Слайд 70Недостатки вертикальной интеграции

Увеличение массы и доли специфические активов
Угроза неокупаемости инвестиций

в обеспечение вертикально интегрированного выпуска продукта при необходимости переспециализации
потеря управляемости

компании или группы компаний
Рост административно-управленческих расходов
Недостатки вертикальной интеграцииУвеличение массы и доли специфические активовУгроза неокупаемости инвестиций в обеспечение вертикально интегрированного выпуска продукта при

Слайд 71Выбор типов и каналов сбыта продукта
Выбор посредников
Брокеры
Торговые агенты
Комиссионеры
Консигнаторы
Дилеры

Выбор типов и каналов сбыта продуктаВыбор посредниковБрокерыТорговые агентыКомиссионерыКонсигнаторыДилеры

Слайд 72Типы посредников
Брокеры
поиск клиентов по цене и объему поставки
помощь при

составлении контрактов
Торговые агенты
продажа от лица производителя по типовому договору(

включая подготовку продаж)
Комиссионеры
продажи по типовому договору от своего лица ( особенно при выходе собственника на новые рынки)
Консигнаторы
Комиссионные продажи при соблюдении срока и объема консигнации
Дилеры
посредники , берущие на себя техническое обслуживание при наличии договоров о послепродажном обслуживании с производителями
Типы посредниковБрокеры поиск клиентов по цене и объему поставкипомощь при составлении контрактовТорговые агентыпродажа от лица  производителя

Слайд 73контрактация
Договорные отношения с независимыми поставщиками
Договорные отношения с зависимыми поставщиками
Договорные отношения

с аффилированными поставщиками

контрактацияДоговорные отношения с независимыми поставщикамиДоговорные отношения с зависимыми поставщикамиДоговорные отношения с аффилированными поставщиками

Слайд 74Выбор типа договоров, заключаемых при контрактации
Договор купли-продажи
Предмет договора - товары,

продукты
Договор подряда
Предмет договора – услуги подрядчика
Договор аренды
( финансового лизинга)
Предмет

договора - услуги по использованию недвижимости или оборудования

Лицензированные договора
Предмет договора - права и технологии

Выбор типа договоров, заключаемых при контрактацииДоговор купли-продажиПредмет договора - товары, продуктыДоговор подрядаПредмет договора – услуги подрядчикаДоговор аренды

Слайд 75Выбор сбытовых каналов
Канал сбыта определяет тип покупателей и целевой

сегмент рынка


Выбор канала сбыта зависит от типа продукта
типы продукта

Продукты

для индивидуальных и корпоративных потребителей

Неспециализированных и специализированных

Стандартизированные и индивидуализированные товары и услуги
Товары ,производимые по индивидуальным заказам, в условиях серийного производства и производства непрерывного цикла
Расходные и инвестиционные товары

товары повседневного спроса

Товары не первой необходимости

Товары роскоши

Сопутствующие товары и другие виды

Выбор сбытовых каналов Канал сбыта определяет тип покупателей и целевой сегмент рынкаВыбор канала сбыта зависит от типа

Слайд 76Планирование цены и объема выпуска
Вариант 1 : Выбор объема

выпуска при отсутствии свободы установления цены ,поскольку на целевом рынке

есть единая рыночная цена


Вариант 2 : Выбор объема выпуска и цены продажи
- монополистом в т.ч. при инновационной монополии
- при наличии только среднерыночной цены на стандартизированный товар и рыночного коридора

Планирование цены и объема выпускаВариант 1 : Выбор  объема выпуска при отсутствии свободы установления цены ,поскольку

Слайд 77Выбор условия оплаты цены и корректировка «базовой цены»

цена при условии

ее оплаты по факту поставки товара «базовая цена»
цена при условии

ее оплаты в рассрочку:
- при разных сроках рассрочки;
- при разных распределениях во времени рассрочки платежей;
цена при условии авансовых платежей:
- при разных долях цены ,уплачиваемых до поставки товара
- при разном распределении во времени досрочно уплачиваемых платежей
Выбор условия оплаты цены и корректировка «базовой цены»цена при условии ее оплаты по факту поставки товара «базовая

Слайд 78Основной капитал организации
Материальные активы
Здания (кроме жилых)
Сооружения
Передаточные устройства
Машины и

оборудование
Средства транспортные
Инвентарь производственный и хозяйственный
Скот рабочий, продуктивный и племенной;
Насаждения многолетние

Материальные основные фонды, не включенные в другие группировки

Нематериальные активы
Геологоразведочные работы

Компьютерное программное обеспечение

Оригинальные произведения науки, литературы, искусства
Деловая репутация

Товарные знаки, торговые марки, знаки обслуживания
Наукоемкие промышленные технологии, изобретения
секреты фирмы (ноу-хау)

Основной капитал организацииМатериальные активы Здания (кроме жилых) СооруженияПередаточные устройстваМашины и оборудованиеСредства транспортныеИнвентарь производственный и хозяйственныйСкот рабочий, продуктивный

Слайд 79Классификация материальных активов

Классификация материальных активов

Слайд 80Нематериальные активы фирмы
Признаки :
отсутствие материально-вещественной формы
способность приносить прибыль
возможность идентификации объекта

от других активов
длительность использования(свыше 12 месяцев)
достоверное определение первоначальной стоимости

Нематериальные активы фирмыПризнаки :отсутствие материально-вещественной формыспособность приносить прибыльвозможность идентификации объекта от других активовдлительность использования(свыше 12 месяцев)достоверное определение

Слайд 81Способы оценки основного капитала
Материально –вещественная оценка
Стоимостная оценка
Полная первоначальная стоимость как

сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до

состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов
Восстановительная (текущая) стоимость (в том числе за вычетом износа)
Рыночная стоимость
Остаточная стоимость
Ликвидационная стоимость
Среднегодовая стоимость
Способы оценки основного капиталаМатериально –вещественная оценкаСтоимостная оценкаПолная первоначальная стоимость как сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку

Слайд 82Износ основного капитала
Материальный износ
Моральный износ
Социальный износ

Износ основного капиталаМатериальный износМоральный износСоциальный износ

Слайд 83Амортизация
Линейные методы начисления амортизации
а) равномерный;
б) ускоренный;

в) замедленный.
Нелинейные методы начисления амортизации
а)

дегрессивный:
• геометрически - дегрессивный (метод уменьшаемого остатка);
• арифметически – дегрессивный ( метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования).
6) прогрессивный
Нерегулярный метод начисления амортизации (метод списания стоимости пропорционально объему произведенной продукции)

АмортизацияЛинейные методы начисления амортизации  а) равномерный;  б) ускоренный;  в) замедленный. Нелинейные методы начисления амортизации

Слайд 84Амортизационные группы
Срок полезного использования - период ,в течении которого объект

основных средств используется для достижения целей организации
1 амортизационная группа

от 1 года до 2 лет включительно
2 амортизационная группа свыше 2 лет до 3 лет включительно
3 амортизационная группа свыше 3 лет до 5 лет включительно
4 амортизационная группа свыше 5 лет до 7 лет включительно
5 амортизационная группа свыше 7 лет до 10 лет включительно
6 амортизационная группа свыше 10 лет до 15 лет включительно
7 амортизационная группа свыше 15 лет до 20 лет включительно
8 амортизационная группа свыше 20 лет до 25 лет включительно
9 амортизационная группа свыше 25 лет до 30 лет включительно
10 амортизационная группа свыше 30 лет

Амортизационные группыСрок полезного использования - период ,в течении которого объект основных средств используется для достижения целей организации1

Слайд 85Оценка эффективности использования основного капитала организации
Экономическая эффективность - это способность

ресурса обеспечивать получение большего или меньшего результата, соответствующего цели деятельности

предприятия
Результат носит название экономический эффект
Показатели, используемые для оценки эффективности
• технико-экономические (или частные),
• экономические (или обобщающие).
Технико-экономические показатели - это показатели, характеризующие использование отдельных групп основного капитала; зданий различного назначения, различных сооружений, оборудования разного вида, транспортных средств и т.п.
Экономические показатели - это показатели, характеризующие эффективность использования всей совокупности основного капитала.
Результат может быть измерен • натуральными показателями
• стоимостные показателями
Оценка эффективности использования основного капитала организацииЭкономическая эффективность - это способность ресурса обеспечивать получение большего или меньшего результата,

Слайд 86Определение оптимального срока полезного использования оборудования
Технически возможный срока полезного использования

оборудования - период времени, в течении которого при надлежащем уходе

и затратах на поддержание технических и эксплуатационных характеристик, может быть использовано технологическое оборудование

Экономически целесообразный срока полезного использования оборудования – период времени ,за пределами которого неэксплуатация становится выгоднее ,чем его дальнейшая эксплуатация
Определение оптимального срока полезного использования оборудованияТехнически возможный срока полезного использования оборудования - период времени, в течении которого

Слайд 87Определение оптимального срока полезного использования оборудования

Определение оптимального срока полезного использования оборудования

Слайд 88Определение оптимального срока полезного использования оборудования

Определение оптимального срока полезного использования оборудования

Слайд 89Оборотный капитал организации
Оборотный капитал – активы , которые при нормальный

хозяйственной деятельности организации меняет свои формы в относительно короткий срок

и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт, изменяя при этом натурально-вещественную форму.
Оборотный капитал – это наиболее подвижная часть активов

Оборотный капитал организацииОборотный капитал – активы , которые при нормальный хозяйственной деятельности организации меняет свои формы в

Слайд 90Оборотный капитал организации
Оборотные фонды
Производственные запасы сырья ,материалов ,топлива, комплектующих и

других ресурсов
Незавершенное производство
Расходы будущих периодов
Предварительная оплата на будущих периодов


Фонды обращения
Готовая

продукция на складе
Товары отгруженные ,но неоплаченные
Дебиторская задолженность
Денежные средства в расчетах и кассе
Финансовые инвестиции в ценные бумаги, депозитные вклады, доли участия, в капиталах других компаний
Оборотный капитал организацииОборотные фондыПроизводственные запасы сырья ,материалов ,топлива, комплектующих и других ресурсовНезавершенное производствоРасходы будущих периодовПредварительная оплата на

Слайд 91 Состав и структура оборотного капитала
По источникам формирования
- Собственные
-

Заемные

По сферам применения
- оборотные фонды
- фонды обращения



Состав и структура оборотного капитала По источникам формирования- Собственные- Заемные По сферам применения- оборотные фонды- фонды

Слайд 92Оборотный цикл
Денежная форма
Производственная форма
Товарная форма

Оборотный циклДенежная формаПроизводственная формаТоварная форма

Слайд 93Определение минимального размера оборотного капитала
определение потребности в оборотном капитале

для создания
производственных запасов

определение потребности в оборотном капитале для незавершенного производства

определение

потребности в оборотном капитале для расходов будущих периодов

определение потребности в оборотном капитале для складских запасов готовой продукции



Определение минимального размера оборотного капитала определение потребности в оборотном капитале для созданияпроизводственных запасовопределение потребности в оборотном капитале

Слайд 94Потери и риски ,связанные с недостатком оборотных средств
Сужение круга поставщиков

из-за недостатка средств для предоплаты
Перебои в снабжении, и в производственном

процессе
сужение круга покупателей из-за недостатка средств для предоставления кредита
Потери покупателей из-за недостатка готовой продукции
Утрата «доброго имени» из-за возможных срывов поставок продукции
Снижение прибыли за счет уменьшения объемов продаж

Потери и риски ,связанные с недостатком оборотных средствСужение круга поставщиков из-за недостатка средств для предоплатыПеребои в снабжении,

Слайд 95Потери и риски ,связанные с избытком оборотных средств
Снижение требовательности к

поставщикам и заказчикам, и как следствие ,потери из-за недобросовестных поставщиков

и заказчиков
Рост расходов на хранение излишних запасов ,потери от порчи ,хищений и т.п.
Моральное устаревание готовой продукции и т.п.
Возросший налог на имущество из-за увеличенных запасов материалов и готовой продукции
Снижение общей рентабельности производственной и экономической деятельности
Потери и риски ,связанные с избытком оборотных средствСнижение требовательности к поставщикам и заказчикам, и как следствие ,потери

Слайд 96Политика управления оборотным капиталом фирмы
Относительное сокращение потребности в оборотном капитале

за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств –дебиторский контроль, использование векселей,

факторинг, спонтанное финансирование, диверсификация поставщиков и т.д.
Относительное наращивание величины собственных оборотных средств путем долгосрочных заимствований, распределения чистой прибыли на развитие, выпуск дополнительных акций и т.д.

Политика управления оборотным капиталом фирмыОтносительное сокращение потребности в оборотном капитале за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств –дебиторский

Слайд 97Чистый оборотный (рабочий) капитал
Чистый оборотный капитал –это разница между текущими

активами и текущими пассивами фирмы
Чистый оборотный капитал в традиционной терминологии

и есть собственные оборотные средства

Собственные оборотные средства - это часть постоянных пассивов( собственных средств и долгосрочных обязательств) ,которая остается на финансировании оборотных средств после покрытия постоянных активов
Чистый оборотный  (рабочий) капиталЧистый оборотный капитал –это разница между текущими активами и текущими пассивами фирмыЧистый оборотный

Слайд 98Текущие финансовые потребности
Запасы сырья и готовой продукции
+
Долговые обязательства к клиентам

(дебиторская задолженность)
_
Долговые обязательства поставщикам (кредиторская задолженность)

Текущие финансовые потребностиЗапасы сырья и готовой продукции+Долговые обязательства к клиентам (дебиторская задолженность)_Долговые обязательства поставщикам (кредиторская задолженность)

Слайд 99Управление складскими запасами
Система управления складскими запасами – это совокупность

правил ,определяющих методы учета движения складских запасов, периодичность и размер

их пополнения

Ключевые параметры

Время( периодичность) заказа

Размер заказа

Управление складскими запасами Система управления складскими запасами – это совокупность правил ,определяющих методы учета движения складских запасов,

Слайд 100Оптимальный размер заказа (формула Харриса)
,где Т - продолжительность периода

Q – потребность в течении периода

З – расходы на оплату заказа
Р – расходы на хранение
q – размер заказа партии
Оптимальный размер заказа (формула Харриса),где Т - продолжительность периода    Q – потребность в течении

Слайд 101Цели создания складских запасов

создание запасов для обеспечения нормального производственного процесса

(рабочий запас)
создание резервов для компенсации возможных отклонений реально складывающихся условий

от прогнозируемых(страховой запас)
образование запаса в спекулятивных целях
Цели создания складских запасовсоздание запасов для обеспечения нормального производственного процесса (рабочий запас)создание резервов для компенсации возможных отклонений

Слайд 102Факторы, определяющие складскую политику фирмы
Потребность фирмы в конкретном виде материалов

и ее распределение во времени
Полное время обработки и выполнения заказа
Цена

связанного в запасе капитала
Расходы и потери ,обусловленные созданием и хранением запаса
Факторы, определяющие складскую политику фирмыПотребность фирмы в конкретном виде материалов и ее распределение во времениПолное время обработки

Слайд 103Цена связанного в запасе капитала
Создание всех видов запасов сырья ,

материалов и т.п. сопровождается «замораживанием» оборотных средств
Чем больше запас и

чем дольше он лежит на складе ,тем больше связанный капитал и большую стоимость необходимо платить за пользование им.
Цена связанного в запасе капиталаСоздание всех видов запасов сырья , материалов и т.п. сопровождается «замораживанием» оборотных средствЧем

Слайд 104Расходы и потери ,обусловленные созданием и хранением запаса
Издержки ,связанные с

заказом и покупкой товара
Издержки и потери при хранении товаров на

складе
Транспортные расходы
Расходы и потери ,обусловленные созданием и хранением запасаИздержки ,связанные с заказом и покупкой товараИздержки и потери при

Слайд 105Издержки ,связанные с заказом и покупкой товара
Постоянные издержки возникают из

самого факта заказа товара ( расходы на размещение заказа, организация

приема товара, проверка документации и т.п.)
Чем чаще заказы, тем больше величина постоянных издержек
Переменные издержки зависят от размера заказа ( цена товара)
Издержки ,связанные с заказом и покупкой товара Постоянные издержки возникают из самого факта заказа товара ( расходы

Слайд 106Издержки и потери при хранении товаров на складе
Расходы на содержание

складских площадей
Затраты на хранение товара
Страхование
Естественная убыль , хищения
Потери от

устаревания товаров и т.п.
Постоянные издержки обусловлены наличием и содержанием складского хозяйства (охрана склада, его освещение, отопление и заработная плата персонала)
Переменные издержки зависят от средней стоимости хранимого товара, которая определяется частотой и размерами заказов
Издержки и потери при хранении товаров на складе Расходы на содержание складских площадейЗатраты на хранение товараСтрахование Естественная

Слайд 107Транспортные расходы
Постоянные расходы – это затраты, не зависящие от количество

перевозимых грузов или их стоимости (оплата аренды контейнеров)
Переменные расходы –

это расходы , зависящие от объема перевозимых грузов, тариф на перевозку единицы груза а также на погрузку и разгрузку
Транспортные расходы Постоянные расходы – это затраты, не зависящие от количество перевозимых грузов или их стоимости (оплата

Слайд 108Использование АBC – анализа при управлении складскими запасами
Цель

– оптимизация расходов по управлению складскими запасами
Теоретическая основа –

правило Парето, которое гласит, что 80% результата достигается 20% усилий, а , в свою очередь , оставшиеся 80% усилий приносят 20% результата
Деление всех хранимых видов сырья, материалов, и т.п. на группы
А- группа материалов , количество которых невелико , но которую приходится значительная доля общей стоимости сырья и материалов
С- группа материалов , количество которых составляет большее число позиций ,но доля в общей стоимости невелика
В- группа материалов , занимающая среднее положение между группами А и С

Использование АBC – анализа при управлении складскими запасами  Цель – оптимизация расходов по управлению складскими запасами

Слайд 109Процедура проведения АВС- анализа
По отчетным данным за предыдущий год определяется

фактическая стоимость каждого вида товарно- материальных ценностей
Расположение всех товарно-

материальных ценностей в порядке убывания их стоимости
определение доли каждого вида товарно- материальных ценностей в общей сумме материальных затрат предприятия
разделение перечня на три соответствующие группы
А- позиции ,на которые в совокупности приходится примерно 60 % все материальных затрат фирмы,
В - позиции ,на которые в совокупности приходится примерно 30 % все материальных затрат фирмы,
С- позиции ,на которые в совокупности приходится примерно 10 % все материальных затрат фирмы
Разработка системы управления и планирования складскими запасами





Процедура проведения АВС- анализаПо отчетным данным за предыдущий год определяется фактическая стоимость каждого вида товарно- материальных ценностейРасположение

Слайд 110Оценка эффективности использования оборотного капитала организации
Основные показатели для оценки:
коэффициент оборачиваемости
продолжительность

одного оборота оборотных средств
коэффициент загрузки оборотного капитала

Оценка эффективности использования оборотного капитала организацииОсновные показатели для оценки:коэффициент оборачиваемостипродолжительность одного оборота оборотных средствкоэффициент загрузки оборотного капитала

Слайд 111Способы повышения эффективности использования оборотных средств
Стадия предоплаты
построение

взаимоотношений с контрагентами , минимизирующих расчеты в виде предварительной оплаты

с поставщиками и покупателями

Стадия запасов сырья, материалов и т.п.
Мероприятия, направленные на улучшение использования различных видов материальных ресурсов( уменьшение потерь при хранении, снижении норм расходов, использование ресурсосберегающих технологий и т.п.)
Мероприятия, направленные на оптимизацию складской политики( рациональная политика завоза материалов на склады),уменьшение срока обслуживания поступающих на склад заказов на материальные

Способы повышения эффективности использования оборотных средствСтадия предоплаты   построение взаимоотношений с контрагентами , минимизирующих расчеты в

Слайд 112Способы повышения эффективности использования оборотных средств
Стадия производства
Применение более производительной техники,

новых технологий, позволяющих сокращать время производство
Увеличение сменности работы оборудования

и персонала
Сокращение простоев
Уменьшение пролеживания изделий между операциями

Стадия запасов готовой продукции
Управление дебиторской задолженностью
Качественная юридическая сопровождение заключаемых договоров
Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, кредитной истории, предлагаемых условий оплаты
Разработка системы скидок, стимулирующих продажи и т.п.

Способы повышения эффективности использования оборотных средствСтадия производстваПрименение более производительной техники, новых технологий, позволяющих сокращать время производство Увеличение

Слайд 113Лекция 10
Расходы фирмы : понятие, классификация , способы

учета и измерения

Лекция 10  Расходы фирмы : понятие, классификация , способы учета и измерения

Слайд 114определения
Затраты- стоимостная оценка производственных ресурсов фирмы, использованных в процессе производства

и реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг
Расходы -уменьшение

экономических выгод в результате выбытия активов, возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключение уменьшения вкладов по решению участников этой организации
Издержки- денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления фирмой своей деятельности
определенияЗатраты- стоимостная оценка производственных ресурсов фирмы, использованных в процессе производства и реализации продукции, выполнения работ или оказания

Слайд 115Классификация затрат
Экономическое содержания
Роль в процессе производства
Характер отнесения на себестоимость конкретного

продукта
Характер зависимости от объема выпускаемой продукции

Классификация затратЭкономическое содержанияРоль в процессе производстваХарактер отнесения на себестоимость конкретного продуктаХарактер зависимости от объема выпускаемой продукции

Слайд 116Экономическое содержания
Материальные затраты
Затраты на оплату труда
( включая отчисления на

социальные нужды )
Амортизация основных средств
Прочие затраты

смета затрат
калькуляция

Экономическое содержанияМатериальные затратыЗатраты на оплату труда ( включая отчисления на социальные нужды )Амортизация основных средствПрочие затраты смета

Слайд 117Роль в процессе производства
Основные затраты - это затраты непосредственно обусловленные

технологическим процессом производства продукции
Накладные затраты – это затраты на управление,обслуживание

производства и создание условий для работы фирмы в целом

Роль в процессе производстваОсновные затраты - это затраты непосредственно обусловленные технологическим процессом производства продукцииНакладные затраты – это

Слайд 118Накладные затраты
Общецеховые
Общепроизводственные
Общехозяйственные

Накладные затратыОбщецеховыеОбщепроизводственныеОбщехозяйственные

Слайд 119Общецеховые затраты
Расходы на управление цехом, структурным подразделением
Амортизация здания цеха
Отопление, освещение,

ремонт помещения
Износ малоценных и быстроизнашивающих предметов и т.п.

Общецеховые затратыРасходы на управление цехом, структурным подразделениемАмортизация здания цехаОтопление, освещение, ремонт помещенияИзнос малоценных и быстроизнашивающих предметов и

Слайд 120Общепроизводственные затраты
Содержание и текущий ремонт основных средств общепроизводственного назначения
Производство испытаний, опытов,

исследований
Содержание научно- исследовательских подразделений
Затраты на подготовку кадров и т.п.

Общепроизводственные затратыСодержание и текущий ремонт основных средств общепроизводственного назначенияПроизводство испытаний, опытов, исследованийСодержание научно- исследовательских подразделенийЗатраты на подготовку

Слайд 121Общехозяйственные затраты
Расходы на управление фирмой (оплата труда аппарата управления фирмой, командировки,

содержание легкого автотранспорта, охрана предприятия и т.п.)
Непроизводственные расходы ( потери

от простоев, от порчи и гибели материальных ценностей, хищений и т.п.)
Коммерческие расходы ( расходы на тару, на упаковку, на транспортировку, комиссионные и т.п.)
Общехозяйственные затратыРасходы на управление фирмой (оплата труда аппарата управления фирмой, командировки, содержание легкого автотранспорта, охрана предприятия и

Слайд 122В зависимости от степени включения в себестоимость продукции накладных расходов

различают
Цеховая себестоимость, если к основным затратам добавлены только общецеховые расходы
Производственная

себестоимость, если к основным затратам добавлены общецеховые и общепроизводственные расходы
Полная себестоимость, если к основным затратам добавлены общецеховые , общепроизводственные и общехозяйственные расходы


В зависимости от степени включения в себестоимость продукции накладных расходов различаютЦеховая себестоимость, если к основным затратам добавлены

Слайд 123Характер отнесения затрат на себестоимость конкретного продукта
Прямые затраты – это

затраты ,которые прямо могут быть отнесены на себестоимость производимого продукта
Косвенные

затраты –это затраты, которые невозможно прямо отнести на себестоимость конкретного продукта, поскольку они связаны с производством многих продуктов.
Включение этих затрат в себестоимость осуществляется косвенными методами- например, пропорционально объему оплаты труда основных производственных рабочих продукции, величине материальных затрат и т. п.
Характер отнесения затрат на себестоимость конкретного продуктаПрямые затраты – это затраты ,которые прямо могут быть отнесены на

Слайд 124Характер зависимости от объема выпускаемой продукции
Постоянные затраты - это затраты,

которые в широких пределах не зависят от объема производимой продукции

,работ, услуг (арендная плата за занимаемое помещение, амортизация оборудования, оплата труда руководства предприятия, расходы на рекламу и т.д.)
Переменные затраты – это затраты, прямо связанные с объемом производимой продукции ( затраты на материалы, расход топлива и энергии на технологические цели, сдельная заработная плата основных рабочих и т.д.)
Характер зависимости от объема выпускаемой продукцииПостоянные затраты - это затраты, которые в широких пределах не зависят от

Слайд 125Анализ взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли

TC = FC+VC
где TC –это

общие затраты фирмы на производство и реализацию продукции,
FC – это постоянные затраты фирмы на производство и реализацию продукции,
VC – это переменные затраты фирмы на производство и реализацию продукции,
AVC - это средние переменные затраты фирмы на производство и реализацию продукции,
V - это объем производимой продукции фирмы
Q= FC+VC+P= FC+AVC* V+P


Анализ взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли        TC = FC+VC

Слайд 126Смета затрат
Основной документ непосредственно связанный с планированием затрат и управлении

ими на предприятии
Полный свод затрат фирмы за определенный период времени

на весь объем производимой продукции, работ или услуг
Затраты группируются по однородным экономическим элементам
Смета затратОсновной документ непосредственно связанный с планированием затрат и управлении ими на предприятииПолный свод затрат фирмы за

Слайд 127Калькуляция себестоимости
Определение себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг в расчете

на единицу
Затраты группируются по статьям калькуляции
Отчетная, плановая ,фактическая калькуляции

Калькуляция себестоимостиОпределение себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг в расчете на единицуЗатраты группируются по статьям калькуляцииОтчетная, плановая

Слайд 128Системы управления затратами фирмы
Методы учета затрат
Методы планирования и анализа затрат
Методы

калькулирования себестоимости
Механизм контроля затрат
Механизм стимулирования рационального снижения затрат



Системы управления затратами фирмыМетоды учета затратМетоды планирования и анализа затратМетоды калькулирования себестоимостиМеханизм контроля затратМеханизм стимулирования рационального снижения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика