Слайд 1Рынки с ослабленной конкуренцией
Монополия
Слайд 2Монополия
Монопо́лия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo)
— продаю) — исключительное (монопольное) право в какой-либо сфере деятельности
государства, организации, фирмы и т. д.
В экономике монополия появилась, когда монархи жаловали определённому купцу (ремесленнику, цеху) привилегию (монополию) на производство или торговлю определённым товаром.
Слайд 3Монополия
В неоклассическом подходе экономической теории, монополия - один из видов
рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли
в условиях рынка:
существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма;
существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштабасуществуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патентысуществуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьёмсуществуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др.
Слайд 4Непреодолимые барьеры
Преимущества крупного производства.
Легальные барьеры.
Нечестная конкуренция.
Слайд 5Классификация монополий
По месту в торговых сделках монополии
подразделяются на два вида:
Монополия – объединение предприятий, продающее определенные
товары множеству покупателей (т.е. имеется единственный продавец и много покупателей).
Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).
Слайд 6Классификация монополий
В зависимости от степени охвата рынка
выделяются следующие виды монополистических организаций:
Чистые монополии (монопсонии) – это
организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.
Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
Слайд 7Классификация монополий
В зависимости от характера и причин возникновения
различают следующие виды монополистических объединений:
Естественная монополия – возникает тогда,
когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т.п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т.п.).
Слайд 8Классификация монополий
В экономической литературе иногда те монополии, которые
сознательно поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими.
Искусственные монополии – объединения,
создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую.
Слайд 9Классификация монополий
Легальные монополии – образуются на законном основании.
Это возможно при следующих обстоятельствах:
Патентная система – удостоверяет авторство изобретений
и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование.
Авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любым способом.
Товарные знаки – закрепляет исключительное право владельца товарного знака пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещает его использование другими лицами.
Слайд 10Последствия несовершенной конкуренции
Сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем.
Значительное
завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при
совершенной конкуренцией.
Тенденция к постоянному получению прибыли, превышающей нормальный уровень.
Слайд 11Антимонопольная политика
Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики
и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.),
предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.
Слайд 12Антимонопольная политика
Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий
монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по
нескольким направлениям:
Ограничение монополизации рынка;
Запрещение слияний конкурирующих компаний;
Запрещение установления монопольных цен;
Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.