Слайд 1Всемирные экономические отношения.
Слайд 2Всемирные экономические отношения.
Всемирные экономические отношения иногда называют "кровеносной системой" мирового
хозяйства. Они все время усложняются, приобретают новые формы. Экономика многих
стран мира становится все более "открытой", т. е. втянутой в мировое хозяйство, в мирохозяйственные связи. Обычно о степени такой открытости судят по экспортной квоте, характеризующей долю экспорта товаров, услуг, капиталов в формировании ВВП. Наиболее высока экспортная квота в малых высокоразвитых странах Западной Европы (например, в Бельгии, Нидерландах она достигает 60-70%). У Европейских стран "большой семерки" она также весьма высока (в ФРГ, Франции составляет от 20 до 30 %), тогда как в очень крупных странах с емким внутренним рынком эта доля обычно ниже (в США - 10%). В бывшем СССР экспортная квота составляла 15 % , в современной России она поднялась до 20 %. Решающую роль в формировании "открытой" экономики играет политика транснациональных корпораций (ТНК).
Слайд 3Международная торговля.
Международная (мировая) торговля - самая
старая часть мирового хозяйства, которая в эпоху НТР приобрела, можно
сказать, второе дыхание: по темпам роста она в 2-2,5 раза превышает производство. Под влиянием НТР большие изменения происходят и в товарной структуре мировой торговли. В первую очередь она заключается в уменьшении доли топлива, сырья и продовольствия и увеличении доли готовых изделий. Географическое распределение международной торговли определяется прежде всего соотношением между странами Севера и Юга, которое составляет 75 : 25. Из отдельных крупных регионов мира особо выделяется зарубежная Европа (более 50 % всей мировой торговли). На втором месте находится зарубежная Азия (22%), в первую очередь благодаря Японии, новым индустриальным и нефтедобывающим странам, на третьем (16%) - Северная Америка. Доля стран СНГ в мировой торговле составляет 3 %. В "первую пятерку" стран по размерам торговли товарами входят США, ФРГ, Япония, Франция и Великобритания.
Неудивительно, что главные межстрановые товаропотоки осуществляются в основном между этими странами:
США -> Канада
США -> Япония
ФРГ -> Франция
США -> Мексика
ФРГ -> Великобритания
Япония -> Саудовская Аравия
США -> Великобритания
Доля России в мировом экспорте немногим превышает 1 % (20-е место).
Слайд 4Товарная структура международной торговли, в %.
Слайд 5Ведущие торговые партнеры России в 2000 г.
Слайд 6Товарная структура внешней торговли России, в %.
Слайд 7Международные финансово-кредитные отношения.
Эта форма ВЭО находит
выражение в экспорте капитала, предоставлении займов и кредитов. Ныне основной
обмен капиталами происходит между экономически развитыми странами Запада и затрагивает прежде всего передовые (наукоемкие) отрасли. Именно в этих странах сложились главные финансовые районы и центры мира.
Первое место среди них занимает Западная Европа, где по экспорту капитала особенно выделяются ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страной-банкиром издавна называют Швейцарию, а с недавнего времени - и Люксембург. Среди финансовых центров Западной Европы благодаря своим валютным биржам и банкам особое значение имеют Лондон, Франкфурт-на-Майне, Цюрих.
Второе место принадлежит США, которые по запасам золота и валюты значительно уступают Европе, но по размерам вывоза капитала примерно равны ей. Финансовой "столицей" США является Нью-Йорк. Сферой приложения американских капиталов фактически служит весь мир.
Третье место занимает Япония, также превратившаяся в один из ведущих финансовых районов мира. Среди десяти крупнейших банков современного мира восемь - японские.
Из развивающихся стран наибольшее участие в мировой финансовой деятельности принимают новые индустриальные и нефтедобывающие страны Азии. Некоторые города этих стран - в первую очередь Сингапур, Сянган (Гонконг) и столицы ряда стран Персидского залива - также превратились в финансовые центры мирового значения.
Из стран СНГ по масштабам финансовой деятельности выделяется Россия, а в ней Москва, в которой находятся крупнейшие банки страны.
Слайд 8Доля инвестиций в общем объеме капиталовложений в государствах.
Слайд 9Международный туризм.
В последние десятилетия в мире происходит
настоящий туристский бум. Такое быстрое развитие международного туризма отражает рост
производительных сил, совершенствование транспортных средств и в то же время является одним из следствий урбанизации, повышения благосостояния и культурного уровня людей. В соответствии с видами передвижения различают автомобильный, воздушный, речной и морской туризм. Одновременно растет и индустрия туризма - сеть туристских фирм, гостиниц, круизных судов, предприятий по производству сувениров и др.
Слайд 10 Развитие международного туризма в мире.
Слайд 11Географическое распределение международного туризма (в %).
Географическое
распределение международного туризма отличается определенной постоянностью: на Европу, Америку и
Восточную Азию приходится более 90 % всех туристских посещений и такая же доля доходов от туризма. Но в пределах этой "большой тройки" пропорции начинают изменяться: доля Европы снижается, а доля двух других регионов возрастает. Тем не менее, Европа была и остается главным туристическим регионом мира. В Европе же находятся шесть из десяти ведущих стран мира по приему иностранных туристов.
Слайд 12Десять ведущих стран мира по приему иностранных туристов.
Регион Америки
в этом перечне представляют США, Мексика и Канада, причем по
доходам от международного туризма (65 млрд. долл. в год) именно США занимают первое место в мире. Регион Восточной Азии представлен Китаем, где международный туризм в последнее время развивается быстрыми темпами.
Из России в зарубежные страны в 1995 г. выезжали 2,6 млн., а побывали в стране 1,8 млн. туристов. Доходы от туризма составили 5 млрд. долл.
Слайд 13Другие формы международных экономических отношений.
Международное производственное сотрудничество;
Научно-техническое сотрудничество;
Свободная экономическая зона (СЭЗ);
Предоставление международных услуг.
Слайд 14Международное производственное сотрудничество.
Международное производственное сотрудничество может осуществляться
по-разному. И в виде специализации производства - преимущественно в машиностроении
- с постепенным переходом от предметной к поузловой и подетальной специализации. Наиболее яркий пример такого рода являет собой автомобильная промышленность. И в виде совместного, комбинированного производства отдельной продукции рядом стран. Например, ФРГ, Франция, Великобритания и Испания намечают совместный выпуск нового самолета-аэробуса. И в виде создания совместных предприятий (СП) в разных отраслях производственной и непроизводственной сфер. И в виде сотрудничества в капитальном строительстве: в сооружении крупных хозяйственных объектов, таких как электростанции, металлургические комбинаты, транспортные магистрали.
Слайд 15Свободная экономическая зона (СЭЗ).
Свободные экономические зоны (СЭЗ) появились в конце
50-х годов, а ныне общее их число во всем мире
уже приближается к 1 тысяче. Свободная экономическая зона (СЭЗ) - это район или город, обладающий выгодным экономико-географическим положением, в котором устанавливается льготный налоговый и таможенный режим, создаются условия для привлечения иностранного капитала и производства в первую очередь современной наукоемкой продукции. СЭЗ имеются и в экономически развитых, и в развивающихся, особенно в новых индустриальных, странах. Примером страны, где свободные (специальные) экономические зоны оказали большое положительное воздействие на развитие экономики, может служить Китай. Наряду с СЭЗ в этой стране с середины 80-х годов были "открыты" многие морские порты, получившие значительную свободу в проведении экономической политики. Несколько свободных экономических зон успешно функционируют и в России.
Слайд 16Научно-техническое сотрудничество, предоставление международных услуг.
Научно-техническое сотрудничество
выражается в международном обмене научно-технической информацией, а также в осуществлении
совместных научных разработок и проектов, например в области космических исследований (российско-американский проект "Альфа").
Предоставление международных услуг. Оно включает транспортные услуги (например, обслуживание и фрахт морских судов), строительные услуги, услуги в области страхования, рекламы, инженерного проектирования, обмена производственным опытом (ноу-хау) и др.