Разделы презентаций


История русской философии. Западники

Содержание

ЗападникиВ. Г. Белинский (1811‑1848) А. И. Герцен (1812‑1870) Т. Н. Грановский (1813-1855)Н. В. Станкевич (1813-1840)М. А. Бакунин (1814-1876)К. Д. Кавелин (1818-1885)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История русской философии
Западники
Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии

История русской философии  ЗападникиМосковский государственный институт международных отношений  Кафедра философии

Слайд 2Западники
В. Г. Белинский (1811‑1848)
А. И. Герцен (1812‑1870)
Т. Н. Грановский (1813-1855)
Н. В. Станкевич (1813-1840)
М. А. Бакунин

(1814-1876)
К. Д. Кавелин (1818-1885)

ЗападникиВ. Г. Белинский (1811‑1848) А. И. Герцен (1812‑1870) Т. Н. Грановский  (1813-1855)Н. В. Станкевич  (1813-1840)М. А. Бакунин  (1814-1876)К. Д. Кавелин

Слайд 3Западники
В. Г. Белинский
Гуманистический персонализм
Критика религии и социальной роли церкви
Критика славянофильства

А. И. Герцен
Критика славянофильства
Разочарование в Западе
Крестьянский социализм и историческая миссия России


М. А. Бакунин
Мистика революции
Антитеологизм
Анархизм
К. Д. Кавелин
Личностное начало как предпосылка культурного прогресса
Неразвитость личностного начала в России
Западники В. Г. БелинскийГуманистический персонализм Критика религии и социальной роли церквиКритика славянофильства А. И. Герцен Критика славянофильстваРазочарование в ЗападеКрестьянский социализм и

Слайд 4В. Г. Белинский (1811‑1848)
Взгляд на русскую литературу 1846 года (1847)
Ответ «Москвитянину» (1847)
Письмо

к Гоголю (1847)
Основные сочинения

В. Г. Белинский  (1811‑1848)Взгляд на русскую литературу 1846 года (1847)Ответ «Москвитянину» (1847)Письмо к Гоголю (1847)Основные сочинения

Слайд 5В. Г. Белинский Гуманистический персонализм
… Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира.

Если бы мне и удалось взлезть на верхнюю ступень лестницы развития –

я и там бы попросил вас отдать мне отчёт во всех жертвах условий жизни и истории, <…> иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен на счёт каждого из моих братьев по крови. Говорят, что дисгармония есть условие гармонии. Может быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж, конечно, не для тех, кому суждено выразить своей участью идею дисгармонии…

В. Г. Белинский. Из письма к В. П. Боткину.

В. Г. Белинский Гуманистический персонализм… Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира.  Если бы мне и удалось

Слайд 6В. Г. Белинский Критика религии и церкви
Россия видит своё спасение не в мистицизме, не

в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения и

гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собой ужасное зрелище страны, <…> где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.

В. Г. Белинский. Из письма к Н. В. Гоголю.

В. Г. Белинский Критика религии и церквиРоссия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме,

Слайд 7В. Г. Белинский Критика славянофильства
Существование и важность этой литературной котерии чисто отрицательные… Положительная сторона их

доктрин заключается в каких-то туманных, мистических предчувствиях победы Востока над Западом, которых несостоятельность

обнаруживается фактами действительности, всеми вместе и каждым порознь. Но отрицательная сторона их учения гораздо более заслуживает внимания, не в том, что она говорит против гниющего будто бы Запада (Запада славянофилы решительно не понимают, потому что мерят его на восточный аршин), но в том, что они говорят против русского европеизма; а об этом они говорят много дельного.

В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1846 года.

В. Г. Белинский Критика славянофильстваСуществование и важность этой литературной котерии чисто отрицательные… Положительная сторона их доктрин заключается в каких-то

Слайд 8А. И. Герцен (1812‑1870)
Письма об изучении природы (1845‑1846)
С того берега (1850)
О развитии

революционных идей в России (1851)
Русский народ и социализм (1851)
Былое и

думы (1852‑1866)


Основные сочинения

А. И. Герцен  (1812‑1870)Письма об изучении природы (1845‑1846)С того берега (1850)О развитии революционных идей в России (1851)Русский народ

Слайд 9А. И. Герцен (1812‑1870)
Критика славянофильства
Необратимость истории
Реакционность славянофильского идеала
Вред национального обособления


Разочарование в Западе
Западничество как утопия
Мещанский характер западного общества


Неспособность Запада осуществить собственный социальный идеал
Крестьянский социализм и историческая миссия России
А. И. Герцен  (1812‑1870)Критика славянофильства Необратимость историиРеакционность славянофильского идеала Вред национального обособления Разочарование в Западе Западничество как утопия

Слайд 10Критика славянофильства Необратимость истории
А. И. Герцен. «Былое и думы».
История не возвращается, жизнь богата

тканями, ей никогда не бывают нужны старые платья. Все восстановления, все реставрации были всегда маскарадами.

Критика славянофильства Необратимость историиА. И. Герцен. «Былое и думы».История не возвращается, жизнь богата тканями, ей никогда не

Слайд 11Критика славянофильства Необратимость истории
А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».
Поклонники исторического принципа, они

[славянофилы] постоянно забывали, что всё, происшедшее после Петра I, – тоже история и что

никакая живая сила, не говоря уже о выходцах с того света, не могла ни вычеркнуть совершившиеся факты, ни устранить их последствия.
Критика славянофильства Необратимость историиА. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».Поклонники исторического принципа, они [славянофилы] постоянно

Слайд 12Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала
Нам, сверх того, не к чему возвращаться. Государственная жизнь допетровской

России была уродлива, бедна, дика – а к ней-то и хотели славяне возвратиться,

хотя они и не признаются в этом…

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеалаНам, сверх того, не к чему возвращаться. Государственная жизнь допетровской России была уродлива,

Слайд 13Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала
Новгородский вечевой колокол был только перелит в пушку Петром,

а снят с колокольни Иоанном Васильевичем; крепостное состояние только закреплено ревизией при Петре, а

введено Годуновым; <…> и кнут, батоги, плети являются гораздо прежде шпицрутенов и фухтелей.

Допетровская Россия была ничем не лучше петровской.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеалаНовгородский вечевой колокол был только перелит в пушку Петром, а снят с колокольни

Слайд 14Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала
Если форма и дух Запада не подходили России, то

что же было общего между нею и устройством Восточной Римской империи? Что

иное представляет собой эта Византия, как не Рим, – Рим времён упадка, Рим без славных воспоминаний, без угрызений совести?

Допетровская Россия была ничем не лучше петровской.
В византийском наследии нет ничего ценного.

А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеалаЕсли форма и дух Запада не подходили России, то что же было общего

Слайд 15Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала
В чём видно благотворное влияние восточной церкви? Восточная

церковь проникла в Россию в цветущую светлую киевскую эпоху, при великом князе Владимире. Она

привела Россию к печальным и гнусным временам, описанным Ко[то]шихиным, она утвердила и благословила все меры, принятые против свободы народа.

Допетровская Россия была ничем не лучше петровской.
В византийском наследии нет ничего ценного.
Влияние восточной церкви было чисто негативным.

А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеалаВ чём видно благотворное влияние восточной церкви?  Восточная церковь проникла в Россию

Слайд 16Критика славянофильства Вред национального обособления
Непосредственных основ быта недостаточно. Одна мощная мысль

Запада, к которой примыкает вся длинная история его, в состоянии оплодотворить зародыши, дремлющие в патриархальном быту

славянском.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Критика славянофильства Вред национального обособленияНепосредственных основ быта  недостаточно.  Одна мощная мысль Запада, к которой примыкает

Слайд 17Критика славянофильства Вред национального обособления
Восприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и большая способность усвоения

и пластицизма делают их по преимуществу народом, нуждающимся в других народах, они не

вполне довлеют себе.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Критика славянофильства Вред национального обособленияВосприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и большая способность усвоения и пластицизма

Слайд 18Разочарование в Западе Западничество как утопия
Я знаю, что моё воззрение на Европу встретит

у нас дурной приём. Мы, для утешения себя, хотим другой Европы и верим

в неё так, как христиане верят в рай.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Разочарование в Западе Западничество как утопияЯ знаю, что моё воззрение на Европу встретит у нас дурной приём.

Слайд 19Разочарование в Западе Западничество как утопия
Поживши год, другой в Европе, мы с

удивлением видим, что вообще западные люди не соответствуют нашему понятию о них, что они

гораздо ниже его.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Разочарование в Западе Западничество как утопияПоживши год, другой в Европе, мы с удивлением видим, что вообще западные

Слайд 20Разочарование в Западе Мещанский характер западного общества
В идеал, составленный нами, входят элементы

верные, но или не существующие более, или совершенно изменившиеся. Рыцарская доблесть, изящество аристократических нравов, строгая

чинность протестантов, гордая независимость англичан, роскошная жизнь итальянских художников, искрящийся ум энциклопедистов и мрачная энергия террористов – всё это переплавилось и переродилось в целую совокупность других господствующих нравов, мещанских.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Разочарование в Западе Мещанский характер западного обществаВ идеал, составленный нами, входят элементы верные, но или не существующие

Слайд 21Разочарование в Западе Мещанский характер западного общества
Современное поколение имеет одного Бога –

капитал и не имеет богов кроме его. Пора прийти к

покойному и смиренному сознанию, что мещанство окончательная форма западной цивилизации, её совершеннолетие – état adulte; им замыкается длинный ряд её сновидений, оканчивается эпопея роста, роман юности – всё, вносившее столько поэзии и бед в жизнь народов.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Разочарование в Западе Мещанский характер западного обществаСовременное поколение имеет одного Бога – капитал и не имеет богов

Слайд 22Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада
Было время, когда полусвободный Запад гордо смотрел на

Россию, раздавленную императорским троном, и образованная Россия, вздыхая, смотрела на счастие старших братий. Это

время прошло. Равенство рабства водворилось.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Разочарование в Западе Социальное бессилие ЗападаБыло время, когда полусвободный Запад гордо смотрел на Россию, раздавленную императорским троном,

Слайд 23Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада
Европа показала удивительную неспособность к социальному перевороту. Мы думаем,

что Россия не так неспособна к нему, и на этом сходимся со

славянами. На этом основана наша вера в её будущность.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Разочарование в Западе Социальное бессилие ЗападаЕвропа показала удивительную неспособность к социальному перевороту. Мы думаем, что Россия не

Слайд 24Крестьянский социализм и историческая миссия России
С тех пор, как туман,

покрывавший февральскую революцию, рассеялся, резкая простота заменила путаницу, – осталось только два интересных

вопроса: вопрос социальный и вопрос русский. В сущности эти два вопрос составляют один и тот же.

Разумное и свободное развитие русского народного быта совпадает с стремлениями западного социализма.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Крестьянский социализм  и историческая миссия РоссииС тех пор, как туман, покрывавший февральскую революцию, рассеялся, резкая простота

Слайд 25Т. Н. Грановский (1813-1855)
Лекции по истории средневековья (1849/50)
О современном состоянии и

значении всеобщей истории (1852)
Основные сочинения

Т. Н. Грановский  (1813-1855)Лекции по истории средневековья (1849/50)О современном состоянии и значении всеобщей истории (1852)Основные сочинения

Слайд 26Н. В. Станкевич (1813-1840)
Переписка (опубл. 1858)
Основные сочинения

Н. В. Станкевич  (1813-1840)Переписка (опубл. 1858)Основные сочинения

Слайд 27М. А. Бакунин (1814-1876)
Реакция в Германии (1842)
Федерализм, социализм и антитеологизм (1867)
Философские

рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке

(1870-1871)
Государственность и анархия (1873)

Основные сочинения

М. А. Бакунин (1814-1876)Реакция в Германии (1842) Федерализм, социализм и антитеологизм (1867)Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном

Слайд 28М. А. Бакунин Мистика революции
Энергия всеобъемлющей сущности [противоречия] как раз состоит в неустанном самосожжении положительного на

чистом огне отрицательного.
М. А. Бакунин. «Реакция в Германии».

М. А. Бакунин Мистика революцииЭнергия всеобъемлющей сущности [противоречия] как раз состоит в неустанном самосожжении положительного на чистом огне

Слайд 29М. А. Бакунин Антитеологизм
Существование Бога обязательно предполагает отречение от человеческого разума и человеческой справедливости; оно является

отрицанием человеческой свободы и неизбежно приводит не только к теоретическому, но и к

практическому рабству. <…>
Если Бог существует, значит, человек – раб. Человек разумен, справедлив, свободен, – значит, Бога нет.

М. А. Бакунин. «Федерализм, социализм и антитеологизм».

М. А. Бакунин АнтитеологизмСуществование Бога обязательно предполагает отречение от человеческого разума и человеческой справедливости; оно является отрицанием человеческой

Слайд 30М. А. Бакунин Анархизм
Деспотизм заключается не столько в форме государства или власти, сколько в самом

принципе государства и политической власти…
М. А. Бакунин. «Кнуто-германская империя и социальная революция».

М. А. Бакунин АнархизмДеспотизм заключается не столько в форме государства или власти, сколько в самом принципе государства и

Слайд 31К. Д. Кавелин (1818-1885)
Взгляд на юридический быт древней России (1847)
Задачи психологии

(1872)
Задачи этики (1884)
Основные сочинения

К. Д. Кавелин (1818-1885)Взгляд на юридический быт древней России (1847)Задачи психологии (1872)Задачи этики (1884)Основные сочинения

Слайд 32К. Д. Кавелин Личностное начало как предпосылка прогресса
... Когда мы

говорим, что народ действует, мыслит, чувствует, мы выражаемся отвлечённо: собственно действуют, чувствуют, мыслят единицы,

лица, его составляющие. Таким образом, личность, сознающая сама по себе своё бесконечное, безусловное достоинство, – есть необходимое условие всякого духовного развития народа.

К. Д. Кавелин. «Взгляд на юридический быт древней России».

К. Д. Кавелин  Личностное начало как предпосылка прогресса... Когда мы говорим, что народ действует, мыслит, чувствует,

Слайд 33К. Д. Кавелин Неразвитость личностного начала в России
Само по себе

оно [общинное начало] не имело зачатков жизни и развития. Оно клонилось всё

более и более к упадку, потому что не было основано на личном начале, первом необходимом условии всякой гражданственности.

К. Д. Кавелин. «Взгляд на юридический быт древней России».

К. Д. Кавелин  Неразвитость личностного начала в РоссииСамо по себе оно [общинное начало] не имело зачатков

Слайд 34Западники и славянофилы
Самобытность (национализм)
Универсализм (космополитизм)
Социокультурная ориентация
Вера и религия
Разум и наука
Духовная

ориентация
Органическое развитие
Общественный договор
Политическая онтология
Культура как продукт стихийного развития
Культура как сознательное

творчество

Социальная онтология

Славянофилы

Западники


Западники и славянофилыСамобытность (национализм)Универсализм (космополитизм)Социокультурная ориентацияВера и религияРазум и наукаДуховная ориентацияОрганическое развитиеОбщественный договорПолитическая онтологияКультура как продукт стихийного

Слайд 35Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика