Критика западных теорий познания
Критика эмпиризма
Л. М. Лопатин.
«Положительные
задачи философии».
В. С. Соловьёв.
«Чтения о
Богочеловечестве».
Что такое
она есть – это мы
испытываем
и знаем.
Как она устроена
и почему –
мы понимаем.
Истинная реальность
(конкретное единство живых объектов)
усваивается верой.
С. Н. Трубецкой.
«О природе
человеческого
познания».
Истинность веры удостоверяется
соборным субъектом –
Церковью.
Следовательно и субъектом познания
является не отдельный человек:
истина доступна лишь совокупности
мышлений, связанных любовью.
Социальная (коллективистская) природа знания
Постановка проблемы (А. С. Хомяков)
Социальная
природа
знания
Воля и вера как
познавательные
способности
Критика
односторонней
рассудочности
Отвлечённая философия
Изящное художество
Формальная степень
Духовное общество (церковь)
Теология
Мистика
Абсолютная степень
Сфера практической деятельности
Сфера
знания
Сфера творчества
При всех различиях между ними два
основных направления западной гносеологии:
эмпиризм и рационализм –
сходятся между собой в субъективизме:
Между тем, сознание не может быть
ни безличным, ни единоличным,
ибо оно более, чем лично –
оно соборно.
Наше познание выводит нас
за пределы нашей индивидуальности
в двух отношениях:
С. Н. Трубецкой.
«О природе
человеческого
познания».
С. Н. Трубецкой.
«О природе
человеческого
познания».
Личное, ограниченное сознание
предполагает сознание
общее, коллективное.
С. Н. Трубецкой.
«О природе
человеческого
познания».
С. Н. Трубецкой.
«О природе
человеческого
познания».
С. Н. Трубецкой.
«О природе
человеческого
познания».
С. Н. Трубецкой.
«О природе
человеческого
познания».
В этой направленности на предмет
(интенциональности) и заключается
сущность познавательного акта.
В познавательном акте, таким образом,
наличествует сам предмет (в своей подлинности),
а не его «копия», «отражение»,
«субъективное преломление» и т.п.
Субъект имеет не опосредованное,
а непосредственное (интуитивное)
знание предмета.
Концепция «гносеологической координации» Н. О. Лосского
Интуитивизм
При этом сама гносеологическая координация
есть лишь частный (гносеологический) аспект
имманентности друг другу всех индивидуальных
субстанций («субстанциальных деятелей»).
Универсальность взаимодействия
«единосущных» субстанциальных деятелей,
образующих мир как органическое целое,
составляет онтологическую основу интуитивизма.
Концепция «гносеологической координации» Н. О. Лосского
Всеединство
Это искомое единство не вмещается
в рамки логической системы именно потому, что
оно само есть условие возможности системы.
Как таковое оно «мета-логично», точнее –
оно есть «металогическое единство»
или «Всеединство».
Концепция «металогического единства»
С. Л. Франка
Всеединство
Следует отличать эмпирическое «предметное»
знание действительности и идеальное
«абстрактное» знание логических связей между
элементами действительности от «живого знания».
Идеальное знание приводит в систему данные
опыта, но это единство рационально и статично
и есть лишь «бледный намёк» на металогическое
всеединство, открывающееся в «живом знании».
Концепция «металогического единства»
С. Л. Франка
Интуитивизм
Необходимость при этом имеет своим источником
не порядок и связи в предмете, но
общеобязательность суждения, т.е. в конечном
итоге – субъекта, утверждающего суждения.
При таком понимании истинное отделяется
от действительного, развёртывание же
процесса познания не приближает, а, напротив,
удаляет понятия от действительности.
Концепция «укоренённости в тотальности»
Г. Г. Шпета
Точка зрения
«отрицательной
философии»
Решение проблемы действительности и средства
этого решения суть также части действительности,
в связи с чем положительная философия
не может не быть рефлектирующей в себя наукой.
Проходя этот путь до конца, положительная
философия может остановиться только на
интуициях – непосредственно очевидных началах,
предшествующих всякому теоретическому знанию.
Концепция «укоренённости в тотальности»
Г. Г. Шпета
Точка зрения
«положительной
философии»
Иллюзия возможна только внутри самой
действительности: иллюзорно не содержание
иллюзии, а лишь неверные соотношения его
с другими областями действительности.
Тотальность
в охвате материала действительности
коррелирует с истинностью.
Концепция «укоренённости в тотальности»
Г. Г. Шпета
Всё истинно
на своём месте
и ложно
на месте чужом.
Феномен и ноумен выражают друг друга,
образуя нераздельное двуединство,
которое есть символ.
Вся реальность состоит из символов. Символ
совмещает в себе «природное» и «духовное»;
реальность едина, она повсюду, в любом
своём элементе и чувственна, и духовна.
Познание как постижение символической реальности (П. А. Флоренский)
Символизм
Ноуменальное пространство не является
копией эмпирического пространства, но оно
и не абсолютно иное: ноуменальный мир
есть мир «обращённый» («мнимый»).
Обе стороны символа: и чувственная,
и умнáя – получаются одна из другой
выворачиванием наизнанку.
Познание как постижение символической реальности (П. А. Флоренский)
«Мнимый мир»
П. А. Флоренский. «Мнимости геометрии».
а на выявление
фундаментальных, первичных символов,
из которых складывается данная область.
Эти первичные символы выделяются
среди других символов своей простотой
и элементарностью, за счёт которых они
и обретают общность и универсальность.
Познание как постижение символической реальности (П. А. Флоренский)
Метагеология
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть