Слайд 1Основы философии
Тема 2
Ранняя греческая натурфилософия
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра философии
Слайд 2 Милетская школа: проблема единого первоначала
Проблема единства сущего
Проблема первоначала (архе)
Фалес: вода как первоначало сущего
Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего
Анаксимен: воздух
как первоначало сущего
Гераклит: проблема изменчивости
Мир как вечное становление (генезис)
Элейская школа: иллюзорность изменчивости
Парменид: мир как единое, вечное и неизменное бытие
Парадоксы Зенона: обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»
Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Слайд 3Милетская школа
Проблема единого первоначала
Милет
Слайд 4Милетская школа
Проблема единого первоначала
Фалес
(ок. 640-562)
Анаксимандр
(ок. 610 - ок. 540)
Анаксимен
(ок. 588
- ок. 525)
Слайд 5Милетская школа
Проблема единства сущего
Взаимопревращения веществ
свидетельствуют, что
за видимым многообразием
воспринимаемого мира
скрывается единое
первоначало.
Слайд 6Милетская школа
Проблема первоначала (архе)
Архé
(греч. αρχή, лат. principium) –
термин древнегреческой философии,
означающий
начало (принцип) как
отправной момент (исходную точку) чего-либо
(в пространственном и временном
смыслах);
начало как зачин или причину чего-либо;
начало как начальство (власть);
в специфически философском употреблении –
онтологическое начало (первоначало) или
начало познания (гносеологический принцип).
Слайд 7Милетская школа
Проблема первоначала (архе)
Аристотель.
«Метафизика».
... большинство первых философов
считало началом то,
из чего
состоят все вещи, из чего как первого
они возникают и
во что как в последнее
они, погибая, превращаются, причём
сущность хотя и остаётся, но изменяется
в своих проявлениях, – это они
считают элементом и началом вещей.
И потому они полагают, что ничто
не возникает и не исчезает; <...> ибо
должно быть некоторое естество –
или одно, или больше одного, откуда
возникает всё остальное, в то время
как само это естество сохраняется.
Слайд 8Фалес
Вода как первоначало
Аристотель.
«Метафизика».
Относительно количества и вида такого
начала не все учили
одинаково. Фалес –
основатель такого рода философии –
утверждал, что начало – вода (потому он
и
заявлял, что земля находится на воде);
к этому предположению он, быть может,
пришёл, видя, что пища всех существ
влажная и что само тепло возникает из
влаги и ею живет (а то, из чего всё
возникает – это и есть начало всего).
Таким образом, он именно поэтому
пришёл к своему предположению,
равно как потому, что семена всего
по природе влажны, а начало
природы влажного – вода.
Слайд 9Милетская школа
Проблема первоначала (архе)
Философ
Первоначало
Фалес
Вода
Анаксимандр
Апейрон
(беспредельное,
неопределённое)
Анаксимен
Воздух
Слайд 10Анаксимандр
Апейрон как первоначало
Áпейрон
(греч. άπειρον; от α, отрицательная приставка,
и πέρας, конец,
предел) –
термин древнегреческой философии,
обозначающий бесконечное (беспредельное)
и/или неопределённое.
Слайд 11Анаксимандр
Апейрон как первоначало
Диоген Лаэртский.
«О жизни, учениях и
изречениях знаменитых
философов».
Анаксимандр Милетский... учил,
что
первоначалом и основой
является беспредельное,
и не определял его ни как
воздух, ни
как воду, ни как
что-либо иное. Он учил, что
части изменяются, целое же
остаётся неизменным.
Слайд 12Анаксимен
Воздух как первоначало
Ипполит.
«Опровержение
всех ересей».
Анаксимен... полагал, что начало –
бесконечный воздух,
из которого
рождается то, что есть, что было и что
будет
Сгущаясь и разрежаясь,
[воздух] приобретает видимые различия.
Так, растекшись до более разреженного
состояния, он становится огнём;
в среднем состоянии возвращается
к [природе] воздуха; по мере сгущения
из воздуха путем «валяния» образуется
облако, сгустившись ещё больше,
[он становится] водой, ещё больше –
землёй, а достигнув предельной
плотности – камнями.
Слайд 13Гераклит
Проблема изменчивости
Милет
Эфес
Слайд 14
Гераклит
Проблема изменчивости
Как из единого получается многое,
из неизменного – изменчивое?
Гераклит
Мир как
вечное
становление
Слайд 15Гераклит
Мир как вечное становление (генезис)
Гераклит
(ок. 540 - 480)
Этот космос,
тот же
самый для всех,
не создал никто
ни из богов, ни из людей,
но
он всегда был, есть и будет
вечно живым огнём,
мерно возгорающимся,
мерно угасающим.
Слайд 16Гераклит
Мир как вечное становление (генезис)
Первоначало по природе своей изменчиво: стихия
мира – огонь.
Мир вечен, но не неизменен: в нём всё
течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Всё возникает через борьбу противоположностей.
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.
Слайд 17Элейская школа
Иллюзорность изменчивости
Милет
Эфес
Элея
Слайд 18Элейская школа
Иллюзорность изменчивости
Парменид
(род. 540/539)
Зенон
(ок. 490 - 430)
Слайд 19
Элейская школа
Иллюзорность изменчивости
Как из единого получается многое,
из неизменного – изменчивое?
Элеаты
Мир
как
вечное становление
Мир как вечное
неизменное бытие
Гераклит
Слайд 20Бытие есть, небытия нет
Если бы дело обстояло иначе, сущее было
бы не-сущим, а не-сущее – сущим, что явно нелепо.
Сущее не
может быть несуществующим,
не-сущее же не может существовать.
Парменид
Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Слайд 21Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо
Сущее не может быть
несуществующим,
не-сущее же не может существовать.
Два бытия не могут быть отделены
друг от друга ни каким-то третьим бытием
(в таком случае все три составляли бы сплошное единое бытие), ни небытием, поскольку небытия нет.
При допущении множественности бытия
придётся допустить бытие небытия.
Парменид
Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Слайд 22Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Сущее
не может быть несуществующим,
не-сущее же не может существовать.
При допущении множественности
бытия
придётся допустить бытие небытия.
Бытие не может возникнуть из небытия, или из другого бытия, поскольку есть лишь одно бытие, и это бытие не может стать чем-то иным.
Сущее не может ни возникнуть
из не-сущего, ни сделаться не-сущим.
Парменид
Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Слайд 23Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Небытие
немыслимо
Сущее не может быть несуществующим,
не-сущее же не может существовать.
При допущении
множественности бытия
придётся допустить бытие небытия.
Сущее не может ни возникнуть
из не-сущего, ни сделаться не-сущим.
В противном случае пришлось бы допустить существование многого.
Одно и то же – мысль
и предмет мысли.
Парменид
Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Слайд 24Парменид
Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Рассел.
«История западной
философии».
Часто говорят, что
Парменид
изобрёл логику, но в действительности
он изобрёл метафизику,
основанную на логике .
<…>
В философии это первый пример
широкой аргументации
от мысли и языка к миру в целом.
Эту аргументацию нельзя, конечно,
считать основательной,
но в то же время стоит посмотреть,
какой элемент истины она содержит.
Слайд 25Парадоксы Зенона
Обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл
и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»
Слайд 26Парадоксы Зенона
Обоснование элейской онтологии
Апорúя
(греч. απορία, затруднение, безвыходное положение;
от α, отрицательная
приставка, и πόρος, выход) –
понятие древнегреческой философии,
обозначающее трудноразрешимую
или неразрешимую проблему.
Слайд 27
Парадоксы Зенона
Апория места
Если условием существования
является нахождение
в каком-то месте,
то и
само место,
коль скоро оно существует,
тоже должно находиться
в каком-то месте.
Это будет
уже «второе» место,
но и оно должно существовать
в каком-то «третьем» месте,
и так далее до бесконечности.
Следовательно,
«пустое место», как что-то
отличное от того, местом чего
оно является, немыслимо.
Слайд 28
Парадоксы Зенона
Апория делимости
Если допустить, что бытие делимо,
то каждую частицу
бытия
придётся признать одновременно
и
бесконечно
большой
и вовсе
лишённой
величины
(как делимую до
бесконечности),
(как результат
бесконечного
деления),
что, разумеется,
невозможно.
Слайд 29
Парадоксы Зенона
Апория сложения
Если допустить, что бытие делимо,
т.е. состоит из
частей,
то его придётся признать
или
бесконечно
большим
или вовсе
лишённым
величины
(если его части
имеют какую-то
величину),
(если его части
величины
не
имеют),
но тогда оно
должно быть
единственным;
и, следовательно,
неотличимым
от небытия.
Слайд 30
Парадоксы Зенона
Апория счисления
Если допустить, что существует
многое, то число вещей
придётся признать одновременно
и
ограниченным
и
бесконечным
(так как их будет ровно
столько, сколько есть:
ни больше,
ни меньше),
(так как между
любыми из них
будут другие),
что, разумеется,
невозможно.
Слайд 31
Парадоксы Зенона
Апория «Ахилл и черепаха»
Быстроногий Ахилл
никогда не догонит
медленно ползущую
черепаху.
Ведь прежде, чем догнать её, он
должен будет дойти до того
места,
в котором она находилась,
когда он за ней погнался.
Но за это время черепаха
уйдёт вперёд и, таким образом,
опять окажется впереди Ахилла,
и так далее до бесконечности.
Слайд 32Парадоксы Зенона
Апория «Ахилл и черепаха»
Слайд 33Парадоксы Зенона
Апория «Ахилл и черепаха»
Слайд 34Парадоксы Зенона
Апория «Ахилл и черепаха»
Слайд 35Парадоксы Зенона
Апория «Дихотомия»
Дuхотомúя
(греч. διχοτομία; от δίχα, на две части,
и τομή, сечение, разделение) –
1) деление целого на две части
(с возможным
последующим делением каждой из частей
на две подчасти и т.д.);
2) метод классификации, состоящий в
делении объёма понятия (класса, множества)
на два подчинённых взаимоисключающих
(противоречащих) понятия, суммарный объём
которых исчерпывает объём делимого понятия.
Слайд 36
Парадоксы Зенона
Апория «Дихотомия»
Ахилл вообще
не сдвинется с места
(как, впрочем, и
черепаха),
а прежде, чем пройти это
второе место, он должен пройти
место, которое
находится
на полпути между ними,
и так далее до бесконечности.
так как прежде, чем
добраться до любого места,
он должен пройти то место,
которое находится на полпути
между ним и первым местом,
Слайд 37Парадоксы Зенона
Апория «Дихотомия»
Слайд 38Парадоксы Зенона
Апории движения
Первые
две апории
демонстрируют
немыслимость
движения
при допущении
бесконечной
делимости
времени и
пространства.
Две последние
апории
демонстрируют
немыслимость
движения
при допущении
предела
делимости
времени и
пространства.
Слайд 39
Парадоксы Зенона
Апория «Стрела»
Стрела не может лететь
ни там, где её
нет,
ни там, где она есть.
Так как в этом месте
ей двигаться
некуда, она покоится,
а поскольку это верно
для любого отрезка её траектории,
она покоится всегда.
Она ведь занимает в пространстве
место, равное своему размеру –
ни больше, ни меньше
(иначе она была бы больше
или меньше себя самой).
Слайд 40Парадоксы Зенона
Апория «Стрела»
Слайд 41Таким образом, получится, что минимальная,
т.е. неделимая, единица времени делима,
что абсурдно.
(Равным образом,
делимой окажется и минимальная,
т.е. неделимая, единица пространства).
Парадоксы Зенона
Апория
«Стадий»
Если две колесницы
движутся навстречу друг друга со скоростью,
равной минимальной единице пространства
за минимальную единицу времени,
мимо третьей – неподвижной – колесницы,
то они пройдут расстояние,
равное минимальной единице пространства,
за минимальную единицу времени
относительно неподвижной колесницы и
за половину минимальной единицы времени
относительно друг друга.
Слайд 42Парадоксы Зенона
Апория «Стадий»
Слайд 43
Элейская школа
Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Разум свидетельствует, что
ни пустоты,
ни множества,
ни движения нет,
ибо они немыслимы.
Чувства не позволяют утверждать
существование пустоты,
но
свидетельствуют о существовании
многих движущихся вещей.
У нас есть, таким образом,
два источника знания,
которые в чём-то
противоречат друг другу.
Какой же из них
следует признать
достоверным?