Слайд 2Описание разработки и краткие рекомендации к использованию
Презентацию «Этот удивительный мир»
можно использовать на уроке физики в 11 классе
по теме:«Глаз
как оптическая система» или при повторении курса физики в конце учебного
года.
Презентация призвана реализовать следующие цели и задачи.
Учебная цель: расширить представление учащихся о применении полученных знаний
по физике в мире живой природы.
Задачи:
Образовательные:
углубление понимания сущности законов геометрической оптики их применение в живой
системе глаза лошади.
Развивающие:
развитие умения выявлять причинно-следственные связи; производить сравнение, анализ;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся.
Воспитательные:
формирование мировоззренческой идеи: познаваемости мира и его закономерностей,
преломление этой и
деи в мире живой природы;
формирование личности, готовой к пропаганде экологических идей, к гармоничному
отношению к природе;
воспитание любви к живому миру нашей планеты на примере его удивительного
представителя – лошади.
Слайд 3Пояснения к презентации
Слайды № 1-3.
Учитель: « Что вам известно о
зрении лошади?
Что видит лошадь? Каков ее мир: цветной или черно-белый,
четкий во всех деталях
или нерезкий, размытый? Как она видит? Чем её глаз отличается от глаза человека?
Об этом вы узнаете из презентации».
После просмотра слайдов № 4 - 43 идёт обсуждение: учащиеся отмечают,
что нового они узнали, что произвело на них наибольшее впечатление.
Учитель: «А давайте вспомним, давно ли вы видели живую лошадь? Где это было?»
Выслушиваются ответы учеников (городская школа).
Учитель: «К сожалению, не всегда при слове лошадь нам представляются
изумрудные бескрайние луга, могучие жеребцы и стройные кобылицы, скачущие
навстречу ветру с развевающимися гривами и хвостами, неуклюжие длинноногие
жеребята, резвящиеся на лужайке.
Слайд 4Слайды № 44, 45.
Приходится видеть усталые и понурые головы прокатных
лошадей, грустные глаза
пони, катающих детей у городского цирка…
Лошади –
великие труженики, и человек издавна их использовал, и это
использование, к сожалению, продолжается. Нам приходится видеть лошадей в
чуждой им среде и, нередко случается, содержащихся в абсолютно неприемлемых
для жизни условиях».
После просмотра слайдов № 46-48
Учитель: «Главное правило так называемых любителей лошадей: «Лошадь должна
приносить деньги». Неважно откуда: с улицы, с ипподрома, из конного проката.
Если она не может этого делать, то для нее существует только один исход –
нож мясника. Пока лошадь может катать людей – она будет работать на улицах
города днем и ночью, когда она станет тяжелым инвалидом – из нее сделают
попрошайку, в любом случае бизнес на лошадях не на минуту не должен
останавливаться. К счастью, такие люди встречаются в меньшинстве.
Мы должны помнить, что лошадь - это не велосипед, это даже не кошка и не собака.
С лошадью необходимо стать рядом, а не только оказаться сверху.
Человек должен научиться видеть в лошади друга, партнера, себе равного. Нужно всегда
помнить, что мы – люди - в ответе за всё живое на нашей планете и в частности за
удивительный мир лошадей».
Завершается презентация просмотром слайдов № 49 – 59.
Слайд 5Что видит лошадь? Каков ее мир: цветной или черно-белый, четкий
во всех деталях или нерезкий, размытый?
Слайд 6Конечно, правильнее всего адресовать эти вопросы самой лошади, что, собственно,
и делают ученые. Сегодня в изучении лошадиного зрения сделан огромный
шаг вперед.
Слайд 7Расположение глаз по бокам головы дает лошади куда больший обзор,
чем у человека. Когда ее голова поднята вверх, ее поле
зрения приближается к сферическому.
Глазницы лошади немного повернуты вперед, что позволяет пользоваться и бинокулярным зрением - его угол равен примерно 55-65°.
Ушки на макушке,
глаза на затылке.
Слайд 8«Слепая» зона совсем небольшая: лошадь не видит только то, что
находится у нее сразу за затылком, надо лбом и под
подбородком. Впрочем, чтобы увидеть, что там творится, достаточно малейшего поворота головы.
Слайд 9Познакомимся
с глазом
лошади
поближе
Слайд 15Достаточно ли четко лошадь видит объекты на расстоянии?
Да. Во
всяком случае можно с уверенностью сказать, что её зрение вдаль
острее, чем у человека с небольшой близорукостью.
Человеческий глаз при оценке с помощью буквенных таблиц дает результат 20/20, а лошади в аналогичном тесте с помощью тонких линий показали 20/30.
Слайд 16Это значит, что если человек со стопроцентным зрением отчетливо видит
некоторый предмет с расстояния 30 футов, то чтобы его столь
же четко увидела лошадь, этот предмет должен находиться на расстоянии 20 футов.
Это не так уж плохо: в США людей с результатами тестирования 20/40 допускают к вождению автомобиля. Здесь лошадь намного превосходит кошек (20/75)
и крыс (20/300).
Слайд 17Какие цвета видят лошади?
Для лошадей не составляет проблемы отличить красный
или синий цвета от серого.
Что касается зеленого и желтого,
у животных возникают определенные сложности с правильной постановкой эксперимента и трактовкой его результатов
Слайд 18Ведь для дальтоника ведра или щиты разных цветов тоже выглядят
не одинаково – они обладают разной яркостью. Но всё же
не будет преувеличением утверждать, что лошади различают цвета и могут реагировать на них.
Слайд 19Темная ночь, только кони бегут по степи...
В темноте лошадь способна
увидеть гораздо больше нас.
Слайд 20Глаз лошади имеет своеобразное зеркальце, состоящее из отражающих свет серебристых
кристаллов. Отраженный свет повторно проходит через сетчатку. Благодаря этому «зеркальцу»
глаза многих животных светятся в темноте. Все это говорит о хорошем ночном зрении.
Слайд 21
Лошадь нормально ориентируется в темноте: пасется, передвигается, обходит препятствия и
ямы.
Слайд 22Исследования учёных показали, что лошади способны увидеть глубину
на плоской
картинке
Слайд 23Оказалось, что лошади подвержены тем же оптическим иллюзиям, что мы.
Слайд 24У лошадей есть стереоскопическое зрение, вопреки мнению о том, что
подобное невозможно при «боковой» постановке глаз.
Слайд 25Есть среди многочисленных мифов о лошадях и такой: увидев предмет
одним глазом, они не узнают его, когда он попадет в
поле зрения другого глаза - поэтому-то они так часто пугаются вроде бы знакомых предметов.
Слайд 26Был проведен ряд экспериментов. Лошадей учили различать и выбирать черные
изображения различных форм, например, круг и прямоугольник, предварительно закрыв ей
один глаз.
Слайд 27Когда животное хорошо запоминало картинку (что требовало немалого времени), ей
закрывали тот глаз, которым она смотрела во время обучения, и
открывали другой.
Оказалось, что лошадь в тот же миг выбрала знакомый рисунок, навсегда развеяв миф о том, что «её левый глаз не знает, что видит правый».
Слайд 28У лошадей имеются определенные проблемы с мысленным поворотом объекта. Какие-то
повороты усваиваются быстро, какие-то вызывают затруднения. Но, несмотря на это,
лошади способны очень быстро научиться узнавать повернутые объекты. Именно в этом и кроется ключ к поведению коня.
Слайд 29Ему нужно дать время на то, чтобы изучить окружающее его
пространство, понять, что именно он видит,
с тем чтобы позднее
он мог вспомнить и сравнить. Дайте ему время поразмыслить - и все будет в порядке.
Слайд 30Итак, лошади видят окружающий мир не совсем так, как люди:
для них он чуть менее цветной, чуть менее четкий, но
несколько более широкий и наполненный полезной и интересной информацией!
Слайд 31Лошади видят по-другому, но функции наших глаз очень похожи: они
видят предметы объемными, успешно служат нам как по одному, так
и вместе, посылают в мозг сигнал о том, что объекты могут вращаться.
Слайд 32 Мы похожие и в то же время разные -
ведь мы все-таки два разных биологических вида со своими особенностями.
Слайд 33Об этом надо помнить, если мы хотим добиться взаимопонимания со
своими лошадьми
Слайд 35Хищен и спокоен взор кошачий,
Злобен или предан взгляд собак.
Только лошадь
смотрит в мир иначе,
Потому что мир – в её глазах.
Слайд 37Самая высокая в мире лошадь (английский тяжеловоз).
Высота – 2,05 м,
вес – 1,5 тонны
Слайд 38Фалабеллы - самые миниатюрные лошадки в мире. Рост — 40-72
см. Масса - от 20 до 40 кг.
Слайд 39Лошадь за сутки летом может выпить 30-60 л воды,
зимой
20-25 литров.
Слайд 40Дыхание лошади в покое равномерное,
8-16 раз в минуту.
Слайд 41Обычная температура тела лошади – 37,5 – 38,5º
Копыто лошади –
это чрезвычайно сложный и чувствительный орган. Когда вес лошади давит
на копыто, кровь из него вытесняется вверх по венам. Таким образом, копыто играет роль циркуляционного насоса.
Слайд 42За сутки лошадь съедает на пастбище от 25 до 100
кг травы, сена ей хватает 6-10 кг в сутки.
Слайд 43Им хватает четырех часов сна в сутки, и они могут
спать стоя, благодаря особому устройству блокирующихся суставов.
Сон лошади можно разделить
на два типа: «короткий волновой сон» и «быстрые движения глаз», и вполне вероятно, что они видят сны.
Слайд 44Слух у лошадей намного совершеннее, чем у людей. Лошади слышат
высокочастотные звуки.
могут дифференцировать удары метронома, например, отличают 116 колебаний
в минуту от 120.
Слайд 45Лошади любят музыку, но их вкус избирателен. Они предпочитают успокаивающую
или воодушевляющую инструментальную музыку, но раздражаются от громкого рока.
Слайд 46Продолжительность жизни лошади
в среднем составляет 20-25 лет.
Максимальная -
62 года.
Слайд 47Каждый день в разных городах можно увидеть обвешанных дешевой мишурой
лошадей.
Слайд 49А вот куда возвращаются эти уставшие от шума большого города,
обвязанные бантиками и заколочками лошади,
Слайд 52Кони, кони — вы сказка и песня.
К вам любви объяснить
не смогу.
Слайд 53Словно в детстве каком-то нездешнем
Вижу вас я в ночном на
лугу.
Слайд 54Помню, как стригунком жеребенком
Прикоснулось доверье к руке,
Слайд 55И с тех пор то негромко, то звонко
Все зовет и
зовет вдалеке.
Слайд 56И куда б нас мечта ни носила,
Долетая до новых планет,
Слайд 57Будем мерить мы вашею силой
Неуемную силу ракет.
Слайд 58Но какою нам силой измерить
То тепло, что рождаете вы?
Слайд 59То стремленье прекрасному верить
В тихом шуме дубрав и травы?
Слайд 60То слиянье с природой чудесной,
Что осталось в ночном на лугу?
Слайд 61Кони, кони — вы сказка и песня.
К вам любви объяснить
не смогу.
Слайд 62Конец
Лошадь - это творение природы, которое обладает только лишь достоинствами,
а недостатки меркнут на фоне прекрасного.
Слайд 63Презентация разработана
учителем физики
МОУ СШ № 105 г. Волгограда
Гадышевой Н.
С.
В презентации использованы
«Яндекс. Фотки.» и
Интернет-источники:
http://www.horse.ru/oloshadi/structure.php?cur=5951
http://ecodelo.org/6201-ekologiya_dushi_ili_istoriya_spaseniya_shesterykh_loshadei