Слайд 1Интегрированный
урок по физике.
Урок проведен в 10 классе.
Учитель физики Л.А.Гуменная
Слайд 2
Сегодняшний урок посвящен взаимосвязи физики и безопасности дорожного
движения.
Слайд 3ТЕМА УРОКА:
« Физика
и безопасность
дорожного движения»
Слайд 4Цели урока:
Опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения
Правил дорожного движения;
Воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь
людей, живущих рядом.
Слайд 5
« Солнце не всходит
два раза в день,
а жизнь не дается
дважды…»
А.П.Чехов
Слайд 6Проблема безопасного движения сложна и многогранна, вы каждый день идете
в школу, т.е. являетесь участником дорожного движения.
Давайте посмотрим на фотографии,
и наверное тогда станет ясно, почему мы сегодня говорим о безопасности дорожного движения.
Слайд 11Сведения о ДТП
За 2008 год в России в ДТП погибло
29936 человек и 270883 человека получили ранения.
На первое августа в
крае совершено 104 ДТП с участием детей. В результате три ребенка погибли, 117 получили ранения.
За девять месяцев текущего года в Апанасенковском районе произошло 18 аварий, в которых 27 человек получили ранения, а десять человек погибло.
Слайд 12
О чем же должны помнить ни только водители, но
и пешеходы.
Слайд 13Наименьшее расстояние, которое пройдет автомобиль до остановки с момента появления
препятствий в поле зрения водителя, называется дистанцией безопасности.
Расстояние, проходимое автомобилем
с момента действия тормозной системы в полную силу до остановки автомобиля, называется - тормозной путь автомобиля.
Слайд 14
Формулы тормозного пути и времени торможения
S= V^2/
2µg
t= V / µg
Слайд 15 Задачи:
Определим тормозной путь при
экстренном торможении. Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает
пешехода за 20 м и начинает тормозить. Произойдет ли авария, если скорость автомобиля 60 км/ч? Коэффициент трения 0,7.
Решить эту же задачу с учетом того что за 5 мин до этого прошел дождь. Коэффициент трения 0,5.
На участке дороги, где
установлен этот знак,
водитель применил
аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следу колес, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила, если коэффициент трения 0,6?
30
Слайд 17Скорость, Тормозной путь (м)
км/ч
Сухой
Мокрый
асфальт асфальт
40 8 12,5
60 18 28
80 32 50
120 72 112,5
Слайд 18
Об этом нужно помнить пешеходам, пересекающим оживленную улицу: для остановки
движущихся тел нужны время и пространство.
Слайд 19
А какие знаки необходимо знать
пешеходам, а не только водителям?
Слайд 21Ребята. Мы с вами изучаем физику уже четвертый год. Физика
– это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика
помогает вам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать вашу жизнь безопасной.
Давайте проверим с помощью теста, как вы усвоили тему урока.
Слайд 22Почему в населенных пунктах существуют ограничения на скорость движения транспорта?
А. Так положено.
Б. При больших скоростях легко остановиться перед пешеходным переходом или на перекрестке. В. При больших скоростях трудно остановиться перед пешеходным переходом или перекрестке.
2. Какие места на дорогах требуют особого внимания от водителя?
А. Дворовые территории. Б. Места около школ, детских садов и пр. В. Нерегулируемые перекрестки.
3. Как зависит длина тормозного пути от скорости движения?
А. Чем больше скорость , тем меньше тормозной путь.
Б. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь.
В. Тормозной путь от скорости не зависит.
4. По какой стороне должен двигаться пешеход по дороге, где нет тротуара?
А. По правой, в сторону движения транспорта.
Б. По левой, навстречу транспорту. В. Не имеет значения.
Слайд 235. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам
и дорогам?
А. С 12 лет.
Б. С 14 лет. В. С 16 лет.
6. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
А. Можно перебегать, если быстро бегаешь.
Б. Ни одна машина мгновенно остановиться не может.
7. Вы вышли из автобуса, как вы будете переходить дорогу?
А. Обойдете автобус впереди.
Б. Обойдете автобус сзади.
В. Дождетесь, когда автобус уедет, и только тогда перейдете дорогу.
8. Какое правило нужно соблюдать, находясь в автомобиле в качестве пассажира?
А. При движении можно открывать дверь автомобиля.
Б. При движении автомобиля нельзя отвлекать водителя разговорами.
В. При движении автомобиля нельзя открывать окна.
Слайд 24 Правильные ответы:
1 - В
2 - А,Б,В
3 - Б
4 - Б
5 - Б
6 - Б
7 - В
8 - Б
Слайд 25
А теперь скажите мне. Почему эпиграфом к нашему
уроку я взяла слова А.П.Чехова?
ИТОГ УРОКА.
Должны помнить, что пройденный до остановки путь
пропорционален квадрату начальной скорости. Если увеличить скорость автомобиля вдвое, то потребуется вчетверо больший путь до остановки. Это следует знать и помнить всем, кто управляет транспортными средствами. Об этом нужно помнить и пешеходам, пересекающим улицу: для остановки движущихся тел нужны время и пространство.
Слайд 27В жизни много опасностей и одна из них – дорога,
чтобы уберечь свою жизнь, мы должны знать Правила дорожного движения
и выполнять их, ведь жизнь самое ценное, что есть у человека.
Слайд 28
Ребята, вы уже взрослые и должны помнить, что ваша
жизнь – это жизнь ваших детей, а ваши дети –
будущее нашей страны, которую мы должны беречь.
Слайд 29Д/З
§ 38, 39. Роль сил трения, от
чего зависит сила
трения.
Для желающих упр.7(3)
Слайд 30 Задачи на закрепление.
С какой скоростью
двигались аэросани, если после выключения двигателя они прошли путь 250
м? коэффициент трения 0,02.
Шофер выключил двигатель и резко затормозил при скорости автомобиля 72 км/ч. Сколько времени будет двигаться автомобиль до остановки, если коэффициент трения 0,60? Какой путь он при этом пройдет?