Слайд 1Формирование логического мышления на уроках физики.
Учитель: Сороколетова Лада Юрьевна
Слайд 2Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу
обучения:
развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений; умение описывать
и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, а также применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Слайд 3
Поэтому одним из факторов
успешного формирования прочных знаний по физике является развитие логического мышления.
Способность к логическому мышлению, как и другую способность, можно целенаправленно развивать и формировать. Для этого ученик должен освоить методы и приемы рационального мышления, вырабатывать у себя привычку к мыслительной деятельности. Действительное развитие логического мышления возможно лишь при направленной напряженной мыслительной деятельности.
Слайд 4
В настоящее время отсутствует, методика сформированности
познавательных УУД в среднем звене общеобразовательных школ.
Поэтому
для проверки словесно – логического мышления, как составной части познавательных УУД, я использую несколько тестов.
Слайд 5Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Слайд 61 субтест
Инструкция: Какое слово или словосочетание из пяти подходит к
приведенной части фразы?
1. Диффузия не наблюдается при растворение веществ, при
распространении запаха, при слипании свинцовых цилиндров, при износе одежды, при спайке металлических деталей.
2. Вольтметр – это…оптический прибор, электрический прибор, механический прибор, двигатель, тепловой прибор.
3. Переход вещества из твердого состояния в жидкое – это …нагревание, плавление, конденсация, отвердевание, кипение.
4. Раздел физики, изучающий световые явления, - это… механика, динамика, колебания, акустика, оптика.
5. Одинаковыми по смыслу являются слова кристаллизация и…плавление, кипение, отвердевание, таяние, нагревание.
6. Противоположным к слову парообразование будет слово… испарение, кипение, конденсация, нагревание, плавление.
7. Время одного полного колебания называется… частота, период, амплитуда, скорость, смещение.
8. Электрическая мощность измеряется в … вольтах, амперах, теслах, омах, ваттах.
9. Изменение направления распространения света на границе двух сред – это отражение, поглощение, преломление, рассеяние, дифракция.
10. Выигрыш в силе нельзя получить с помощью рычага, наклонной плоскости, неподвижного блока, подвижного блока, клина.
Слайд 7
2 субтест
Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.
1.
Килограмм, секунда, метр, масса, ньютон.
2. Таяние, кипение, электризация, испарение, плавление.
3.
Молекула, атом, тело, частица, электрон.
4. Протон, нейтрон, электрон, фотон, ядро.
5. Трение, упругость, тяжесть, тяга, нагревание.
6. Весы, термометр, динамометр, сила, секундомер.
7. Километр, миллиметр, сантиметр, метр, микрометр.
8. Гром, молния, излучение, свечение, звезда.
9. Алюминий, вода, Луна, воздух, резина.
10. Секунда, час, год, неделя, вечер.
Слайд 83 субтест
Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь.
Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди
это слово.
Притяжение/отталкивание = Покой/бездействие, движение, равновесие, застой, полет.
Весы /масса = Динамометр/упругость, тяжесть, невесомость, вес, сила.
Сила /ньютон = Работа/ампер, ватт, джоуль, вольт, ом.
Ножницы /металл = Тело/молекула, атом, вещество, медь, железо.
Демокрит/атом = Архимед / блок, палка, рычаг, клин, винт.
Сила тока/амперметр = Напряжение/ ваттметр, омметр, вольтметр, гальванометр, трибометр.
Непроводдник/диэлектрик = Кристаллизация/плавление, отвердевание, нагревание,
испарение, кипение.
Вес/сила = Работа/мощность, энергия, сила, путь, скорость.
Масса/плотность = Путь/объем, скорость, сила, вес, ускорение.
Рычаг/механизм = Отвердевание/плавление, нагревание, явление, кипение, кристаллизация.
Слайд 94 субтест
Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего;
подберите обобщающее слово или словосочетание.
Килограмм, ньютон.
Масса, объем.
Барометр, термометр.
Протон, нейтрон.
Таяние, плавление.
Архимед,
Демокрит.
Амперметр, вольтметр.
Движение, покой.
Газ, жидкость.
Рычаг, наклонная плоскость.
Слайд 10Обработка
1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ученика.
2 субтест –
на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.
3 субтест – на
выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».
4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.
В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).
ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.
Слайд 11Интерпретация
Предполагается 4 уровня успешности:
Первый уровень успешности – 49 % и
менее (19,5 и менее балла)
Второй уровень успешности – 50 %
- 64 % (20 - 25,5 балла)
Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)
Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)
Слайд 12Результаты диагностики
(оценки за субтест, средний показатель)
Слайд 14В мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня:
Уровень понимания
Уровень логического
мышления
Уровень творческого мышления
Логическое мышление (один из способов активизации
мыслительной деятельности) - процесс самостоятельного решения познавательных задач (на этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, сравнивать результаты отдельных опытов, выводить формулы, анализировать их т.д.)
Слайд 15Технологии и приемы, которые применимы для развития системного, в том
числе и логического мышления на уроках физики.
личностный контакт ученика и
учителя, организация мыслительной деятельности с учетом возрастных особенностей, создание проблемной ситуации, деятельностный характер обучения, современное лабораторное оборудование, ИКТ;
дидактическая игра, исследовательский эксперимент, исследовательская деятельность, проектная деятельность, дискуссии, применение алгоритмов при обобщении знаний, оценка и анализ собственной деятельности и деятельности товарища, доказательство правоты сделанных выводов;
через работу над составлением структурно-логических схем, работа с графиками;
лабораторно-практические работы, практические задачи;
Слайд 16Технологии и приемы, которые я использую на уроках для развития
логического мышления
1) Систематизации и классификации
изученного материала, устанавливать внутри тематические и межтематические связи.
2) Использование творческих заданий - это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система физических знаний, умений и опыт эвристической деятельности (решение расчетных и качественных задач, дидактических игр и т.д.)
3) Использование физических диктантов.
4) Применение тестов интеллекта.
5) Использование межпредметных связей.
6) Самостоятельная деятельность учащихся.
Слайд 18Определите агрегатное состояние вещества
Слайд 19Определите агрегатное состояние вещества
Слайд 20Определите агрегатное состояние вещества
Слайд 22Словно поток видений
Из позабытых снов,
Мчатся по полю тени,
Тени от облаков.
«Что
же больше, – спросили
Юношу одного, –
Это облако или
Тень от
него?»
Он ошибся. Как ответите вы? Опишите данное явление с помощью законов физики.
Слайд 23Объясните с точки зрения физики
«Она жила и по стеклу текла,
Но
вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в
мире поубавилось тепла!»
«Капля камень точит»
«Соль мокнет - к дождю» (приметы –свидетели народной мудрости)
«Как аукнется, так и откликнется»
«Ему и беда, что с гуся вода»
«Правда, что масло, наверх ползет»
Слайд 24
1. Объясните, что делают дети.
2. Чем отличаются картинки и что у них общего?
Слайд 26
Исследователь с помощью оптического спектроскопа
в четырех наблюдениях видел разные спектры. Какой из спектров является
спектром теплового излучения? Почему?
Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:
А
Б
В
Г
Слайд 27
В сухой морозный день дай коту погреться у печки или
батареи отопления, чтобы его шубка стала сухой. Вымой руки, вытри
их досуха и быстро гладь кота «по шерсти»: от головы к хвосту. Скоро ты почувствуешь в руках легкое покалывание и услышишь треск. Если этот опыт делать в темноте, то можно увидеть, как шерсть кота вспыхивает маленькими искорками.
Объясни опыт
Слайд 28Используя условные обозначения, начертите схему цепи карманного фонаря и назовите
части этой цепи
Слайд 29Физический диктант
1. Как обозначается давление?
2. В каких единицах измеряется давление?
3.
По какой формуле определяется давление?
4. Оказывает ли жидкость давление на
дно сосуда?
5. По какой формуле определяется давление жидкости?
6. Оказывают ли газы давление?
7. Как называется давление, оказываемое воздухом?
8. Какой ученый впервые измерил атмосферное давление?
9. Как называется прибор для измерения атмосферного давления?
10. Как называется прибор для измерения давления больше или меньше атмосферного?
Слайд 30Подумай
Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары
погрузили в жидкость
сначала так, как показано на рисунке а, а затем так,
как показано на рисунке б.
В каком случае равновесие весов нарушится? Почему?
Слайд 31 На железнодорожной станции…
К чему приводит незнание физики…
Слайд 32Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н,
бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до
30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку, равны 791 Н?
Решите задачу
Слайд 33Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его
давление на дно сосуда стало больше: в пятилитровую кастрюлю или
в литровую бутылку? Почему?
а) в пятилитровую кастрюлю
б) в литровую бутылку
в) давление жидкости не будет зависеть от высоты столба жидкости
Слайд 34
Какие из этих явлений объясняются дисперсией?
Слайд 35Спасибо за внимание!
Во всем виноват Эйнштейн.
В 1905 году
он заявил,
что абсолютного покоя нет,
и с тех пор его
действительно нет.
Стивен Ликок