Слайд 1Формирование УУД учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Коротяева Маргарита Михайловна
учитель физики
Слайд 2Без сомнения, всё наше знание начинается с опытов.
Кант Эммануил
Слайд 3В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться,
то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного
и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Слайд 4Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе
усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания –
от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и выводов.
Слайд 5Универсальные учебные действия
Слайд 6
Личностные УУД
При изучении любого физического явления обязательно рассматривается его практическое
использование, а изучение физической теории включает в себя знакомство с
биографией ученых, внесших решающий вклад в ее создание.
Это дает возможность сформулировать типовые задания, формирующие личностные УУД
Слайд 7
Задания, формирующие личностные универсальные
учебные действия
«Биография ученого», 7–11 класс.
Используя интернет подготовьте сравнительную таблицу «Покорители космоса 20-21вв»
«Практическое
применение физического явления «Спутниковая связь и её роль в жизни человека»
Слайд 8Регулятивные УУД
Уроки физики представляют богатые возможности по развитию регулятивных УУД.
Формирование способности к самоорганизации, самоконтролю, самооценке можно проводить на самых
разных временных масштабах.
Слайд 9
Задания, формирующие регулятивные универсальные
учебные действия
Вычислите, какую механическую работу вы совершаете
и какую мощность развиваете, равномерно поднимаясь с первого на второй
этаж школы. Все необходимые данные получите сами.
Понятийный аппарат новой темы.
Алгоритм решения физической задачи.
Слайд 10Познавательные УУД
Специфика физики как учебного предмета проявляется в том, что
она представляет исключительный простор для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Даже простое перечисление этих действий, задаваемое ФГОС второго поколения, «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;» показывает насколько подходят уроки физики для их формирования.
Слайд 11Задания, формирующие познавательные
универсальные действия
Зарисуйте траекторию движения звездочек салюта: в первый
момент после выстрела и после вспышки.
В Интернете найдите высоту Исаакиевского
собора в Санкт-Петербурге и колокольни Ивана Великого в Москве. Найдите разницу высот.
В Интернете найдите фотографию какого-либо насекомого или птицы. Рассмотрите изображение. Какие части тела являются рычагами?
Проанализируйте текст параграфа и составьте сравнительную таблицу «Виды электромагнитных излучений»
Слайд 12Коммуникативные УУД
Представляется вполне очевидным, что коммуникативные УУД успешнее всего развиваются
в рамках проектной деятельности, сам характер которой подразумевает активную коммуникацию
как условие достижения поставленной цели. Уроки физики дают достаточную возможность для формирования и развития коммуникативных УУД.
Слайд 13
Задания, формирующие коммуникативные универсальные
учебные действия
Суд над инерцией.
Трение в природе
и технике. Польза и вред трения.
За страницами учебника физики.
Физический практикум, лабораторные работы.
Слайд 14Таким образом, очевидно, что уроки физики в средней школе имеют
значительный потенциал для формирования разнообразных УУД.
Слайд 15Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я
запомню,
Вовлеки меня - и я пойму.
Древняя китайская мудрость