Е.В. Червоная, учитель физики
ООШ № 14, вторая категория
Мелитополь 2009 год
5klass.net
5klass.net
Содержание
Рис. 1
Рис. 2
Понятия точечный источник и луч в геометрической оптике эквивалентны понятиям точка и луч в математике.
Геометрическая оптика не касается вопроса о природе света.
Считается, что о положении точечного источника света S человек судит по расположению точки пересечения лучей
попадающих в зрачок его глаза (рис. 2).
Обобщением такого представления о местоположении источника света является закон прямолинейного распространения света.
Он гласит: в однородной среде свет распространяется прямолинейно.
Рис. 3
Чаще всего прямолинейное распространение света мы наблюдаем в воде или в воздухе, которые считаем однородными.
Прямолинейность распространения света проявляется в образовании тени от непрозрачного тела, если его освещают точечным
источником света. Если тот же предмет освещают двумя точечными источниками света S1 и S2 (рис. 3) или одним протяженным
источником, то на экране возникают участки, которые освещены частично и носят название полутени. Примером образования тени
и полутени в природе является солнечное затмение.
Если благодаря свойствам среды, в которой распространяются лучи, или с помощью оптических устройств лучи меняют свое
направление, то лучи, выходящие из источника света, могут пересекаться (рис. 4,а) или рассеиваться (рис. 4,б).
Местонахождение изображения точечного источника света S1 определяют по пересечению двух лучей (рис. 4,а) или по
пересечению их продолжений (рис. 4, б).
Каждый луч показывает направление переноса энергии от источника. При пересечении лучей возникает точка, где энергия
концентрируется. Если в этом месте поставить экран, то на нем можно наблюдать светящуюся точку, которую называют
действительным изображением S1 точечного источника S (рис. 4,б).
Если лучи, идущие от источника, рассеялись, то они идут так, что глаз воспринимает их идущими из точки S2, которая
называется мнимым изображением источника S (рис. 4,б).
Рис. 4
Реальные источники света имеют конечные размеры. В этом случае их рассматривают как совокупность точечных источников,
расположенных друг относительно друга в определенном порядке. Так, с помощью отдельных светящихся лампочек формируется
изображение на уличных рекламных щитах.
В геометрической оптике также используется понятие пучок света, или световой пучок, представляющий собой совокупность
лучей, заполняющих некоторую область пространства
Закон отражения света.
Построение изображений в плоском зеркале
Среди простейших оптических явлений – поглощение света, его рассеяние, отражение и преломление.
Полное поглощение света поверхностью тела мы воспринимаем как черный цвет поверхности; частичное поглощение света
может восприниматься как окрашивание поверхности в определенный цвет, в том числе и в серый.
Отражение света от некоторой поверхности, разделяющей пространство на две части, означает изменение направления
переноса энергии света таким образом, что свет
Явление рассеяния света может наблюдаться и в системе мелких частиц, взвешенных в однородной среде (рис. 5,б).
Рис. 6
При отражении пучка света от гладкой поверхности можно обнаружить, что луч падающий и луч отраженный (рис. 6)
лежат в одной плоскости с перпендикуляром к границе раздела сред, восставленным в точке падения. Угол падения ά равен
углу отражения β:
ά =β.
Это утверждение называют законом отражения света.
Модельная гладкая плоскость, отражающая все падающие на нее лучи, называется плоским зеркалом.
Реальными телами, которые могут быть описаны такой моделью, являются полированный кусок металлической пластины,
поверхность жидкой ртути в широком сосуде, полированное плоское стекло, покрытое слоем серебра или алюминия.
n1 sin ά= n2 sin γ
где n1 и n2 – абсолютные показатели преломления двух сред. Это утверждение называют законом преломления света.
Абсолютный показатель n преломления среды показывает, как будет преломляться луч на границе среда – вакуум.
Таким образом, вакуум выступает в качестве некой абсолютной среды, которая используется для характеристики
различных других сред. Абсолютный показатель преломления связан со скоростью света в среде и скоростью
света в вакууме c: n = c/v
Рис. 9
Соблюдение законов преломления на двух гранях тела из оптически более плотного материала, чем окружающая среда,
приводит к сохранению направления распространения луча.
Явление полного внутреннего отражения от границы двух сред
Рис. 10
Для перехода света из воды в воздух . Открыв глаза под водой и рассматривая ее поверхность под углом,
большим этого значения, вы не видите предметов над водой, поверхность воды снизу кажется зеркальной.
При направлении взгляда из-под воды ближе к вертикали вы можете увидеть все, что расположено над ней.
Явление полного внутреннего отражения широко используется в современной компьютерной технике для
организации оптоволоконной связи. Ее основу составляет шнур, собранный из тонких стеклянных нитей
(волокон), вдоль которых свет распространяется с небольшими потерями из-за его поглощения. Покинуть
волокно через боковую поверхность свет не может.
Линза. Фокус линзы
Линза является одним из величайших изобретений человечества. Линза позволила еще в XVII в., с одной стороны, создать
телескоп и разрушить представления о том, что Земля – центр Вселенной, с другой – создать микроскоп и открыть микроорганизмы.
Рис. 11
Изучение преломления лучей, прилегающих к оптической оси, на сферических поверхностях, ограничивающих линзу,
показывает, что лучи, проходящие через тонкую линзу из стекла в воздухе, обладают рядом свойств, позволяющих построить
изображение источников света в этой линзе.
На рисунке 12 представлены простейшие профили стеклянных линз: плоско-выпуклая (рис. 12,а), двояковыпуклая (рис. 12,б),
плоско-вогнутая (рис. 12,в), и двояковогнутая (рис. 12,г). Первые две из них в воздухе являются собирающими линзами,
а вторые две – рассеивающими. Эти названия связаны с тем, что в собирающей линзе луч, преломляясь, отклоняется в сторону
оптической оси, а в рассеивающей наоборот.
Рис. 12
Лучи, идущие параллельно главной оптической оси, отклоняются за собирающей линзой (рис. 13,а) так, что собираются в точке,
называемой фокусом. В рассеивающей линзе лучи, идущие параллельно главной оптической оси, отклоняются так, что в фокусе,
находящемся со стороны падающих лучей, собираются их продолжения (рис. 13,б). Расстояние до фокусов с одной и другой
стороны тонкой линзы одинаково и не зависит от профиля правой и левой поверхностей линзы.
Рис. 13
Рис. 15
Фокусное расстояние f – расстояние от центра линзы до фокуса – зависит только от показателя преломления n материала линзы
и радиусов кривизны сфер, ограничивающих поверхность линзы: например, для двояковыпуклой собирающей линзы,
ограниченной сферами с радиусами R1 и R2,
Таблица 1
Рис. 17
Формула тонкой линзы. Увеличение изображения в линзе
Рассматривая геометрически ход лучей в тонкой собирающей линзе (рис. 18), можно показать, что расстояние a от точечного
источника до линзы связано с расстоянием b от линзы до его изображения и фокусным расстоянием f линзы соотношением.
Это соотношение и называют формулой тонкой линзы. Знак «–» в ней ставится в случае мнимого изображения.
Величина
называется оптической силой линзы. Если фокусное расстояние f выражено в метрах, то оптическая сила линзы D получается в диоптриях (дптр).
Если рассматривать рассеивающую линзу, то формула тонкой линзы запишется так:
где a, b, f соответствующие расстояния (положительные числа).
где a и b – расстояния от предмета до линзы и от изображения до линзы, которые связанные формулой тонкой линзы.
Подчеркнем еще раз, что речь идет только о линейном размере узкого источника, стоящего перпендикулярно главной
оптической оси. Например, изображением квадрата, одна из сторон которого направлена вдоль главной оптической оси,
в тонкой линзе будет трапеция. Таким образом, увеличение длин разных сторон квадрата может быть совершенно различным.
В кинопроекторе свет попадает на точки экрана, создавая изображение кадра кинопленки на киноэкране.
С помощью кинопроектора получают изображение маленького кадра кинопленки на большом экране кинотеатра.
Для этого сам кадр располагают близко к фокусу линзы проектора.
Простейшая схема глаза содержит только одну собирающую линзу – хрусталик. За счет изменения его формы на
сетчатке – экране – получается действительное уменьшенное изображение удаленных и близких предметов.
Взглянув в дверной глазок на непрошенного гостя, мы видим его прямое уменьшенное, мнимое изображение.
В реальных оптических системах обычно используют систему линз, изображение в которых получают построением
хода луча в первой линзе, а затем во второй и т.д.
На рисунке приведены фотографии школьного телескопа и современного оптического микроскопа с вмонтированной
цифровой видеокамерой, а также схемы хода лучей в этих приборах
Схема хода лучей в системе двух линз, объясняющая функцию очков при близорукости
Схема хода лучей в системе двух линз, объясняющая функцию очков при дальнозоркости
В упрощенной модели, когда считается, что оптическая система глаза состоит из одного хрусталика, а линза очков вплотную
прижимается к глазу, можно считать, что оптическая система «очки–глаз» имеет оптическую силу
D = Dглаза + Dочков, так как это соотношение верно для двух линз, прижатых друг к другу.
В соответствии с законом преломления, при n = 1 sin e' = n/e
Отсюда, для лучей AO1 , AO2 и AO3 получим e'1 = 00, e'2 = 31017',
e'3 = 60034'.
Если угол преломления e'4 = 900, т.е. преломленный луч скользит
вдоль поверхности раздела двух сред, то угол падения будет (луч 4)
sin e4 = sin e'4/ n1 = 0,65863;
e4 = 41012'.
При увеличении угла падения преломления не происходит, и лучи
света отражаются в ту же самую среду (см. луч 5). Угол e4 является
предельным углом полного внутреннего отражения
Угол поворота отраженного луча относительно падающего обозначим f.
Из законов отражения i1 = i'1 ; i2 = i'2 . Из геометрических соображений
видно, что a = i1 + i2 . Угол f - внешний угол треугольника,
причем f = 2i1 +2 i2 = 2*(i1 + i2 ). Следовательно, f = 2a и
не зависит от угла падения луча.
Вертикальный колышек высотой h = 1 м, поставленный вблизи уличного фонаря, отбрасывает
тень длиной l1 = 0,8 м. Если перенести колышек на d = 1 м дальше от фонаря (в той же плоскости), то он отбрасывает
тень длиной l2 = 1,25 м. На какой высоте H подвешен фонарь?
РЕШЕНИЕ
Обозначив расстояния от колышка до столба в первом случае x,
можно из подобия треугольников OAB и CDB написать:
H/h = (x + l2)/l1,
а из подобия треугольников OAB1 и C 1D 1B 1 -
H/h = (x + d + l2)/l2.
Исключая из этих уравнений x, найдем
H = h(d + l2 – l1)/(l2 – l1).
Отсюда, H = 3,2 м.
Выберем из пучка лучей, попадающих в глаз наблюдателя,
два луча A0C и A0D. Первый луч падает перпендикулярно
границе раздела сред и идет во вторую среду не преломляясь.
Второй луч, переходя во вторую оптически менее плотную среду,
отклоняется от своего начального направления. Лучи, вышедшие
из точки A0 , кажутся наблюдателю выходящими из точки A1 ,
являющейся мнимым изображением точки
Построить изображение отрезка - предмета AB, расположенного перед плоским зеркалом.
РЕШЕНИЕ
Допустим, что предмет AB параллелен зеркалу. Проведем из точки A
предмета два луча: AM1, падающий перпендикулярно к зеркалу, и AO,
образующий с нормалью NN угол e. При этом точку O выберем так,
чтобы M1O = M1M2/2 = AB/2. После отражения от зеркала луч AM1
пойдет в обратном направлении M1A, а луч AO отразится под углом e'
и пройдет через точку B. Продолжения лучей M1A и OB пересекутся в
точке A'.
Аналогично получается изображение точки B.
Изображение предмета A'B' является мнимым
(т.к. образовано продолжениями лучей), равным предмету AB.
РЕШЕНИЕ
На левый торец световода попадают лучи разного направления,
однако пройдут световод только те лучи, которые падают на его
боковую поверхность под углом f, превышающем угол полного
отражения. Остальные лучи при каждом отражении будут терять
энергию вследствие преломления и до конца световода не дойдут.
На экране будет наблюдаться круглое освещенное пятно, границы
которого определяются лучами, идущими внутри световода под
предельным углом полного отражения f и выходящими из торца
световода у боковой поверхности. Эти лучи после преломления
покинут световод под углом g по отношению к торцевой плоскости.
Лучи, идущие внутри световода под углом больше f, при выходе из
световода будут иметь угол преломления меньше g, т.е. они будут
создавать освещение экрана внутри пятна.
Закон преломления для лучей, образующих границу пятна,
запишется как
sing = nsina.
В свою очередь,
sina = cosf = (n2 - 1)0,5/n.
Значит,
g = arcsin (n2 - 1)0,5.
Из треугольника ABC имеем D - d/2 = Ltgg.
Но поскольку d<
Если между зеркалами 1 и 2 поместить светящуюся точку A0 ,
выходящие из нее лучи будут попадать на зеркала, многократно
отражаться от них расходящимися пучками, давая всякий раз на
своем продолжении мнимые изображения.
Для решения можно ограничиться схематическим построением,
учитывая то, что мнимое изображение, даваемое одним зеркалом,
можно считать предметом для второго.
Рассмотрим пучок лучей, падающих из точки A0 на зеркало 1.
После отражения он идет к зеркалу 2 так, как если бы выходил
из точки A1 , являющейся изображением предмета A0 в первом
зеркале. Кроме отраженного пучка, на второе зеркало падает пучок
лучей, выходящих непосредственно из A0 . Оба эти пучка
отражаются так, что на их продолжении получатся точки A2 и A3 ,
которые являются изображением точек A0 и A1 в зеркале 2.
Лучи, отраженные от второго зеркала, вновь попадают на первое, отражаются от него, давая изображения A4 и A5 , для которых
предметами являлись точки A2 и A3 . Для наглядности и удобства построений плоскости зеркал на чертеже продолжены за линию
их пересечения. Точки A4 и A5 можно рассматривать как предмет для второго зеркала. Их изображениями в этом зеркале служат
Симметричные точки A6 и A7 , находящиеся по другую сторону зеркала 2. Нетрудно заметить, что при расположении зеркал
под углом 450 друг к другу полученные изображения будут последними. Отраженные от второго зеркала лучи, на продолжении
которых получаются точки A6 и A7 , идут таким образом, что при своем отражении дают изображения, совпадающие с ранее
полученными. Всего в зеркалах, установленных под углом 450 друг к другу, получается семь изображений.
Точка A0 и все ее изображения расположены по кругу радиусом OA6 с центром в точке пересечения зеркал O.
В этом легко убедиться, доказав равенства /OA0 / = /OA1 / = ... = /OAn /.
На основании проведенных построений, обобщая полученный результат на случай, когда зеркала поставлены друг к другу под
углом a (a есть целый делитель 3600 ), формулу для числа изображений предмета, помещенного между зеркалами,
можно записать так:
n = 3600 /a - 1
Для a = 450 формула дает:
n = 3600 /450 - 1 = 7
При a = 1800 , когда зеркала развернуты и фактически представляют одно зеркало, n = 1. Если a = 0
(зеркала расположены параллельно друг другу), изображений получается бесконечно много.
Предмет находится за оптическим центром вогнутого
зеркала: изображение действительное, перевернутое,
уменьшенное. F - фокус зеркала, С - его оптический центр
Диаметр отверстия выпуклого сферического зеркала радиусом R равен D. С какого минимального расстояния
человек может видеть себя во весь рост, если его рост равен H?
РЕШЕНИЕ
Чтобы в зеркале минимальных размеров было видно изображение
предмета AB, нужно, чтобы в глаз наблюдателя попадали лучи,
дающие изображение его концов A1 и B1. Допустим, что человек
(предмет AB высотой H) находится перед выпуклым зеркалом
радиусом R и диаметром отверстия D на таком расстоянии d,
что из точки A, где находится глаз, он видит себя во весь рост.
Тогда мнимое изображение A1B1 человека высотой H1 должно
быть расположено от зеркала на таком расстоянии f, чтобы точки
A, M, A1 и A, N, B1 лежали на прямых линиях.
На построении зеркало достроено, так как любой луч, выходящий
из A, после отражения попадает своим продолжением в A1.
Можно записать основные уравнения для выпуклого зеркала, учитывая
знаки отрезков:
- 1/F = 1/d - 1/f и H1/H = f/d.
Дополнительное уравнение составляем исходя из того, что треугольники AA1B1 и AMN подобны. (Малой кривизной зеркала MN
пренебрегаем.) Поскольку высоты в этих треугольниках равны соответственно d и d + f, то
D/ H1 = d/(d + f). Решая уравнения относительно d, находим d = F(H - 2D)/D
РЕШЕНИЕ
Найдем среди лучей, падающих на зеркало, такой луч EA, который
после отражения прошел бы через крайнюю точкуB зеркала. По
закону отражения РOAB = РOAE = a и РOBA = РOAB = a, так как
треугольник OAB - равнобедренный. Поэтому искомый угол расхождения
лучей равен удвоенному углу OCB и равен 2(900 - a)
Проведем отрезок CD, перпендикулярный AO. Тогда OC = r/(2 cosa)
(причем РAOC = РEAO = a как накрест лежащие; AD = DO = r/2).
OC/OB = tga = 1/(2 cosa), откуда sina = 0,5, a = 300.
Искомый угол 2(900 - a) = 1200.
Построить изображение в собирающей линзе плоского предмета AB,
наклоненного к главной оптической оси.
РЕШЕНИЕ
Сначала строим изображение A1 точки A, взяв два луча, исходящих
из этой точки: луч AC, идущий параллельно оптической оси, и луч AO,
идущий через оптический центр. После преломления линзой эти лучи
пересекаются в точке A1, являющейся изображением точки A. Затем
строим ход двух исходящих из точки B лучей: BO, идущего вдоль
главной оптической оси, и BD, направленного под некоторым углом к
ней. Получаем изображение A1B1.
Полая двояковогнутая линза находится в оптически
более плотной среде, следовательно, линза должна
быть собирающей. Параллельный пучок, падающий
на нее должен был бы собраться в фокусе F, но,
преломляясь на границе раздела AB, он попадет в
точку F'. Угол падения равен a, угол преломления равен b:
sina/sinb = 1/ n,
tga = AB/BF, tgb = AB/BF',
BF/BF' = tga/tgb @ 1/n,
BF' = (F - h )/n.
Искомое расстояние
DF' = h + BF' = F/n + h(1 - 1/n).
При фотографировании удаленного объекта перед фотоаппаратом на тройном фокусном расстоянии объектива
поместили тонкую линейку длины 2l. Плоскость линейки перпендикулярна оптической оси фотоаппарата.
Объектив - тонкая линза диаметра 2r < 2l. Найти длину тени на пленке, т.е. размер области, в которой линейкой
будут затенены все лучи, исходящие от фотографируемого объекта.
РЕШЕНИЕ
Построим изображения тени, учитывая, что пленка в фотоаппарате
расположена в фокальной плоскости. Из построения следует, что
x = (l - r)/3.
Для построения промежуточного изображения удаленных предметов
в зрительных трубах достаточно использовать лишь луч, проходящий
через оптический центр объектива, учитывая, что положение в этом
случае всегда известно - практически оно лежит в его фокальной плоскости.
Промежуточное изображение, даваемое объективом, можно рассматривать
как предмет для окуляра, поскольку от этого изображения, например от
точки А1, лучи идут на вторую линзу расходящимся пучком, как если бы
они выходили из действительного источника.
Для проецирования изображения Луны на экран линзу окуляра нужно
сместить от промежуточного изображения А1В1 так, чтобы оно попало
между фокусом и двойным фокусом окуляра. Если резкое изображение
А2В2 проецируется на экран, отстоящий от линзы L2 на расстоянии f'2,
окуляр нужно отодвинуть от объектива настолько, чтобы предмет А1В1
находился от линзы L2 на расстоянии d'2, удовлетворяющем уравнению
1/Fок = 1/d'2 + 1/f'2.
Как видно из чертежа, окуляр для этого необходимо передвинуть вправо
от начального положения на расстояние
x = d'2 - d2
Линейные размеры изображения Луны на экране можно определить из
формулы увеличения линзы, зная угол a, под которым Луну видно
невооруженным глазом, и фокусное расстояние объектива Fок:
h2 = h1*f'2/d'2
Но h1 = Fоб*tga @ Fоб*a (поскольку угол a очень мал), поэтому можно записать:
h2 @ Fоб*a*f'2/d'2.
Решая уравнения относительно d2 и d'2, получим: d2 = f2*Fок/(f2 + Fок); d'2 = f'2*Fок/(f'2 + Fок), откуда h2 = 7 см.
Чтобы зритель с нормальным зрением хорошо видел в
театральный бинокль сцену, необходимо, чтобы
окончательное изображение предмета получалось
на расстоянии намлучшего зрения. Так как сцена находится
на очень большом расстоянии от зрителя (d1 >> Fоб), то
изображение А1В1, даваемое объективом L1, получается
на ничтожно малом расстоянии от фокальной плоскости
линзы (f1 @ Fоб).
А1В1 можно рассматривать как мнимый предмет для
окуляра, отстоящий от него на расстоянии d2 = Fоб - l1.
После преломления в окуляре лучи, идущие в точку А1,
пойдут расходящимся пучком и на своем продолжении
дадут окончательное мнимое изображение А2.
Расстояние d2, а следовательно, и расстояние l1 должны
быть при этом подобраны так, чтобы изображение сцены
А2В2 получалось в окуляре на расстоянии f2 = 25 см.
Изображение мнимого предмета А1В1 в окуляре является
мнимым, поэтому формула рассеивающей линзы для этого
случая дает 1/Fок = -1/d2 - 1/f2,
откуда d2 = f2*Fок/(f2 - Fок) = 4,76 см; l = Fоб - d2 = 15, 24 см.
Из формулы линзы находим:
f1 = F1d1/(d1 - F1) = 16,33 см.
Увеличение, даваемое линзой:
k1 = f1/d1 = 0,66 или A1B1 = 0,66 см.
Из рисунка ясно, что:
d2 = L - f1 = 18,33 см.
Согласно формуле линзы:
f2 = F2d2/(d2 - F2) = 6,875 см,
значит:
k2 = f2/d2 = 0,375,
т.е.
A2B2 = 0,375 A1B1 = 0,25 AB.
Иными словами, увеличение системы
k = A2B2/AB = k1k2 = 0,25.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть