Слайд 1Импульс тела. Закон сохранения импульса
9 класс
Слайд 2
Цели урока для учителя:
Обосновать необходимость введения новой физической величины –
импульса;
Сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса
Задачи:
Образовательные:
ввести понятие
реактивного движения;
распространить применение закона сохранения способствовать развитию навыков учащихся в самостоятельном приобретении информации, в умении выделять главную мысль.
Воспитательные:
способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
активизировать деятельность учащихся на уроке.
Развивающие:
дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний;
побудить к активной работе;
воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;
формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Слайд 3Повторение пройденного материала:
Ответьте на вопросы:
Какое движение называется прямолинейным?
Какое движение называется
криволинейным?
По какой формуле находится центростремительное ускорение.
Что такое центростремительная сила и
по какой формуле она находится?
Слайд 4
Простые наблюдения и опыты доказывают, что покой и движение относительны,
скорость тела зависит от выбора системы отсчета; по второму закону
Ньютона независимо от того, находилось ли тело в покое или двигалось, изменение скорости его движения может происходить только под действием силы, т. е. в результате взаимодействия с другими телами. Однако существуют величины, которые могут сохраняться при взаимодействии тел. Такими величинами являются энергия и импульс.
Слайд 5Импульсом тела p
Называется величина, равная произведению массы тела на его
скорость:
P=m*v
Из определения видно, что тело массой m будет иметь
разную величину импульса при разных скоростях.
Слайд 6
Слово импульс в переводе с латинского означает «толчок».
Импульс – векторная
величина.
Направление импульса всегда совпадает с направлением вектора скорости движения.
За единицу
импульса в СИ принимают импульс тела массой 1 кг, движущегося со скоростью 1 м/с.
Значит, за единицу импульса тела в СИ является 1 кг*м/с.
Слайд 7На примере велосипедиста можно разбирать, вектор импульса тела направленный так
же как и вектор скорости этого тела.
Слайд 8Закон сохранения импульса
Если два или несколько
тел взаимодействуют
только между собой
(т.е. не подвергаются
воздействию внешних
сил), то эти тела
образуют
замкнутую
систему.
Слайд 9
Векторная сумма импульсов взаимодействующих тел, составляющих замкнутую систему, остается неизменной.
Слайд 10
Согласно 3 закону Ньютона: F1=-F2, следовательно:
Это и называется
законом сохранения импульса.
Слайд 11Решение задач:
Задача №1
Человек, бегущий со скоростью 7 м/с, догоняет
тележку, движущуюся со скоростью 2 м/с, и вскакивает на нее.
С какой скоростью станет двигаться тележка после этого? Масса человека 70 кг, тележки – 30 кг.
Дано: Решение:
m1=70 кг m1v1+m2v2=m3v3
v1=7 м/с m3=m1+m2, тогда v3=m1v1+m2v2/m3
m2=30 кг v3=(70 кг*7м/с+30 кг*2 м/с)/100 кг=5,5м/с
v2=2 м/с
________ Ответ:5,5 м/с.
v3=?
Слайд 12
Задача №2
При формировании железнодорожного состава три сцепленных вагона, движущихся
со скоростью 0,4 м/с, сталкиваются с неподвижным вагоном, после чего
все вагоны продолжают двигаться в ту же сторону. Найдите скорость вагонов, если масса всех вагонов одинаковая.
Дано: Решение:
m1=3m m1v1+m2v2=m3v3
v1=0,4 м/с m1v1=m3v3, так как v2=0 v3=m1v1/m3
m2=m v3=(3m*0,4м/с)/4m=0,3м/с
v2=0
m3=4m Ответ :0,3 м/с.
________
v3=?
Слайд 13Домашнее задание
П. 21, упр. 20 стр. 83
Задача:
Снаряд массой 40 кг,
летящий горизонтально со скоростью 400 м/с, попадает в неподвижную платформу
с песком массой 10 т и застревает в песке. С какой скоростью стала двигаться платформа?