Слайд 1
Методическая разработка урока
по физике 8 класс
на тему:
«Расчет
сопротивления проводников».
учитель физики МОУ СОШ № 4 с.п. Исламей
Баксанского района
Кабардино – Балкарской республики
Нахушевой Мариты Мухамедовны
Слайд 2Задачи урока:
обучения: формировать навыки работы с приборами, умение решать
расчетные, экспериментальные задачи. Установить зависимость сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.
воспитания: воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира; этики работы в парах.
развития: развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, собирать электрические цепи, чертить схемы, развивать навыки практической работы, интерес к предмету путём выполнения разных заданий.
Наука начинается с тех пор, как начинают измерять.
Точная наука немыслима без меры.
Д.И.Менделеев
Цель урока: научить учащихся измерять сопротивления проводников; получить соотношение между сопротивлением проводника, его длиной, площадью поперечного сечения и удельным сопротивлением.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, линейка, штангенциркуль, ключ, авомметр, исследуемые проводники, соединительные провода, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Слайд 4Методы измерения сопротивления проводников
Авомметр.
Слайд 52. Метод вольтметра и амперметра
Слайд 63. Метод измерения геометрических размеров
Вопрос1. Какие вещества являются хорошими проводниками
электрического тока?
Вопрос 2. Какие из проводников лучше проводят электрический ток?
Слайд 7От чего зависит сопротивление проводника?
v
V
Слайд 8 Задание 1. Зависимость сопротивления проводника от длины.
Собираем схему
3, нихромовую проволоку (клеммы 1, 2) подключить к источнику тока
и амперметру. Меняя длину проводника наблюдать изменение силы тока.
Слайд 9Вывод 1.
При уменьшении длины нихромовой проволоки сила тока увеличивается, при
увеличении длины сила тока уменьшается.
Следовательно: при L ↓ ~
I ↑ ~ R↓
R ~ L
Слайд 10Задание 2. Зависимость сопротивления проводника от площадь сечения.
Собираем схему
3, сперва одну нихромовую проволоку (клеммы 1, 2) подключить к
источнику тока и амперметру, затем две нихромовые проволоки (клеммы 1-3, 2-4) подключить к источнику тока и амперметру. Наблюдать изменение силы тока.
Слайд 11Вывод 2.
При уменьшении площади сечения нихромовой проволоки сила тока уменьшается,
при увеличении площади сечения сила тока увеличивается.
Следовательно: при S
↓ ~ I ↓ ~ R↑
R ~ 1/S
Слайд 12Задание 3. Зависимость сопротивления проводника от рода вещества.
Собираем схему 3,
сперва нихромовую проволоку (клеммы 1, 2) подключить к источнику тока
и амперметру, затем стальную проволоку (клеммы 5, 6) подключить к источнику тока и амперметру. Наблюдать изменение силы тока.
Слайд 13Вывод 3.
Сила тока при подключении нихромовой проволоки больше, чем при
подключении стальной (железной) проволоки.
По таблице сравниваем удельные сопротивления этих
веществ.
Следовательно: если I ↑ ~ R↓ ~ ρ↓
R ~ ρ
Слайд 14Удельное электрическое сопротивление некоторых веществ,
Слайд 15Выводы
Сопротивление зависит от длины проводника, чем больше длина проводника тем
больше его сопротивление.
Сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения: чем
меньше площадь сечения проводника, тем больше сопротивление.
Сопротивление проводника зависит от рода вещества (материала), из которого он изготовлен.
Слайд 16Это выражение позволяет вычислять длину проводника, поперечное сечение и удельное
сопротивление проводника.
Зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника (длины и площади
поперечного сечения) и вещества, из которого он изготовлен, впервые установил Георг Ом.
Слайд 17Последовательное соединение
При последовательном соединении трех проводников, сопротивление увеличивается,
так как длина проводника увеличивается ( R ~ L, L↑
~ R ↑ ).
Слайд 18Параллельное соединение
При параллельном соединении площадь сечения проводника увеличивается, сопротивление будет
уменьшаться (при S ↓ ~ R↑ ).
Слайд 19Задача
Задача. Определите сопротивление телеграфного провода между Южно-Сахалинском и Томари, если
расстояние между городами 180 км, а провода сделаны из железной
проволоки площадью поперечного сечения 12 мм2
Задача. Рассчитайте сопротивление медного контактного провода, подвешенного для питания трамвайного двигателя, если длина провода равна 5 км, а площадь поперечного сечения - 0,65 см2 .
Задача. Какой длины надо взять медную проволоку площадью поперечного сечения 0,5 мм2 , чтобы сопротивление ее было равно 34 Ом?
Задача. Вычислите, каким сопротивлением обладает нихромовый проводник длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,75 мм2 .
Решение.
L =180000м Сопротивление
проводника
S = 12 мм2 вычислим по формуле:
ρ = 0,1 Ом мм2
м
R - ? R = 0,1* 180000/ 12 = 1,5 кОм
Ответ: 1,5 кОм.
Слайд 21Подведение итогов
Что узнали новое на уроке?
Какой метод понравился для вас
больше всего?
Если некоторые приборов у нас отсутствуют под рукой, то
вы должны уметь пользоваться другими методами.
Понравился урок?
Слайд 22Домашнее задание
§45, 46, упражнение 20, № 2 (а), 4.
Слайд 23В таблице зашифровано слово. На пересечении соответствующей величины и расчетной
формулы стоит нужная буква. Прочитать слово.
Слайд 24В таблице зашифровано слово. На пересечении соответствующей величины и расчетной
формулы стоит нужная буква. Прочитать слово.
Слайд 25Повторение закона Ома для участка цепи.
Сформулируйте закон Ома для участка
цепи.
Как вычислить напряжение, используя закон Ома? Сопротивление?
Какова единица сопротивления?
В каком
случае сопротивление проводника имеет значение 1 Ом?
Назовите, что является причиной сопротивления проводника.
Слайд 26Применяя закон Ома для участка цепи, заполните таблицу. Заполни таблицу