Слайд 1
Государственная итоговая аттестация по физике в новой форме
Сургут, 2013
Слайд 2
Проведение экспериментальных заданий на Г(И)А в новой форме
в 9
классе
Слайд 3
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется заданиями КИМ
(из спецификации
КИМов в 2013 году)
Слайд 4 1. Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы
описанного опыта или наблюдения.
2. Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок
проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой.
3. Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика.
4. Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока).
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
Слайд 5Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
5.
Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и
делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.
6. Умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов; проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.
7. Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Слайд 6
Рекомендации по проведению Г(И)А по физике
Слайд 7ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности труда для учащихся
при проведении экзамена в кабинете
физики
1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора экзамена.
2.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.
5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе
с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.
8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
9. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.
10. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.
11. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
13. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.
14. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.
Слайд 8Контрольные измерительные материалы ГИА по физике содержат экспериментальное задание, которое
выполняется выпускниками с использованием реального лабораторного оборудования. Поэтому экзамен проводится
в кабинетах физики, в которых должен быть противопожарный инвентарь и медицинская аптечка. Типовое электрооборудование кабинета физики должно обеспечивать лабораторные столы переменным напряжением с действующим значением 36-42В. При необходимости можно использовать другие кабинеты, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий экзаменационной работы. В этом случае используются батарейные источники электрического тока.
Слайд 9На экзамене присутствует специалист по физике (учитель физики, не преподающий
в данном классе), который проводит перед экзаменом инструктаж по технике
безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием. Инструктаж на рабочем месте имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места при выполнении экспериментального задания экзаменационной работы, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами и правилами поведения при их возникновении. Он должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы. Примерная инструкция по технике безопасности приведена в Приложении 3 к спецификации КИМов ГИА 2013 г. по физике.
Слайд 10В случае нарушения экзаменуемым правил безопасного труда при выполнении экспериментального
задания специалист по физике, участвующий в проведении экзамена, лишает экзаменуемого
права выполнять экспериментальное задание. Он забирает комплект оборудования и выставляет в экзаменационный бланк тестируемого 0 баллов за выполнение экспериментального задания с указанием причины (нарушение правил безопасного труда).
Слайд 11Каждому экзаменуемому выдается пакет с индивидуальными экзаменационными материалами и комплект
оборудования, в котором имеется все необходимое оборудование и измерительные приборы
для выполнения экспериментального задания соответствующего варианта.
Слайд 12В рамках ГИА при использовании экспериментальных заданий на реальном оборудовании
оценке подлежит только письменный отчет учащегося о ходе и результатах
выполнения задания. Полученный учащимся результат измерений служит основанием для оценивания качества выполнения задания и вывода об уровне сформированности всей совокупности экспериментальных умений, которые использовались при его получении. Критерии проверки экспериментальных заданий требуют использования в рамках ГИА стандартизованного лабораторного оборудования. Все предлагаемые в экзаменационных вариантах экспериментальные задания сконструированы на базе оборудования и измерительных приборов из комплекта «ГИА-лаборатория», который создан на базе типовых наборов для фронтального лабораторного эксперимента для кабинета физики. Состав этих наборов отвечает требованиям надежности и требованиям к конструированию экспериментальных заданий банка экзаменационных заданий ГИА, а при использовании в учебном процессе обеспечивает формирование экспериментальных умений в рамках требований стандартов второго поколения. С описанием состава «ГИА-лаборатории» можно ознакомиться на сайте производителя комплектов оборудования www.td-school.ru.
Слайд 13Проверку заданий с развернутыми ответами осуществляют эксперты, которые являются специалистами-предметниками
и прошли специальную подготовку для проверки заданий 2013 года по
материалам ФИПИ. Задания с развернутым ответом проверяются в соответствии с предложенными критериями оценивания. При этом для экспериментальных заданий учитываются те изменения, которые могли быть внесены в критерии оценивания в результате изменений характеристик оборудования.
Слайд 14
Перечень комплектов оборудования для проведения Г(И)А выпускников 9 классов образовательных
учреждений 2013 года (по новой форме) по физике
Слайд 15
Комплекты оборудования
из
«ГИА-лаборатории»
Слайд 16Комплект № 1
весы электронные
измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 250
мл, C = 2
мл
стакан с водой
цилиндр стальной на нити V = 26 см3, m = 196 г, обозначенный №1
цилиндр алюминиевый на нити V = 26 см3, m = 70,2 г, обозначенный № 2
Слайд 17Экспериментальное задание с использованием комплекта № 1.
Определение плотности твердого тела
Слайд 18Образец возможного выполнения задания
Слайд 19Комплект № 2
динамометр с пределом измерения 1 Н
(С = 0,02 Н)
стакан с водой
пластиковый цилиндр на нити V
= 56 см3, m = 66 г, обозначенный № 1
цилиндр алюминиевый на нити V = 36 см3, m = 99 г, обозначенный № 2
Слайд 20Экспериментальное задание с использованием комплекта № 2.
Определение выталкивающей силы, действующей
на тело, погруженное в жидкость
Слайд 21Образец возможного выполнения задания
Слайд 22Комплект № 3
штатив лабораторный с муфтой и лапкой
пружина жесткостью (50±2)
Н/м
3 груза массой по (100±2) г
динамометр школьный с пределом
измерения 5 Н (С = 0,1 Н)
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
Слайд 23Экспериментальное задание с использованием комплекта № 3.
Определение жесткости пружины
Слайд 24Образец возможного выполнения задания
х = 2 см = 0,02 м
Р = 1 Н
4) k
= 50 H/м
Слайд 25Экспериментальное задание с использованием комплекта № 3.
Изучение зависимости силы упругости,
возникающей в пружине, от степени деформации пружины
Слайд 26Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3) Вывод: При
увеличении растяжения пружины сила упругости, возникающая в пружине, также увеличивается
Слайд 27Комплект № 4
брусок с крючком на нити m = 50
г
3 груза массой по (100±2) г
динамометр школьный с пределом измерения
1 Н (С = 0,02 Н)
направляющая (коэффициент трения бруска по направляющей приблизительно 0,2)
Слайд 28Экспериментальное задание с использованием комплекта № 4.
Определение коэффициента трения скольжения
Слайд 29Образец возможного выполнения задания
Слайд 30Экспериментальное задание с использованием комплекта № 4.
Определение работы силы трения
при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности
Слайд 31Образец возможного выполнения задания
Слайд 32Экспериментальное задание с использованием комплекта № 4.
Исследование зависимости силы трения
скольжения от силы нормального давления
Слайд 33Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3) Вывод: При
увеличении силы нормального давления сила трения скольжения, возникающая между бруском
и поверхностью направляющей, также увеличивается
Слайд 34Комплект № 5
источник питания постоянного тока 5,4 В
вольтметр двухпредельный: предел
измерения 3 В, С = 0,1 В; предел измерения 6
В, С = 0,2 В
амперметр двухпредельный: предел измерения 3 А, С = 0,1 А; предел измерения 0,6 А, С = 0,02 А
переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом
резистор R5 = 8,2 Ом, обозначить R1
резистор, R3 = 4,7 Ом, обозначить R2
соединительные провода, 8 шт.
Ключ
рабочее поле
Слайд 35Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Определение электрического сопротивления резистора
Слайд 36Образец возможного выполнения задания
Измерение сопротивления R3:
I
= 0,3 А U = 1,4 В
4)
R = 4,7 Ом
Слайд 37Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Определение мощности электрического тока,
выделяемой на резисторе
Слайд 38Образец возможного выполнения задания
3) Измерение мощности на R5:
U = 1,6 В I =
0,2 А
4) P = 0,32 Вт
Слайд 39Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Определение работы электрического тока,
протекающего через резистор
Слайд 40Образец возможного выполнения задания
Измерение работы на R5:
U = 1,6 В I = 0,2 А
t = 5 мин = 300 с
4) A = 96 Дж
Слайд 41Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Исследование зависимости силы тока,
протекающего через резистор, от электрического напряжения на резисторе
Слайд 42Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3) Вывод: При
увеличении напряжения между концами проводника сила тока в проводнике также
увеличивается
Слайд 43Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Проверка правила сложения напряжений
при последовательном соединении двух резисторов
Слайд 44Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
Напряжение на резисторе R3: U3=1,1 В
Напряжение
на резисторе R5: U5=1,9 В
Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: U = 3 В
3) Сумма напряжений U3 + U5 = 3 В
4) Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом из резисторов.
Слайд 45Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Проверка правила для силы
тока при параллельном соединении резисторов
Слайд 46Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
Сила тока в резисторе R3: I3=0,32 А
Сила тока в резисторе R5: I5=0,2 А
Общая сила тока в электрической цепи : I = 0,52 А
3) Сумма сил токов I3 + I5 = 0,52 А
4) Вывод: При параллельном соединении резисторов общая сила тока до разветвления равна сумме сил тока в каждом из разветвлений.
Слайд 47Комплект № 6
собирающая линза, фокусное расстояние F1 = (97±5) мм,
обозначенная Л1
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
экран
направляющая (оптическая скамья)
держатель
для экрана
источник питания постоянного тока 5,4 В
соединительные провода
Ключ
лампа на держателе
слайд «модель предмета»
Слайд 48Экспериментальное задание с использованием комплекта № 6.
Определение оптической силы собирающей
линзы
Слайд 49Образец возможного выполнения задания
Слайд 50Экспериментальное задание с использованием комплекта № 6.
Определение свойств изображения, полученного
с помощью собирающей линзы
Слайд 51Образец возможного выполнения задания
1) Схема экспериментальной установки
2) Определение фокусного расстояния
собирающей линзы с помощью удаленного окна (F=9,7 см)
3) Результаты измерений
4)
Вывод: При удалении предмета от линзы изображение предмета из мнимого переходит в действительное, а его размеры уменьшаются.
Слайд 52Комплект № 7
штатив с муфтой и лапкой
специальная мерная лента с
отверстием
груз массой (100±2) г
электронный секундомер
Слайд 53Экспериментальное задание с использованием комплекта № 7.
Определение периода и частоты
колебаний математического маятника
Слайд 54Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Измеряем время 10 полных колебаний
при длине нити 25 см:
t = 13,95с N = 10
T = t/N = 1,395 c
ν = N/t = 0,72 Гц
Слайд 55Экспериментальное задание с использованием комплекта № 7.
Изучение зависимости периода колебаний
математического маятника от длины нити
Слайд 56Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3) Вывод: При
увеличении длины маятника период колебаний увеличивается. Как видно из графика,
достоверно можно утверждать, что период колебаний не прямо пропорционален его длины.
Слайд 57Комплект № 8
штатив с муфтой
Рычаг
блок подвижный
блок неподвижный
Нить
3 груза массой по
100±2 г
динамометр школьный с пределом измерения 5 Н
(С = 0,1 Н)
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
Слайд 58Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Определение момента силы, действующего
на рычаг
Слайд 59Образец возможного выполнения задания
Слайд 60Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Определение работы силы упругости
при подъеме груза с использованием подвижного блока
Слайд 61Образец возможного выполнения задания
Слайд 62Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Определение работы силы упругости
при подъеме груза с использованием неподвижного блока
Слайд 63Образец возможного выполнения задания
Слайд 64Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Исследование равновесия рычага
Слайд 65Образец возможного выполнения задания
3) Вывод: При увеличении плеча силы
величина силы, удерживающей рычаг в равновесии, уменьшается.
Слайд 66При проведении экспериментального задания с использованием необходимых комплектов оборудования обучающийся
должен оформить задание строго с тем планом, который указан в
задании.
Ознакомиться с примерным оформлением экспериментальных заданий и их оценивание можно в документе:
«Методические рекомендации для экспертов
территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений» в 2010 году.