Слайд 1Путешествие в мир неизвестных явлений
«О, сколько нам открытий
чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт , сын ошибок трудных,
И гений , парадоксов друг».
А.С.Пушкин
Слайд 2Дымятся черные бугры
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом
и светом….
И.С.Бунин
Слайд 3 Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя
душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Слайд 4
Испарение
и конденсация
Дружинина Т.Н
МБОУ «Пелымская СОШ»
Урок физики в 8 классе
Урок
физики в 8 классе
по теме:
Слайд 5Повторим
В каких агрегатных состояниях может находится вещество?
Изменяются ли сами молекулы
при переходе вещества из одного состояния в другое?
Одинаковы ли скорости
движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?
Слайд 6Агрегатные состояния вещества
Твердое
Еп » Ек
молекул
Еп > Ек
молекул
Еп « Ек
молекул
Жидкое
Газообразное
Урок физики
в 8 классе
Слайд 7
Ж
Г
Т
плавление
кристаллизация
парообразование
конденсация
Десублимация
Сублимация
Образовательный портал «Мой университет» - wwwОбразовательный портал «Мой университет» -
www.Образовательный портал «Мой университет» - www.moiОбразовательный портал «Мой университет» -
www.moi-Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitetОбразовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет «Реформа образования» - wwwФакультет «Реформа образования» - www.Факультет «Реформа образования» - www.eduФакультет «Реформа образования» - www.edu-Факультет «Реформа образования» - www.edu-reformaФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Слайд 8
Парообразование
Образовательный портал «Мой университет» - wwwОбразовательный портал «Мой университет»
- www.Образовательный портал «Мой университет» - www.moiОбразовательный портал «Мой университет»
- www.moi-Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitetОбразовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет «Реформа образования» - wwwФакультет «Реформа образования» - www.Факультет «Реформа образования» - www.eduФакультет «Реформа образования» - www.edu-Факультет «Реформа образования» - www.edu-reformaФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Слайд 9
Жидкость
получает энергию
парообразование
Внутренняя энергия пара
больше,
чем жидкости
Урок физики
в 8 классе
Слайд 10
Жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся на поверхности,
кинетическая энергия которых больше
потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами.
Слайд 11Туман
Испарение - это явление превращения жидкости в пар,происходящее с её
поверхности.
Слайд 12На основе проведенных наблюдений можно сделать вывод, что при испарении
жидкости температура понижается, т.е. ее внутренняя энергия уменьшается.
Слайд 13Попробуйте объяснить следующую рекламу: «Охлаждающие кувшины». Пейте воду в жаркий
летний день из кувшинов из слабообожженной глины!
Вода в таких
кувшинах
на 1-2 град. С ниже температуры окружающего воздуха.
Слайд 14Работа в группах. От чего зависит скорость испарения?
От рода жидкости
масло
медленно
Испаряющиеся
жидкости
вода
Быстрее испаряется та жидкость , молекулы которой притягиваются друг к
другу с меньшей силой.
быстро
От температуры жидкости
вода
вода
t1>t2
80°С
45°С
Испарение происходит тем быстрее ,чем выше температура жидкости
Слайд 15От площади поверхности жидкости
вода
вода
v1=v2
Чем больше площадь поверхности жидкости ,тем быстрее
происходит испарение.
От ветра
ветер
Ветер уносит молекулы пара. Испарение происходит быстрее.
s1>s2
s1
s2
Слайд 16
Скорость испарения зависит от:
Температуры тела;
Площади поверхности испарения;
Рода вещества;
Наличие ветра.
Образовательный портал
«Мой университет» - wwwОбразовательный портал «Мой университет» - www.Образовательный портал
«Мой университет» - www.moiОбразовательный портал «Мой университет» - www.moi-Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitetОбразовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет «Реформа образования» - wwwФакультет «Реформа образования» - www.Факультет «Реформа образования» - www.eduФакультет «Реформа образования» - www.edu-Факультет «Реформа образования» - www.edu-reformaФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Слайд 17Попробуй объяснить:
В каком стакане- с холодной или горячей водой
происходит быстрее испарение?
Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную
погоду?
Где быстрее высохнет вода: в стакане или блюдце, в ведре или луже?
Что испаряется быстрее: вода или спирт?
Слайд 18Урок физики в 8 классе
Вопросы:
1. Почему веер «охлаждает» тело?
Почему
в жару собака высовывает язык и начинает учащенно дышать?
Слайд 20
На столе находится сосуд с горячей водой. Что происходит с
жидкостью
в процессе испарения?
Закроем сосуд крышкой. Будет
ли теперь изменяться масса жидкости?
Происходит ли испарение жидкости в сосуде?
Почему масса жидкости при этом не изменяется?
Слайд 21Как происходит конденсация?
При конденсации часть молекул пара возвращается обратно в
жидкость.
Q
Слайд 222. Как изменяется характер движения молекул и их расположение?
1. Как
изменяется внутренняя энергия вещества при конденсации?
4. Изменяются ли молекулы вещества
при конденсации?
Конденсация
Пар
отдает энергию
3. Как изменяется энергия молекул?
конденсация
Внутренняя энергия жидкости
меньше,
чем пара
З а п о м н и:
Конденсация – процесс перехода молекул из пара в жидкость.
2. Конденсация водяного пара происходит при понижении температуры окружающего воздуха.
Урок физики в 8 классе
Слайд 23Конденсация - это явление превращения пара в жидкость.
Слайд 24
Конденсация в природе:
О
Б
Р
А
З
О
В
А
Н
И
Е
Р
О
С
ы
О
Б
Л
А
К
О
В
Д
О
Ж
Д
Я
Т
У
Ма
Н
а
Слайд 25Владимир Солоухин в одном из произведений писал: «Ранее утро… Стоит
густой туман, и стало сразу ясно. Трава, деревья, кусты покрылись
капельками сверкающих бриллиантов». Какое явление описано в произведении?
Отгадайте загадку: «Заря – заряница, красная девица по миру ходила, слезы оборонила; месяц видел – солнце скрало». Почему «месяц видел – солнце скрало»?
Слайд 26
* Объясните зачем: дуют на горячий суп или кашу?
Переливают
чай из стакана в блюдце?
* В двух одинаковых тарелках поровну
налиты жирныеи постные щи. Какие щи быстрее остынут? Почему?
Слайд 27
* Мокрое бельё, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через
некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем
это можно объяснить.
* Почему в жаркий день или вблизи печки всё сохнет гораздо быстрее, чем на холоде?
* Объясните, почему хорошо расправленное бельё высыхает быстрее, чем скомканное?
* Когда бельё, развешенное на
кухне, высыхает быстрее при
открытой или закрытой форточке?
Почему однозначного ответа нет?
Какую погоду выбирают для
стирки мамы и бабушки?
Слайд 28
Скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем
в тихую? Почему? Скошенную траву время от времени переворачивают граблями
(ворошат). Для чего это делают?
Слайд 29Дождь в дубовом лесу :: Шишкин Иван Иванович, 1891 год
Слайд 30
У растений населяющих пустыню листья зачастую недоразвиты,
они представляют собой
крохотные чешуйки или превращены в колючку (кактусы).
Процесс фотосинтеза осуществляется
в зелёных – массивных стеблях растений.
Поясните меры «предпринятые» растениями для минимальной потери влаги.
Цветущие кактусы (Cactus in Bloom)
Роберт Джулиан Ондердонк, 1915 год
Слайд 31 Почему туман рассеивается с первыми лучами солнца? Что при
этом происходит с мельчайшими капельками воды, образующими туман?
Слайд 32Сказка «Хитроумный князь».
Захотел Иван жениться на царевне. Он знал, что
многие сватались к ней, но никто не мог решить задачи,
которые она задавала каждому жениху. А всех кто не справлялся с задачами, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришел к царевне Красавица говорит: «Вот тебе первая задача: сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо, стало видимым».
Слайд 33«Это пара пустяков, - отвечает Иван, Дай – ка зеркальце,
я сделаю так… а ты посмотри в него».
Что сделал Иван? И что могла увидеть царевна?
Слайд 34Урок физики в 8 классе
Практическое применение явлении испарения и конденсации
1.Быстроиспаряющиеся
жидкости нашли применение в холодильном оборудовании
Слайд 352 станция « Практическая»
Почему для определения направления ветра жители степей
окунают палец в воду и поднимают вверх?
Почему даже в
жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает прохладу?
Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?
Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а сливочное масло пытается сохранить в банке с водой?
Слайд 36Домашнее задание:
базовый уровень: §42, выполнить э.з. с 124
повышенный уровень:
1)ответить на вопросы: а) испаряются ли твёрдые тела; б)при любой
ли температуре происходит испарение.
2) придумать «научно-художественный» рассказ о каком- либо событии из своей жизни, в котором нужно использовать такие термины: парообразование, облака, роса, испарение, конденсация
2. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклады и презентации о практическом использовании процесса испарения в быту и технике.