Слайд 1Устойчивость на воде или Ванька-встанька.
Выполнила студентка гр.С-219.
Бабаева Марина.
Слайд 2Любые водные суда должны обладать обязательным запасом непотопляемости. Ни один
человек, находящийся на борту судна, не хочет, чтобы его судно
перевернулось и затонуло! Остойчивость - это “способность наклоненного судна выпрямляться” или “способность судна противодействовать наклонению”.
Слайд 3Расстояние от метацентра m до центра тяжести ЦТ (метацентрическая высота)
является характеристикой остойчивости судна.
Слайд 4В “прямом” положении судна эти силы уравновешивают друг друга и
лежат на одной вертикальной линии. При крене форма подводной части
корпуса изменится, ЦВ сместится в сторону накрененного борта, и возникнет так называемый восстанавливающий момент, который противодействует крену. При наклонении судна ЦВ как бы поворачивается вокруг точки, называемой метацентром m.
Слайд 5Чем меньше судно, тем больше должна быть метацентрическая высота. Так,
например, у гребной шлюпки достаточная метацентрическая высота 0.3 м обеспечивает безопасную
посадку и вставание людей в лодке.
Слайд 6
Как же оценить, насколько безопасна, например, парусная яхта? Какова вероятность
восстановления яхты из положения “килем вверх” ?
В случае полного опрокидывания
у хороших яхт даже небольшой случайной волны достаточно для того, чтобы яхта вернулась в прямое положение.
Слайд 7Высокую остойчивость можно обеспечить за счет веса неподвижного балласта. Причем
необходимо понизить ЦТ. Чем ниже расположен центр тяжести яхты, тем
она остойчивее. Существует простое правило: каждый килограмм под ватерлинией повышает остойчивость, а каждый килограмм над ватерлинией ухудшает ее.
Для этих целей используется, например, неподвижный балластный киль (однако яхты с таким килем тяжелы). Таким килем оборудованы классические яхты. Среди положительных качеств “классических” яхт “ - абсолютная остойчивость”, т.е. яхта восстанавливается практически из любого положения. Так для классической яхты “Contessa 32” потеря остойчивости наступает только при крене 155° . Будучи опрокинутой днищем вверх, “Contessa 32” легко спрямляется.
Слайд 8
А у парусной яхты есть еще один очень эффективный способ
повышения остойчивости - откренивание, т.е. перемещение веса экипажа, балласта, качающегося
киля и т.д. по ширине судна. В настоящее время применяются консоли, трапеции, бортовые балластные цистерны, перемещаемый балласт, качающиеся кили, а также такие “экзотические” приспособления, как управляемые подводные крылья. В последнее время на яхтах вошли в моду рубки, обеспечивающие неостойчивость в опрокинутом положении.
Слайд 9
Более широкие и высокобортные суда имеют большую остойчивость формы. Важно
также, чтобы при накренении через люки и палубные отверстия во
внутренние помещения яхты не попадала забортная вода. Попадание воды внутрь судна способно свести “на нет” преимущества от высокой остойчивости.
Слайд 10Суда с водонепроницаемой надстройкой могут иметь очень высокую остойчивость на
больших кренах. Именно на этом принципе основана идея неопрокидываемых спасательных
шлюпок неваляшек. Спасательные шлюпки и плоты некоторых типов практически неопрокидываемые, т.к. даже после полного переворачивания они возвращаются в нормальное положение.
Слайд 11
Для судов разных классов существуют определенные нормы и требования Российского
Морского Регистра к остойчивости. Именно длина считается важнейшим фактором безопасности.
Большие по размеру и более тяжелые яхты полагаются наиболее надежными. Положенная парусами на воду яхта должна самостоятельно спрямляться из этого положения.
Итак, непотопляемость или остойчивость судна достигается путем разумного компромисса между обеспечением ходовых качеств и одновременно безопасности в эксплуатации. Использование принципа действия Ванька-встаньки обеспечивает нашу безопасность при плавании на любых судах!