Слайд 1Мозаика в наследии М.В.Ломоносова
Бабак Маргарита
СОШ № 1605
класс 4-2
pptcloud.ru
Слайд 2М.В.Ломоносов — гениальный ученый, писатель и художник. Возродил изготовления смальт
в России, создал школу мозаичного искусства. Ещё при жизни учёного
это было отмечено в центре мозаичного искусства - в Италии.
Слайд 3Цели работы
- изучить жизнь и деятельность М.В.Ломоносова
- изучить историю мозаики
в России
- научиться работать со справочной литературой и интернет-ресурсами - провести опыт по окрашиванию стекла
Слайд 4Ломоносов один из величайших ученых в истории химии. Он определил
роль и значение химии, ее место среди наук. Имел отчетливое
представление о химически чистом веществе и реактиве. Был создателем многих химических производств (глазурей, стекла, фарфора). Открыл и экспериментально подтвердил закон сохранения вещества при химических превращениях.
Слайд 5Мозаика – один из старейших отделочных материалов, древний вид изобразительного
искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка
слово «мозаика».
Слайд 6Одним из лучших материалов для создания мозаики считается смальта. В
Византии в убранстве храмов использовали золотистую и синюю смальту. На
Руси смальта появилась в 11 веке. Но с 13 века, храмы на Руси стали украшать росписью, которая вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков.
Слайд 7Смальта - это цветное стекло, только непрозрачное. Оба материала (и
смальту, и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него
оксиды разных металлов, которые являются красителями. Но при изготовлении смальты, используют соль калия, а не натрия, и минеральных добавок в смальте гораздо больше, чем в обычном стекле.
Слайд 8Ломоносов знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и
он решил возродить это древнее искусство в России, снабдить его
новым материалом, разработать рецептуру для получения смальт. Было поставлено около 4000 опытов.
Слайд 9Смальты Ломоносова были ярче итальянских. Ломоносов разработал методы отливки и
шлифовки смальты, из которой составлялись картины. Отыскал лучший рецепт мастики,
которой смальта скреплялась.
Слайд 10За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в ней, согласно
сохранившимся документам, было создано 40 мозаичных картин, из которых до
нашего времени сохранились только 23.
Слайд 11В середине 19 века была организована мастерская Императорской Академии художеств,
где начали обучать мастеров мозаики. Частная мастерская династии Фроловых –
самая известная того времени, с ней сотрудничали Л.Н.Бенуа, В.М. Васнецов, Н. Рерих. Мастерская работала и после революции. Мастера украшали мозаикой станций метро Москвы ( «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая»).
Слайд 12В конце 20 века мозаика стала все чаще использоваться при
украшении интерьеров. В Зеленограде существует завод по производству смальты.
Слайд 13Получение окрашенного стекла
В качестве основы – пузырьковое стекло, растираем его
в порошок
Слайд 14Делим полученный порошок на четыре части. Две засыпаем в емкости,
две взвешиваем.
Слайд 15Из двух частей готовим шихту (смесь порошка и оксида из
расчета – 10% оксида). Берем оксид хрома и оксид меди.
Слайд 16Получилось четыре пробы – в двух должно получиться бесцветное стекло,
в двух – цветное.
Слайд 17Порошок засыпан в емкости и отправляется в печь. Примерно на
час, температура около 800С.
Слайд 18Полученные образцы
Эксперимент показал, как получается окрашенное стекло. Мои образцы сделаны
по упрощенной технологии. Оксид хрома придает стеклу зеленый цвет, оксид
меди – фиолетовый. На производстве используют кварцевый песок, минеральные добавки, соли калия и натрия, оксиды, более мощные печи и особый режим времени.
Слайд 19Мозаичные картины, выполненные в мастерской Ломоносова стали яркой страницей в
истории русского искусства.
Слайд 20При работе над данным исследованием я узнала много нового о
М.В.Ломоносове, мозаике. Смогла поставить интересный опыт по окрашиванию стекла. Химия
– замечательная наука, позволяющая узнать много нового об окружающем нас мире.