Слайд 1МОУ «Теплоключевская средняя общеобразовательная школа»
Урок русской литературы.
9 класс
Тема: «М.В.Ломоносов.
Страницы жизни и творчества»
Цель урока:
- показать многогранность и
универсальность личности М.В. Ломоносова;
- приобщить учащихся к поэтическому миру М.В.Ломоносова;
- учить использовать Интернет-ресурсы, самостоятельно добывать информацию, использовать ИКТ;
- развивать познавательную активность, воспитывать чувство национальной гордости, любовь к России и лучшим ее представителям;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: таблицы, карточки, слайды
В ходе подготовки и проведения урока использованы технологии: интегрированный подход и проектная деятельность.
Учитель: Малаховская Л.Г.
pptcloud.ru
Слайд 2Тема: М.В.Ломоносов – ученый, поэт, гражданин
Слайд 3Цель:
Изучить жизненный и творческий путь М.В.Ломоносова.
Слайд 4 Как архангельский мужик
По своей и Божьей
воле
Стал разумен и велик.
Н.Некрасов
Слайд 5Задачи:
Изучить вклад М.В.Ломоносова в развитие наук, литературы и русского языка.
Познакомиться
с основной проблематикой поэзии М.В.Ломоносова.
Сравнить творчество М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
Слайд 6Актуальность:
Человек всегда стремился познать законы Вселенной, восхищался красотой и необъятностью
окружающего мира. Это присуще людям всех времен и эпох. XXI
век – век великих перемен.
Идеи М.В.Ломоносова, поэта, революционера в науке, близки и понятны нам, молодым.
Слайд 7Жизнь Великого человека!
1711 – 1765
Слайд 8От Холмогор до Санкт-Петербурга
М. В.
Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из
островов дельты Северной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрасте он лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась его стремлениям. Втайне от отца он получил на руки паспорт, отложил денег, одежду и с рыбным обозом отправился в Москву (декабрь 1730 года).
Слайд 9Первые шаги в учебе…
Местный дьяк Семен Никитич Сабельников обучил Михаила
читать и писать, и судьба повела его к Познанию и
свершениям во имя России.
Слайд 10Самообразование Ломоносова осуществлялось на:
«Грамматике»Мелентия Смотрицкого,
«Арифметике» Леона Магницкого,
«Псалтыре» Симеона
Полоцкого.
Слайд 11Академии и университеты, которые покорил М.В.Ломоносов
Славяно-греко-латинская академия
Академия наук
Марбургский университет
Слайд 12Личная жизнь.
Ломоносов женился еще за границей, в 1740 г., в
Марбурге, на Елизавете Цильх. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно
спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь единственная дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.
Слайд 13Качества, присущие М.В. Ломоносову.
Слайд 14Смерть М.В.Ломоносова
4(5) апреля 1765 года М.В. Ломоносов умер на 54
году жизни, после тяжелой болезни, в Петербурге, похоронен на кладбище
Александро-Невской лавры.
Слайд 15Достижения Михаила Васильевича Ломоносова в области наук.
Слайд 16Ломоносов – ученый.
Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил
своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию;
стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Свои наблюдения и открытия Ломоносов излагал в блестящей общедоступной форме.
Слайд 17Открытия в физике
Ломоносов не побоялся выступить против незыблемых авторитетов в
мировой науке – Бойля и даже великого Ньютона, перед которым
сам преклонялся.
Слайд 18Пример научной смелости!
Величайший английский физик Ньютон объяснял природу света истечением
особых корпускул. Его поддерживали все ученые мира. Ломоносов одним из
первых в истории науки заговорил о волновой природе света.
Слайд 19Ломоносов – художник.
Ломоносов не только учёный, но и художник. Он
организовал первую в России мозаичную мастерскую, где сам создавал мозаику
«Полтавская баталия».
Не раз его работы оценивала сама императрица Елизавета.
Всего им было выложено 40 мозаичных картин
Слайд 20Ломоносов – поэт.
М. В. Ломоносов положил начало подлинно художественной тонической
поэзии. На протяжении 40-х-60-х годов XVIII века из литературных произведений
он пишет оды, стихотворения и трагедии.
Слайд 21Перу М.В.Ломоносова принадлежат
оды:
1739 г. «Ода на взятие Хотина».
1747 г.
«Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».
1750 г.«Утреннее размышление о божием величестве».
Стихотворения: «Письмо о пользе стекла», «Гимн бороде».
Трагедия «Тамира и Селим» и другие.
Слайд 22Русский язык и литература:
Ломоносов – автор «Российской грамматики» (1755
год). Он упорядочил письменную речь и разделил язык на «три
рода речений», три «штиля»: высокий, средний, низкий.
В зависимости от соотношения разных стилистических пластов языка (старославянская, литературная и разговорная лексика), Ломоносов регламентировал жанровые требования:
Слайд 23Стихи. В них М.В. Ломоносов вкладывал не только душу, но
и жизнь.
В поэзии он выражает радость от научных достижений. Его
влекут далёкие миры, тайны и чудеса Вселенной.
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как может быть, чтоб мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар…
Слайд 24Стихами он обращается к любезным наукам:
В земное недро ты, Химия,
Проникни
взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
Слайд 25Ода – жанр лирики, торжественное лирико – ораторское произведение, написанное
возвышенным слогом и воспевающее кого – то или что –
то;
Слайд 26«Ода на день восшествия на Всероссийский престол…императрицы Елисаветы Петровны» 1748
года
Как и с чего начинается ода?
Что прославляет Ломоносов в оде?
Из
скольких частей она состоит?
Что считает необходимым условием для процветания России Ломоносов?
Какова главная заслуга императрицы?
Слайд 27Провести сравнительно-сопоставительный анализ творчества поэтов. Данные внести в таблицу.
Вывод :
сходство и различие творческой манеры поэтов.
Слайд 28Выдающиеся русские люди высоко ценили заслуги М.В.Ломоносова.
«Слово твое, живущее присно
и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою
обновленное, пролетит во устах народных за необразимый горизонт столетий» - писал А.Н.Радищев
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом.» - сказал о нам замечательно А.С.Пушкин
Слайд 29Именем Ломоносова названы:
Московский государственный университет.
Архангельский театр драмы.
Национальный горный университет в
Днепропетровске.
Кратер Ломоносова на Луне.
Именем Ломоносова названы многие улицы в городах
России.
Ломоносовский проспект в Москве.
Гимназия Ломоносова в Риге.
Город в составе Петродворцового района Санкт-Петербурге.