Разделы презентаций


Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц 11 класс

Содержание

Цель урока:Объяснить учащимся устройство и принцип действия установок для регистрации и изучения элементарных частиц.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1автор – составитель: учитель физики Ростенко Н.В., «отличник профтехобразования».
Методы наблюдения

и регистрации элементарных частиц.
12 класс.

автор – составитель: учитель физики Ростенко Н.В., «отличник профтехобразования».Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.12 класс.

Слайд 2Цель урока:
Объяснить учащимся устройство и принцип действия установок для регистрации

и изучения элементарных частиц.

Цель урока:Объяснить учащимся устройство и принцип действия установок для регистрации и изучения элементарных частиц.

Слайд 3«Ничего не надо бояться – Надо лишь понять неизвестное».

Мария Кюри.

«Ничего не надо бояться – Надо лишь понять неизвестное».      Мария Кюри.

Слайд 4Актуализация опорных знаний:
Что такое «атом» ?
Каковы его размеры?
Какую модель атома

предложил Томсон ?
Какую модель атома предложил Резерфорд?
Почему модель Резерфорда назвали

«Планетарной моделью строения атома»?
Каково строение атомного ядра?
Актуализация опорных знаний:Что такое «атом» ?Каковы его размеры?Какую модель атома предложил Томсон ?Какую модель атома предложил Резерфорд?Почему

Слайд 5Тема урока:
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

Тема урока:Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

Слайд 6Атом – «неделимый» (Демокрит).
Молекула
вещество
микромир
макромир
мегамир

Классическая физика
Квантовая физика

Атом – «неделимый» (Демокрит).МолекулавеществомикромирмакромирмегамирКлассическая физикаКвантовая физика

Слайд 7Как изучать и наблюдать микромир?
Проблема!

Проблема!

Как изучать и наблюдать микромир?Проблема!Проблема!

Слайд 8Проблема:
Мы начинаем с вами изучать физику атомного ядра, рассмотрим их

различные превращения и ядерных (радиоактивных) излучений. Эта область знаний имеет

большое научное и практическое значение.
Многообразные применения в науке, медицине, технике, сельском хозяйстве получили радиоактивные разновидности атомных ядер.
Сегодня мы рассмотрим устройства и методы регистрации, которые позволяют обнаружить микрочастицы, изучить их столкновения и превращения, т е. дают всю информацию о микромире, а на основе этого и о мерах защиты от облучения.
Они дают нам информацию о поведении и характеристиках частиц: знак и величину электрического заряда, массу этих частиц, её скорость, энергию и т.д. С помощью регистрирующих приборов учёные смогли получить знания о «микромире».
Проблема:Мы начинаем с вами изучать физику атомного ядра, рассмотрим их различные превращения и ядерных (радиоактивных) излучений. Эта

Слайд 9Регистрирующий прибор – это сложная макроскопическая система, которая может находиться

в неустойчивом состоянии. При небольшом возмущении, вызванном пролетевшей частицей, начинается

процесс перехода системы в новое, более устойчивое состояние. Этот процесс и позволяет регистрировать частицу.
В настоящее время используется много разнообразных методов регистрации частиц.
Регистрирующий прибор – это сложная макроскопическая система, которая может находиться в неустойчивом состоянии. При небольшом возмущении, вызванном

Слайд 10Счётчик Гейгера
Камера Вильсона


Пузырьковая камера

Фотографические
эмульсии
Сцинтилляционный
метод

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц
Искровая

камера
В зависимости от целей эксперимента и условий, в которых он

проводиться, применяются те или иные регистрирующие устройства, отличающиеся друг от друга по основным характеристикам.
Счётчик ГейгераКамера Вильсона Пузырьковая камераФотографическиеэмульсииСцинтилляционныйметодМетоды наблюдения и регистрации элементарных частицИскровая камераВ зависимости от целей эксперимента и условий,

Слайд 11В ходе изучения материала вы заполните таблицу.
Используйте Ф – 12

класс, § 33, А.Е.Марон, Г.Я. Мякишев, Э Г Дубицкая

В ходе изучения материала вы заполните таблицу.Используйте Ф – 12 класс, § 33, А.Е.Марон, Г.Я. Мякишев, Э

Слайд 12Счётчик Гейгера:
служит для подсчета количества радиоактивных  частиц ( в основном

электронов).
Это стеклянная трубка, заполненная газом (аргоном),  с двумя электродами внутри

(катод и анод). При пролете частицы возникает ударная ионизация газа и возникает импульс  электрического тока.

Устройство:

Назначение:

Достоинства: -1. компактность -2. эффективность -3. быстродействие -4. высокая точность (10ООО частиц/с).

анод

Катод.

Стеклянная трубка

Счётчик Гейгера:служит для подсчета количества радиоактивных  частиц ( в основном электронов). Это стеклянная трубка, заполненная газом (аргоном),

Слайд 13Где используется: - регистрация радиоактивных загрязнений на местности, в помещениях, одежды,

продуктов и т.д. - на объектах хранения радиоактивных материалов или с

работающими ядерными реакторами - при поиске залежей радиоактивной руды (U - уран, Th - торий).

Счётчик Гейгера.

Где используется: - регистрация радиоактивных загрязнений на местности, в помещениях, одежды, продуктов и т.д. - на объектах

Слайд 151882г. нем физик Вильгельм Гейгер.



Различные виды счётчиков Гейгера.

1882г. нем физик Вильгельм Гейгер.Различные виды счётчиков Гейгера.

Слайд 16Камера Вильсона:
служит для наблюдения и фотографирования следов от пролета

частиц (треков).
Назначение:
Внутренний объем камеры заполнен парами спирта или воды

в перенасыщенном состоянии: при опускании поршня уменьшается давление внутри камеры и понижается температура, в результате адиабатного процесса образуется перенасыщенный пар. По следу пролета частицы конденсируются  капельки влаги и образуется трек – видимый след.



Стеклянная пластина

Камера Вильсона: служит для наблюдения и фотографирования следов от пролета частиц (треков). Назначение:Внутренний объем камеры заполнен парами

Слайд 17Изобрёл прибор в 1912 году английский физик Вильсон для наблюдения

и фотографирования следов заряженных частиц. Ему в 1927 году присуждена

Нобелевская премия.
Советские физики П.Л.Капица и Д.В.Скобельцин предложили помещать камеру Вильсона в однородное магнитное поле.
Изобрёл прибор в 1912 году английский физик Вильсон для наблюдения и фотографирования следов заряженных частиц. Ему в

Слайд 18Назначение:
При помещении камеры в магнитное поле  по треку можно определить:

  энергию, скорость, массу и заряд частицы. По длине и

толщине трека, по его искривлению в магнитном поле определяют характеристики пролетевшей радиоактивной частицы. Например, 1. альфа-частица дает сплошной толстый трек, 2. протон - тонкий трек, 3. электрон - пунктирный трек.
Назначение:При помещении камеры в магнитное поле  по треку можно определить:   энергию, скорость, массу и заряд частицы.

Слайд 19
Различные виды камер Вильсона и фотографии треков частиц.

Различные виды камер Вильсона и фотографии треков частиц.

Слайд 20Пузырьковая камера:
Вариант камеры Вильсона.
При резком понижении поршня жидкость, находящаяся под

высоким давлением, переходит в перегретое состояние. При быстром движении частицы

по следу образуются пузырьки пара, т. е. жидкость закипает, виден трек.

Преимущества перед камерой Вильсона: - 1. большая плотность среды, следовательно короткие треки - 2. частицы застревают в камере и можно проводить дальнейшее наблюдение частиц -3. большее быстродействие.

1952 год. Д.Глейзер.

Пузырьковая камера:Вариант камеры Вильсона.При резком понижении поршня жидкость, находящаяся под высоким давлением, переходит в перегретое состояние. При

Слайд 21Различные виды пузырьковой камеры и фотографии треков частиц.

Различные виды пузырьковой камеры и фотографии треков частиц.

Слайд 22Метод толстослойных фотоэмульсий:
20-е г.г. Л.В.Мысовский, А.П.Жданов.

- служит для регистрации частиц -

позволяет регистрировать редкие явления из-за большого время экспозиции. Фотоэмульсия содержит большое

количество микрокристаллов бромида серебра. Влетающие частицы ионизируют поверхность фотоэмульсий. Кристаллики AgВr (бромида серебра) распадаются под действием заряженных частиц и при проявлении выявляется след от пролета частицы - трек. По длине и толщине трека можно определить  энергию и массу частиц.
Метод толстослойных фотоэмульсий: 20-е г.г. Л.В.Мысовский, А.П.Жданов.- служит для регистрации частиц - позволяет регистрировать редкие явления из-за

Слайд 25метод имеет такие преимущества:

1.    Им можно регистрировать траектории всех частиц, пролетевших

сквозь фотопластинку за время наблюдения.
2.     Фотопластинка всегда готова для применения,

(эмульсия не требует процедур, которые приводили бы ее в рабочее состояние).
3.     Эмульсия обладает большой тормозящей способностью, обусловленной большой плотностью.
4.     Он дает неисчезающий след частицы,  которую потом можно, тщательно изучать.

метод имеет такие преимущества:1.    Им можно регистрировать траектории всех частиц, пролетевших сквозь фотопластинку за время наблюдения.2.     Фотопластинка всегда

Слайд 26Недостатки метода:

1. длительность и 2. сложность химической обработки фотопластинок и 3. главное — много времени требуется для рассмотрения каждой пластинки в сильном микроскопе.

Недостатки метода:

Слайд 28Сцинтилляционный метод
В этом методе (Резерфорда) для регистрации используются кристаллы. Прибор

состоит из сцинтиллятора, фотоэлектронного умножителя и электронной системы.





1










nv


nv
2
3
e
4
5
6

7

Сцинтилляционный методВ этом методе (Резерфорда) для регистрации используются кристаллы. Прибор состоит из сцинтиллятора, фотоэлектронного умножителя и электронной

Слайд 29«Методы регистрации заряженных частиц». (видеоролик).

«Методы регистрации заряженных частиц». (видеоролик).

Слайд 30Методы регистрации частиц:

Метод сцинтилляций
Метод ударной ионизации
Конденсация пара на ионах
Метод толстослойных

фотоэмульсий

Частицы, попадающие на экран, покрытый специальным слоем, вызывают вспышки, которые

можно наблюдать с помощью микроскопа.

Газоразрядный счётчик Гейгера


Камера Вильсона и пузырьковая камера

Ионизирует поверхность фотоэмульсий

Повторим:

Методы регистрации частиц:Метод сцинтилляцийМетод ударной ионизацииКонденсация пара на ионахМетод толстослойных фотоэмульсийЧастицы, попадающие на экран, покрытый специальным слоем,

Слайд 31Рефлексия:
1. Какую тему урока мы сегодня изучали?
2 Какую цели мы

поставили перед изучением темы?
3. Мы с вами достигли поставленной цели?
4.

В чём смысл девиза, который мы взяли к уроку нашему?
5. Вам тема урока понятна, для чего мы с ней знакомились?
Рефлексия:1. Какую тему урока мы сегодня изучали?2 Какую цели мы поставили перед изучением темы?3. Мы с вами

Слайд 32Итог урока:
1. Проверяем вместе вашу работу по таблице, оцениваем вместе,

ставим оценку, учитывая вашу работу на уроке.


Итог урока:1. Проверяем вместе вашу работу по таблице, оцениваем вместе, ставим оценку, учитывая вашу работу на уроке.

Слайд 33Используемая литература:
1. интернет – ресурсы.
2. Ф -12 кл,А.Е.Мякишев, Г.Я.Мякишев, Э.Г.Дубицкая.

Используемая литература:1. интернет – ресурсы.2. Ф -12 кл,А.Е.Мякишев, Г.Я.Мякишев, Э.Г.Дубицкая.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика