Слайд 1Урок физики
в 8 классе
Учитель ГОУ СОШ №376
Лапшина А.Х.
2011 год
Слайд 2На уроке обобщим знания по теме: “Нагревание, охлаждение, плавление и
кристаллизация”, проверим умение читать графики физических процессов, решать задачи различного
типа, а также узнаем различные интересные факты.
Слайд 3Цели:
Формирование умения анализировать, сравнивать.
Привитие интереса к физике.
Развитие познавательного
интереса;
развитие у школьников умения излагать мысли и моделировать ситуацию;
повторение и закрепление основного программного материала;
Задачи:
Обобщить знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления”.
Совершенствовать навыки решения задач различного типа.
Совершенствовать навыки работы с графиками.
Развивать умение объяснять окружающие явления.
Научиться применять знания в новых, нестандартных ситуациях.
Слайд 52) Работа с понятиями и определениями:
Процесс перехода вещества из твердого
состояния в жидкость.
Кислород – это ... (В каком состоянии находится
это вещество?)
Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называется...
Температура, при которой вещество плавится.
Температура, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется).
Переход вещества из жидкого состояния в твердое состояние.
В твердом или жидком состоянии внутренняя энергия одного и того же вещества больше?
Какие элементы таблицы Менделеева Д.И при нормальных условиях находятся в жидком состоянии?
Слайд 65. На рисунке изображен график плавления и кристаллизации нафталина. Какая
точка соответствует началу отвердевания?
а) 4
б) 3
в) 6
г)
5
Слайд 71. Назовите физическую величину, показывающую, какое количество теплоты необходимо для
нагревания вещества массой 1 кг на 1 0С.
а) удельная
теплота сгорания топлива;
б) удельная теплота парообразования ;
в) удельная теплоемкость;
г) среди ответов нет верных.
2. Какой буквой обозначают удельную теплоту сгорания?
а) r
б) Q
в) q
г) с
Слайд 8Решение задачи №2
Дано
Своздуха=1000кг/м3
t1=-250C
t2=+250C
m1=85кг
m2=57кг
Q-?
Q1=cm1(t2-t1)
Q1=1000ּ85(25-(-25))=4250000 Дж=4250 кДж
Q2=cm2(t2-t1)
Q2=1000ּ57(25-(-25))=2850000Дж=2850кДж
Ответ: Q1=4250 кДж, Q2=2850кДж
Слайд 9Определите количество теплоты, которое потребуется
на нагревание юрты от t=-25ºС,
до t=+25ºС.
Удельная теплоемкость
воздуха 1000 Дж/кгּºС.
Задача 2
Слайд 10Кристаллизация
Переход вещества из жидкого в твёрдое (кристаллическое) состояние.
Слайд 11Плавление
Процесс перехода вещества из твёрдого (кристаллического) состояния в жидкое.
Слайд 143) Вырази в системе СИ:
8 кДж =
Дж
12,3 кДж = Дж
0,04
кДж = Дж
7000Дж = кДж
108 Дж = кДж
3150Дж = кДж
2500000 Дж = МДж
Слайд 15Какой участок графика соответствует нагреванию вещества?
Что показывает участок ВС?
Какое вещество
плавится?
Чем объяснить что на участке ЕF температура не меняется?
Сколько времени
длился процесс плавления?
Какому процессу соответствует участок DE?
Слайд 16“Количество теплоты. Нагревание и охлаждение” Закончить предложения
1. Количество теплоты
– это … 1. Внутренняя энергия – это ….
2. Количество
теплоты измеряется в ….. 2. Количество теплоты обозначается буквой……
3.Удельная теплоемкость обозначается …….. 3. удельная теплоемкость измеряется в ……
4. Выпишите из таблицы три вещества с самой большой теплоемкостью 4. Выпишите из таблицы три вещества с самой маленькой теплоемкостью
5. Теплоемкость – это …. 5. Теплопроводность – это …
(физическая величина, процесс, вид теплопередачи)
6. Теплопроводность характеризует …… 6. Теплоемкость характеризует ……
(процесс передачи тепла, изменение внутренней энергии)
Слайд 17 Конкурс “Эстафета задач” (работа с таблицей в учебнике).
В пламени
газовой горелки, температура распределяется следующим образом: в нижней части пламени
500°C, в средней и в верхней частях – около 1540°C. Укажите, используя таблицу температур плавления, в каких слоях пламени будет плавиться тонкая проволочка, изготовленная из: алюминия; меди; свинца.
Назовите, какие вещества будут плавиться, если их опустить в кипящую воду.
Расплавиться ли небольшой кусочек олова, если его бросить в тигель с расплавленным свинцом?
Слайд 182. Конкурс физиков-практиков. Предлагается каждой команде по одной задаче. Время
обсуждения 1-2 минуты. Неполное объяснение команды дополняют соперники.
В тающий снег
поместили пробирку со льдом при температуре 0oC. Будет ли таять снег в пробирке?
Тело из серебра и меди равной массы нагрели в кипящей воде, а затем вынули и положили на кусок льда. Под каким из тел расплавится больше льда? Почему?
Можно ли паять стальные детали медным припоем? Медные детали стальным припоем?
Учитель предлагает к решению следующие задачи. Оценивается быстрота и правильность ответа команд.
Слайд 19
В первых лампах накаливания применялись медные нити, а в современных
– вольфрамовые. Объясните преимущество последних.
С чем связана замена жидкости (воды)
в термометрах на ртуть, которая является металлом?
Почему олово, которое используется в радиоэлектронной аппаратуре, не рассыпается в порошок, например на полярной станции?
Слайд 20Задача.
Событие это произошло накануне первой мировой войны, когда в большинстве
стран имели хождение золотые деньги. Ежедневно в кассы банков стекались
тысячи монет, где их собирали, подсчитывали, запечатывали в бумагу. Обычно это делали на специальных деревянных столах. Но однажды один из кассиров, прежде чем начать работу, постелил на стол, принесенный из дома кусок сукна, и на нем разложил деньги. Начальство пришло в восторг от такой аккуратности, и долгое время ставило этого кассира в пример другим. По субботам кассир уносил суконку домой, а в понедельник приносил новую. Так продолжалось до тех пор, пока его прислуга не проболталась, что каждую субботу кассир сам получает дома золото. Как вы думаете, он это делал?
Ответ: он сжигал суконку, а частицы золота, застрявшие за неделю в ворсинках, плавились и превращались в крохотные слитки драгоценного металла.