Слайд 1Тема“ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ на уроках »
Бегимова Гульнар Жексембаевна заместитель директора
по учебной части
№58 школы-гимназии
Слайд 2Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень
тревожности учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается
психологический климат в классе
Минусы
Групповой работе надо сначала научить
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Слайд 5Привычная функция учителя-рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и
организационной функцией
Высвобождение
учителя от значительной доли
фронтальной работы с классом и увеличение
времени на индивидуальную помощь
Слайд 6Цель групповой работы
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
Слайд 7Чему учит групповая работа?
Сотрудничать
Ставить вопросы
Решать проблемы
Договариваться
Распределять роли и ответственность
Слушать других
Убеждать
других
Отвечать за себя
Слайд 8
Место и задачи
групповой работы на уроке
задача не может быть
решена индивидуально;
совместное обсуждение значительно ускоряет процесс поиска решения;
специфика задания требует
распределения операций;
задание должно провоцировать интеллектуальный конфликт;
задание должно иметь высокую степень сложности
Слайд 10Принципы выбора заданий
для групповой работы
Слайд 11Задачи групповой работы
1.
Активизация познавательной деятельности
2.
4.
3.
Развитие навыков самостоятельной учебной
деятельности
Развитие умений
успешного общения
Совершенствование межличностных
отношений в классе
Слайд 12Группы могут различаться:
по типу работы:
проектная;
исследовательская,
решение проблемы
2. по теме работы;
3. по
уровню сложности задания (самоопределение ученика)
Слайд 13Поведение учителя во время групповой работы
Слайд 14Основные ошибки
Формальность групповой работы;
Не выясняется, понятно ли задание;
Нет четкости в формулировках вопросов;
Не оговорено время работы;
Учитель
сам дополняет модели и делает выводы;
Учитель выступает в роли оппонента, не давая развернуться межгрупповому обсуждению;
Обсуждаются все варианты решения, даже если они однотипные.
Слайд 15Учителю на заметку
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не
хотят вместе работать
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который
хочет работать один
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
нельзя требовать в классе абсолютной тишины
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Слайд 16Критерии эффективности групповой работы
Слайд 17Лист самооценки
Я слушал / слушала, когда другие говорили.
Я предлагал /
предлагала свои идеи.
Я спрашивал / спрашивала других об их идеях.
Я
делился / делилась материалами и инструментами.
Я обращался /обращалась к моим партнерам за помощью, когда
она мне была нужна.
Я помог/помогла кому-то в моей группе.
Я сказал/сказала другим, что мне нравятся их идеи.
Я соблюдал/соблюдала очередность и старался/старалась, чтобы другие тоже следили за этим.
Оценка работы в группе
В Ч Н Мы всегда убеждаемся в том, что все понимают задание.
В Ч Н Мы выслушали идеи и мысли других.
В Ч Н Мы были очень терпеливыми, когда объясняли самые сложные части задания друг другу.
В Ч Н Мы делились всеми материалами друг с другом.
Нашим самым большим успехом был___________________________________
В следующий раз мы _______________________________________________________
Слайд 19Оптимальное время
Младшие классы 5-7 мин.
Средние классы 10-15 мин.
Старшие классы 15-20мин.
Слайд 20I. Деление на группы
1) ПО ЖЕЛАНИЮ:
разные мотивы для объединения;
не всегда создаются условия для продуктивной работы и развития всех;
трудно прогнозировать результат.
АКТУАЛЬНО ПРИ ПРОЕКТНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 21I. Деление на группы
2) ПО ВЫБОРУ «ЛИДЕРА»:
более «однородные» группы, чем группы по желанию;
лучше не применять этот способ, если есть аутсайдеры.
Слайд 22I. Деление на группы
3) СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОМ:
могут объединяться не взаимодействующие между собой ученики;
развивается способность приспосабливаться к различным условиям деятельности, к различным партнерам;
цель – научить сотрудничеству;
Слайд 23Способы формирования «случайной группы»
Игровые
жеребьевки (по алфавиту имён, фамилий; номеров
домов, квартир, телефонов, в обратном алфавитном порядке и т.п.);
по
считалочке;
разрезанная открытка;
колечки;
«разведчики» (связаться глазами с партнером).
2) Объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине
класса).
3) С помощью «фантов».
Слайд 24I. Деление на группы
4) ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ:
по решенному заданию
Слайд 25I. Деление на группы
5) ПО ВЫБОРУ ПЕДАГОГА:
по интеллектуальным возможностям;
со схожим темпом работы;
равные по силе группы;
Слайд 26I. Деление на группы
Оптимальное количество человек в группе -
от 3
до 6 человек.
Слайд 27II. Предъявление заданий.
одному посыльному от группы (устно или письменно);
всем группам коллективно;
каждой группе индивидуально.
ТИПЫ ЗАДАНИЙ
одинаковые для всех
групп;
для каждой группы своё.
Слайд 28III. Работа в группе (технологии групповой работы):
социо-игровая;
ТРКМ («зигзаг»);
«хождение в
гости»;
гипертекст;
«принятие решения».
Слайд 29IV. Проверка готовности задания.
самопроверка;
взаимопроверка;
проверка и добавление своего содержания
в общее.
Слайд 30V. Предъявление результата.
Продукт групповой работы –
обязательный этап групповой технологии!
презентация;
плакат, опорный конспект, кластер;
выступление (театрализация);
созданный текст;
подтвержденная
практикой гипотеза.
Слайд 31VI. Рефлексия -
обязательный этап групповой технологии!
1) Организационная :
что делали
во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были
ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата);
что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился новый способ работы, зафиксировали свое незнание, чувства и отношения).
Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия.
2) Знаниевая (тест на усвоение ЗУН).
Слайд 32ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Как будут формироваться группы?
Будет ли в группе
лидер (назначается учителем или выбирается группой)?
Будут ли введены правила
групповой работы?
Как будет контролироваться соблюдение этих правил и какие действия будут предприниматься в случае их нарушения?
Будет ли оказываться помощь участникам групп (организационная или содержательная)?
Какое время будет отводиться на каждый этап групповой работы и на всю работу?
Слайд 33ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Будет ли фиксироваться работа группы? Какими способами?
Допустимо ли вмешательство учителя-организатора в работу группы?
Как пространственно
будут располагаться группы в помещении?
Какую технологию групповой работы вы выбираете? Почему она наиболее эффективна для реализации цели?
Какие приемы активизации внимания можно выбрать?
Какой способ проверки готовности наиболее эффективен на этом уроке?
Слайд 34ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Какой результат (продукт) групповой работы ожидается?
Каков
способ предъявления результата?
Позаботиться о психологическом комфорте.
Слайд 35 Памятка- алгоритм для организатора
1. Проверить понимание задания («Прочитайте
задание. Всем ли понятно? Кому не понятно? Кто попробует объяснить?»);
2. Уяснить цель задания («Как вы поняли, что нужно сделать? Что мы получим в результате?»);
3. Составить план работы («По какому плану будем работать? Как будем работать: все вместе или индивидуально, или по подгруппам? Все согласны?»)
4. При индивидуальном поиске решения дать время подумать(«Сколько времени понадобится на обдумывание?);
5. Обсуждение решения («Пора высказываться! Всем ли понятна мысль? Давайте её запишем! Кто согласен?»)
6. Оформление
7. Проверка очиё раз задание. Что мы хотели получить? Наш результат соответствует нашему проекту?»)
Слайд 36Результат:
Если цели групповой работы достигнуты, то можем рассчитывать на получение
качественно нового результата, где
каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной
роли то «ученика», то «учителя»;
каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе;
полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам
Слайд 37Анализ групповой работы
Произошло ли принятие задачи каждым ребенком?
Целесообразным ли было
проведение групповой работы с целью решения поставленной задачи?
Удалось ли детям
быстро собраться в группы и распределить обязанности?
Следили ли организаторы групп за тем, чтобы были представлены все точки зрения, а не только мнения «сильных» учащихся?
Возникали ли у учащихся проблемы с организацией работы группы?
Заботилась ли группа о том, чтобы каждый ее участник мог озвучить результат совместной работы?
На чем делали акцент дети при обсуждении результатов групповой работы? Чем она была для них полезна?
Слайд 38Технологическая схема КСО
учитель-
ученик -
Работа в динамических парах
Слайд 39Мозговой
штурм
Виды групповой работы
Слайд 40Мозговой штурм
Используется для генерации идей
Соблюдается жесткий регламент
Распределяются роли внутри группы
(ведущего, секретаря, хронометриста)
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения
от разных групп
Слайд 41Игра «Продолжи»
Основана на выполнении
заданий разного рода
группой «по
цепочке».
Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании
сочинения на родном или иностранном языке, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий
Слайд 42Охота за сокровищами
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как
знаний фактов, так и осмысления или понимания
Учащийся или группа должны
ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник.
Слайд 43Виды групповой работы
Снежный ком
Слайд 44Снежный ком
Работа в группе, которая
начинается с решения
индивидуального
задания.
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Слайд 45Метод пилы
Учащиеся организуются в группы по 6 человек для
работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты
Затем ребята,
изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
http://internet.kemsu.ru/school70/docs/coop_educ.doc
Слайд 47Прием «Зигзаг»
Пример использования описан в статье:
Что такое технологичность на уроке
литературы?
Слайд 48
«Зигзаг»
1 этап - учащиеся делятся на группы (постоянный состав),
в
группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
Слайд 49
«Зигзаг»
2 этап – рассаживаются в группы экспертов (сменный состав
по номерам), каждая группа получает определенное задание, в
группе изучают
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
Слайд 50
«Зигзаг»
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди
рассказывают новый материал – взаимообучение.
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
Слайд 51
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
III. «Хождение в гости».
1 этап - учащиеся делятся на группы
, каждая группа получает свое задание (информацию для освоения, задачу
для решения, правило).
Изучает материал. Каждый член группы делает записи!
Слайд 52
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
III. «Хождение в гости».
2 этап - учащиеся 1 группы «идут
в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
Слайд 53
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
III. «Хождение в гости».
3 этап - учащиеся 2 группы «идут
в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
Слайд 54
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
III. «Хождение в гости».
4 этап - учащиеся 3 группы «идут
в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
Слайд 55
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
III. «Хождение в гости».
5 этап - учащиеся 4 группы «идут
в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
Слайд 56
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
III. «Хождение в гости».
6 этап – знаниевая рефлексия (тест, вопросы
для контроля на все 4 части материала)
Слайд 57
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
3
3
3
4
4
4
IV. Гипертекст
Каждая группа готовит свою часть общего продукта групповой работы
(презентация, проект)
Слайд 581
2
4
3
На этапе предъявления материала составляется гипертекст,
защита происходит коллективно.
Слайд 59V. Принятие решения
1 этап - выдвижение каждым участником своих гипотез.
Отсутствие критики.
2 этап - обсуждение выдвинутых гипотез.
3 этап -
критическая оценка гипотез, выработка группового решения.
4 этап - предъявление результатов. Мнение групп фиксируются на доске и потом обсуждаются.
5 этап - обсуждение процесса работы (организационная рефлексия)