Слайд 1Отчет по теме самообразования
«Физические задачи как средство обучения и воспитания
учащихся, их место в учебном процессе »
Слайд 2
Вейман Наталья Николаевна
Образование: Высшее
Закончила в 1986 году КазГу – физический
факультет.
По специальности – физик.
Квалификационная категория – 12 разряд
2 категория.
Стаж работы: 21 год.
Повышение квалификации:
2006 год – «Научно-методические основы организации профильного обучения в 12-летней школе»;
2006 год – «Формирование учителя новой формации – учителя исследователя»;
2006 год – «Современные информационные технологии в учебном процессе»;
2007 год – «Детский труд и эксплуатация детей. Проблемы и правовые вопросы»;
2007 год – «Разработка программ прикладных курсов по физике»;
2008 год – «Практическое применение интерактивного оборудования в учебных классов»;
2011 год – «Образовательные и практические проекты по энергоэффективности в школе»;
2011 год – «Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики».
Слайд 3Работа над темой начала в 2005 году.
Предполагается закончить работу
над темой в 2010 году.
Тема самообразования: Физические задачи, как средство
обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе.
Цели и задачи самообразования:
1) основная воспитательная цель – передать свою увлеченность и знания ученикам
Задачи:
1. развитие познавательного интереса к физике через решения задач;
2. развитие творческих умений и навыков, умение применять знания на практике;
3. развитие физического мышления (способность анализировать, обобщать).
Слайд 4Основные идеи в работе:
Личностный подход к ученику;
Обучение и воспитание в
деятельности;
Учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном
интересе;
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
Сотрудничество педагога и учащихся;
Теория развития познавательного интереса.
Слайд 5План
1) Что следует понимать под учебной задачей?
2) Цель использования физических
задач
3) Каково место физических задач в учебном процессе?
4) Формы решения
задач.
5) Виды задач и способы их решения.
6) Этапы решения задач
Слайд 6
1) Физическая задача – это небольшая проблема, которая решается с
помощью умозаключений, математических действий и эксперимента.
Слайд 7Решение задач выступает как цель, и как метод обучения.
Слайд 8ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ:
1. Выдвижения проблемы, создания проблемной ситуации;
2. Сообщения
новых сведений;
3. Формирования практических умений и навыков;
4. Проверки глубины и
прочности знаний;
5. Закрепления, обобщения, повторения;
6. Развития творческих способностей.
Слайд 9Место физических задач в учебном процессе:
1) В комбинированном уроке решение
задач применяется дважды:
в начале урока (при опросе);
в конце урока
(для закрепления) решают всем классом.
2) Урок решения задач (комбинирование задачи по трудности)
3) Урок повторения (комбинирование задачи, объединяющие материал нескольких тем)
Слайд 10
ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
1) учитель анализирует и записывает на доске задачу,
вопросами побуждая учащихся к коллективной работе;
2) ученик записывает решение на
доске, но анализ и обсуждение ведется коллективно, под руководством учителя;
3) учитель дает задание, а учащиеся самостоятельно выполняют, при этом учитель консультирует учащихся.
Слайд 11 Виды задач и способы их решения:
Физические задачи
отличаются друг от друга по содержанию и дидактическим целям.
Их можно классифицировать по:
содержанию;
по способу выражения условия;
по методу решения.
По содержанию: 1. с абстрактным содержанием;
2. с конкретным содержанием – это:
задачи с политехническим содержанием;
задачи с историческим содержанием.
Слайд 12
1. Простые задачи
2. Сложные задачи
3. Творческие задачи
Слайд 13По способу выражения условия физические задачи классифицируются на:
1. текстовые
2. экспериментальные
3.
графические
4. задачи – рисунки
Слайд 14По методу решения на:
1. качественные
2. вычислительные
3. графические
4. экспериментальные
Слайд 15Способы решения вычислительных задач:
1. арифметический
2. алгебраический
3. геометрический
Слайд 16Этапы решения задач
чтение условия;
краткая запись, рисунок, чертеж, график;
анализ содержания задачи,
восстановление в памяти основных понятий, законы;
составление плана решения (физ const,
табличные данные);
перевод физ величин в единицы СИ;
запись соответствующих формул;
вычисление искомой величины;
анализ полученного ответа;
рассмотрение других возможных способов решения задачи.
Слайд 17Примеры задач:
1) простые задачи (или тренировочные) с конкретным содержанием
Слайд 182. Простая задача с абстрактным содержанием.
Слайд 193. Сложные задачи (или комбинированные) с использованием формул из разных
разделов
Слайд 22Результаты качества знаний по решению задач
Слайд 23Причины низкого качества решения задач
1) не поняли условие задачи;
2) неправильная
краткая запись условия;
3) неправильно найдена формула;
4) неверная запись формул;
5) неверное
обозначение физических величин;
6) перевод физических величин;
7) математические ошибки при вычислении.
Слайд 24Результаты качества знаний по годам