Слайд 1МОУ СОШ с.КАРАСУ
Нетрадиционный урок по физике в 7 классе
Слайд 2Тема урока: Плавание тел
Цель урока: привить навыки применения теории к
практике на примере изготовления плота для переправы из подручных средств.
Оборудование:
мультимедийный проектор, заготовки для изготовления плота, сосуд с водой, плоды калины, фольга алюминиевая 2 листа, соль, картофелина.
Ход урока: 1.Повторение закона Архимеда и условия плавания тел.
2.Объяснеие учащимся, что нужно знать и иметь для изготовления плота
3.Расчет параметров необходимых для изготовления плота.
4.Изготовления плота и апробирование его на пример плавучести.
Слайд 4Фронтальный опрос учащихся
1.Дети давайте вспомним закон Архимеда. Ася ты хочешь.
Давай.
Ася: На , погруженное в жидкость или газ, действует
выталкивающая сила, направленная вертикально вверх, численно равная весу вытесненной жидкости или газа. Вот эти силы на рисунке
Кто напишет это утверждение математически? Танзиля ты хочешь? Давай.
Слайд 5 Танзиля пишет на доске закон Архимеда:
Fa=ρжgV
Хорошо садись.
Теперь глядя на
формулу, скажите от чего зависит архимедова сила? Мариям.
Мариям- Из
формулы видно, что архимедова сила тем больше чем больше плотность жидкости и объем тела. На рисунке видно как увеличивается Архимедова сила от плотности жидкости.
Слайд 7.
Спасибо садись.
Теперь скажите условие плавания тел.
Эльвира -равенство силы Архимеда и
силы тяжести тела –вот условие плавания тела. На тело, находящееся
внутри жидкости, действуют две силы: сила тяжести ( Fт ) направленная вертикально вниз, и архимедова сила направленная вверх ( Fа ).
Хорошо Эльвира садись.
Зульфия запиши сказанное на доске.
Зульфия пишет:
Fa= Fт
Слайд 8.
Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость (газ) тело, равна весу
жидкости (газу) в объеме этого тела.
ρжgV=mg
Любое тело плавает в воде,
потому что вес воды, вытесняемый подводной частью тела, равен весу тела с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на тело с грузом.
Слайд 9Расчет параметров плота
Хорошо, теперь перейдем к расчетам ,Вы будете мне
активно помогать.
И так мы должны используя свои знания построить плот
,который будет поднимать человека. Вес человека мы измерим. В качестве человека мы возьмем оловянного солдатика. Материал для плота будут деревянные рейки, из которых мы свяжем плот. Для этого мы должны знать какое количество реек мы должны взять. И так начинаем. Подъемная сила плота эта разница между силой Архимеда и весом самого плота. Подъемная сила должна равняться весу солдатика.
Слайд 10Расчет объема плота
Fa-mg=Fп
Fa=ρжgV
m= ρсV
V=NV0
Fп= ρв gNV0- ρс gNV0
Fп=g NV0( ρв-
- ρс ) ,отсюда имеем
NV0=
Слайд 11Расчет объема одной рейки
Если сечение квадратное и сторона 1 см
при длине рейки
20 см, то ее объем будет V0=2*10-5
м3.
Отсюда мы найдем число реек:
N=0,5*105 м3.Оловянный солдатик весит 0,5 Н .По этим данным вычислим N. Получим N=5
Теперь мы знаем сколько реек нам нужно. Давайте Мариям и Зульфия соберем плот, возьмем рейки и свяжем их веревкой.
Слайд 13Демонстрация опытов учениками
Пока они соберут плот, давайте продемонстрируем несколько опытов,
остальные пусть ответят на вопросы.
1.Опыт с картошкой:
Демонстрирует Эльвира:
В двух сосудах
находится картошка в вашем распоряжении вода ,и еще что-то после чего картошка всплывет. Скажите, что это и мы убедимся, что картошка всплывет.Эксперимент :
в стакан кладем картофель и доливаем жидкость
Почему картофелина всплывает?
Слайд 16Объяснение причины всплытия картофелины
Мы растворили соль ,и плотность воды стало
больше плотности картофелины и она всплыла.
Хорошо, правильно Асият
2.Опыт с плодом
калины. Демонстрирует Асият. В стакан со свежей газированной водой бросаю плод калины. Она чуть тяжелее воды, вытесняемой ею, и опустится на дно. Но вскоре плод калины всплывает .Посмотрите внимательно на плод калины и ответьте почему плод калины всплыла?
Слайд 20Причина всплытия калины
К плоду калины прилипают пузырьки воздуха и они
как понтоны поднимают его вверх, на верху пузырьки лопаются и
он опускается вниз и так повторяется. Так приблизительно всплывает подводная лодка.
Правильно, молодец Танзиля.
3.Опыт с корабликом продемонстрирует Танзиля.
Слайд 21Демонстрация плавучести кораблика Танзилей
Смотрите из двух одинаковой фольги я делаю
кораблик и шарик из этой фольги и опускаю их в
воду.
Слайд 22.
Как вы видите кораблик плавает, а шарик того же веса
тонет. Объясните.
Слайд 23Наши плотники закончили плот. Получилось? Теперь опустите в воду, положите
солдатика на плот. Что получилось?
Слайд 26Зависимость Fп от ρд
Плот с солдатиком не тонет . Вот
вы сами убедились, и ваши труды даром не пропали.
Давайте теперь
выясним, какое дерево лучше брать для плота.
Мариям: из формулы
Fп =g NV0( ρж- ρд)
хорошо видно, что подъемная сила будет больше, чем меньше плотность дерева. Поэтому желательно брать сухие рейки и дерево с меньшей плотностью.
Слайд 27Итоги и д/з
Вот все мы практически применили свои знания для
расчета параметров плота. Спасибо всем участникам.
Д/З §
50, вопросы
Придумайте простой опыт, с помощью которого вы смогли бы сравнить плотность парафина, ластика с плотностью воды. Проделайте этот опыт и перепишите приведенный ниже вывод, заполнив пропуски.
Плотность парафина…плотности воды, так как…
Плотность ластика … плотности воды, так как …
Слайд 28литература
Учебник ф-7 Перышкин
СД-диски открытая физика,БЭНП,БНП
Тульчинский Качественные задачи по физике
Перльман занимательная
физика
Учитель физики МОУ СОШ с.Карасу
Алиев Х.Х.