Слайд 1
Урок физики в 7 классе
разработан учителем высшей категории МОУ «Уйская
СОШ»
Татарниковой Л.П.
Слайд 3Повторим материал прошлого урока
Какую силу называют архимедовой?
Физический смысл архимедовой силы?
От
каких величин она зависит?
По какой формуле её вычисляют?
В каких единицах
её измеряют?
Как направлена архимедова сила?
Слайд 5Кто изображен на снимке? Чем он знаменит?
АРХИМЕД жил около 287
-212 гг.до н.э.
Научные труды относятся к физике, математике, механике
и астрономии. Изучал теорию механизмов. По статике и гидростатике дал образцы применения математики в естествознании и технике.
Слайд 6
Вычислите выталкивающую силу, действующую на гранитную глыбу, если она при
полном погружении в воду вытесняет 0,8 куб. м воды.
Гранитную глыбу
массой 1,5 т поднимают со дна озера. Какую при этом необходимо приложить силу, если объем глыбы 0,6 куб. м?
Решим задачи
Слайд 7Проверим ответы
F А = 8 кН.
F = 8,8 кН.
Слайд 8Почему тела ведут себя в жидкости по-разному?
Слайд 9Цель урока: выяснить условия плавания тел в зависимости от плотности
вещества и жидкости.
Задачи урока:
Научиться выводить формулы условия плавания тел.
Научиться работать
с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Уяснить условие, при котором тело в жидкости тонет, и условие всплывания тел, полностью погруженных в жидкость.
Слайд 10Соотношение сил тяжести и архимедовой силы определяет способности тела: плавать,
тонуть или всплывать.
Слайд 11Для того чтобы тело плавало, необходимо, чтобы действующая на него
сила тяжести уравновешивалась архимедовой (выталкивающей) силой.
Fт = Fa (1)
Архимедова сила: Fa = ρжVж g (2)
Сила тяжести: Fт= mg = ρVg (3)
Подставим выражения (2) и (3) в равенство (1):
ρVg = ρжVж g
Разделив обе части этого равенства на g , получим условие
плавания тел в новой форме:
ρV = ρжVж
Слайд 12Чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, плотность тела
должна быть меньше плотности жидкости.
При плотности тела, больше плотности жидкости,
тело тонет, т.к. сила тяжести превышает архимедову силу.
Слайд 13Плотность какого из трех тел, изображенных на рисунке, больше?
Слайд 14
Силы, действующие на ныряльщика под водой
Слайд 15
Воздушный шар, наполненный воздухом
Слайд 17Плотность живых организмов, населяющих водную среду, очень мало отличается от
плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой.
Рыба
может менять объём своего тела, сжимая плавательный пузырь усилиями грудных и брюшных мышц, меняя тем самым среднюю плотность своего тела, благодаря чему она может регулировать глубину своего погружения.
Слайд 18
У птиц есть толстый, не пропускающий воды, слой перьев и
пуха, в котором содержится значительное количество воздуха, благодаря чему средняя
плотность их тела оказывается очень малой, поэтому утки мало погружаются в воду при плавании.
Водоплавающие птицы
Слайд 19Экспериментальное задание №1
Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества,
из которого состоит тело, и плотности жидкости
Приборы и материалы:
1)
набор тел : деревянный брусок, алюминиевый цилиндр, кусок картофеля; 2) стакан с водой, 3) стакан с концентрированным раствором соли.
Слайд 201. Пронаблюдайте, какие из имеющихся тел тонут в воде, а
какие всплывают.
2. Пронаблюдайте, какие из имеющихся тел тонут в концентрированном
растворе поваренной соли, а какие всплывают.
3. Сделайте вывод.
4. Что можно сказать о плотности картофеля?
5.Сделайте рисунки.
Слайд 21ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2
Пронаблюдайте зависимость погружения тела от его объема и
увеличения веса.
Кусок пластилина опустите в сосуд с водой. Что произошло?
Выньте
пластилин из воды. Сделайте из пластилина лодку. Опустите лодку в сосуд с водой. Что произошло?
Нагрузите лодку. Что произошло?
Сделайте выводы.
Слайд 22Применим знания, полученные на уроке – ответим на вопросы:
В сосуде
три жидкости: вода, керосин и серная кислота. Укажите на порядок
расположения этих жидкостей.
Пользуясь таблицей плотностей, укажите металлы, которые могут плавать в ртути, и металлы, которые тонут в ней.
Слайд 23Объясните, почему плавают животные?
Для чего воздушный шар наполняют теплым воздухом?
Слайд 24Домашнее задание
Учить § 50,
решить задачи № 1, 2 из упражнения