Слайд 1Урок №1
«Что изучает физика.
Некоторые физические термины.
Наблюдения и опыты»
(от греческого слова φύσις (фьюзис) - «природа»))
Слайд 3Физика – самая древняя наука о природе.
Слайд 5Медленно двигался такой прогресс. Сотни поколений сменяли друг друга, прежде
чем эти жизненно необходимые эксперименты оформились в науку, которая получила
название физика.
А произошло это тогда, когда люди попытались выявить и понять связи между наблюдаемыми явлениями и выразить их количественно: насколько одно дерево растет выше другого, насколько быстрее одно животное бежит по сравнению с другим, какое расстояние между двумя горами и за какое время его можно пройти.
Слайд 6Физика как наука позволяет познать силы природы и поставить их
на службу человеку, создавать новые виды техники.
Физика – основа техники.
Слайд 7Гусли- самогуды
Сапоги- скороходы
Слайд 9 Впереди еще много нерешенных задач:
Поставить на службу человеку
тепло и свет Солнца
Научиться безошибочно предсказывать природу и стихийные бедствия
Проникнуть
на огромные океанские и земные глубины
Освоить другие планеты и звездные миры и многое-многое другое…
Слайд 10Впервые в науку термин «Физика» ввел древнегреческий ученый Аристотель (384-322
гг. до н.э.)
Слайд 11В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым
(1711-1765),
когда он издал первый в России учебник физики в переводе с немецкого языка.
Первый русский учебник под названием «Краткое начертание физики» был написан первым русским академиком Петром Ивановичем Страховым в 1813 году.
Слайд 12Физика как наука
Открывает и проверяет факты
Определяет понятия и термины
Открывает и
проверяет законы
Создает теории, предсказывает явления, объясняет факты
Слайд 13Физика – основа техники
Новые источники энергии
Новые виды техники
Новые материалы
Новые технологии
Новые
средства передвижения
Электронные устройства, ЭВМ
Автоматы и роботы для производства
Слайд 14Природа – это все, что нас окружает (земля, вода, воздух,
животные, планеты, звезды и т.д.).Человек – часть природы.
Все что нас
окружает материально. Вода, воздух, звезды — любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях
Материя (материальный мир) -все, что составляет природу.
Виды материи – физические тела и физические поля.
Физические тела – это предметы, которые нас окружают ( стол, ручка, автомобиль, космический корабль и т.д.).
Вещество – это то, из чего состоят физические тела (железо, алюминий, вода, древесина, кислород и т.д.)
Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля. Любой материальный предмет (физическое тело) состоит из вещества, и мы можем его потрогать, увидеть. Сложнее с полем - мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть или потрогать, можем только зарегистрировать его наличие каким либо прибором, и то не всегда. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью З0 км/сек, но измерить его мы не можем, пока. А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.
Физическое поле – это существующий независимо от нас вид физических объектов, которые не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, зато они легко обнаруживаются по влиянию на какие либо физические тела (магнитное и электрическое поля, свет, радиоволны и т.д.)
Наши мысли, сны нельзя считать материальными, т.к. это — продукт нашего сознания.
Физическое явление – любые изменения, происходящие с физическими объектами ( таяние снега, падение тел на Землю, гром, молния, радуга и т.д.)
Слайд 15Виды физических явлений:
Механические ( движение автомобиля, полет стрелы, колебания груза
на пружине и т.п.)
Тепловые (нагревание воды, горение угля, плавление стали
и т.п.)
Акустические или звуковые ( гром, эхо, звучание струны, шелест листвы и т.п.)
Электрические (электрический ток, молния и т.д.)
Магнитные (притяжение железных опилок к магниту, вращение стрелки компаса, полярное сияние и т.д.)
Световые (радуга, отражение в зеркале, окраска тел и т.д.)
Слайд 16Физика – наука о природе
Изучает
Использует
Физические
объекты
Физические
явления-
все изменения,
происходящие
с физическими
телами
Тела –
любые
предметы
Поля
(радиоволны,
свет
ит.д.)
Понятия
Методы
Тело
Вещество
Наблюдения,
опыты,
расчеты,
выводы,
установление
законов
природы
Слайд 17Физика обладает необыкновенным свойством:
Изучая самые простые явления, можно вывести общие
законы.
Слайд 19Задача физики -
Открывать и изучать законы, которые связывают между собой
различные физические явления, происходящие в природе.
Слайд 20Физика- одна из основных наук о природе
Все науки начались с
ФИЗИКИ, ибо ФИЗИКА - начало всех начал, т.е. природа. Связи
физики настолько многообразны, что порой люди не видят их.
Физика как наука очень тесно связана с другими науками. Например, с географией, астрономией, химией, биологией.
Физика помогает более глубоко изучить процессы, на первый взгляд не относящиеся к физике. Это — течение различных химических и биологических процессов, строение небесных тел и другие.
В географии, например, законы физики применяются для объяснения климата, течения рек, образования ветров и других явлений.
В астрономии законы физики используют при изучении строения и развития небесных тел.
Физика связана не только с естественными науками, но и с гуманитарными, например с философией. Такие крупные открытия в области физики, как, например, закон сохранения и превращения энергии, являлись ареной острой борьбы различных подходов в философии. Верное философское обобщение научных открытий в области физики играет большую роль в формировании научного мировоззрения.
Слайд 21По словам акад. С.И.Вавилова теснейшая связь физики с другими отраслями
естествознания привела к тому, что физика глубочайшими корнями вросла в
астрономию, геологию, химию, биологию и другие естественные науки. В результате образовался ряд новых смежных дисциплин, таких, как астрофизика, геофизика, физическая химия, биофизика и др.
Слайд 22Методы, которые использует физика
Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений.
С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и ученые Древней
Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.
Но наблюдения недостаточно, что познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только "явную", очевидную сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля — плоская.
Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты, (опыты).
Опыты проводятся ученым по заранее продуманному плану с определенной целью.
Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объем, скорость, температура.
Итак, источником физических знаний являются
наблюдения и опыты.
Давайте подумаем о том, как можно изучать физику.
Откуда появляются у человека знания?
Слайд 23Для изучения какого-либо явления, за ним прежде всего нужно наблюдать
и не один раз.
Опыты от наблюдения отличаются тем, что их
проводят с определенной целью по заранее обдуманному плану.
Чтобы выстроить такой план, нужно иметь предположения в отношении исследуемого явления, т.е. гипотезу.
Гипотеза – это научное предположение. В процессе опытов гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Чтобы получить научные знания о том или ином явлении, необходимо обдумать, объяснить результаты проведенных опытов, найти причины наблюдаемых явлений и сделать выводы.
Слайд 24Давайте попробуем сделать наблюдение и опыт на практике.
Возьмем маленький кусочек
льда, положим его в стаканчик и понаблюдаем. Что происходит со
льдом? Он тает, то есть постепенно превращается в воду, а через несколько минут в стаканчике находится только вода.
А теперь, положив в стаканчик такой же кусочек льда, будем его подогревать на огне. Что происходит со льдом? Он также тает, только значительно быстрее.
Таким образом, в первом случае мы проводили наблюдение, то есть следили за процессом в естественных условиях. А во втором случае мы сознательно нагревали стаканчик со льдом и, следили за изменениями, то есть проводили опыт.
А какой вывод мы можем сделать из проведенного опыта? Чем выше температура, тем быстрее тает лед и переходит в жидкое состояние.
Слайд 25Проведем еще один опыт. Как вы думаете, какой кусочек льда
растает быстрее, тот, который больше или меньше. Значит, мы предполагаем,
что тот, который меньше. Сейчас мы с вами выдвинули гипотезу, а с помощью опыта будем искать ее подтверждение или опровержение.
Как и в первом опыте, положим кусочки льда в стаканчики и посмотрим, что будет через некоторое время. В стаканчике, в который мы положили меньший кусочек льда, только вода – лед растаял полностью. Во втором стаканчике с большим кусочком, лед растаял не полностью. Таким образом, мы с вами подтвердили гипотезу, что меньший кусочек растает быстрее. А какой вывод можно сделать из этого опыта? При равной температуре, чем меньше масса льда, тем быстрее он переходит в жидкое состояние.
Слайд 26Задание
Рассмотрите выданные Вам полоски бумаги. Одинаковой ли они длины и
ширины? Предположите, насколько они отличаются по длине и ширине.
Проверьте вашу
гипотезу экспериментом, проведя необходимые измерения.
Сделайте вывод.
Слайд 27Факты
Гипотеза
Модель
Следствия
Эксперимент
Слайд 28Проведите дома опыт.
В емкость с водой положите деревянный и металлический
предметы. Предварительно запишите гипотезу – какой предмет, по-вашему, мнению будет
плавать, а какой утонет. После проведения опыта запишите результаты и сделайте вывод.
Слайд 29Вопросы для закрепления:
Что такое физика?
Что изучает физика?
Почему физику считают одной
из основных наук о природе?
Что в физике понимают под термином
«физическое тело»?
Что называют веществом?
Приведите примеры физических тел и веществ.
Что называют физическим явлением?
Приведите примеры физических явлений.
В чем состоит задача физики?
Слайд 32Физический диктант
Движение автомобиля, мираж в пустыне, утренний туман, звон колокола,
молнии при грозе, полет парашютиста , иллюминация , таяние снега
,гром, мерцание звезд, затмение Солнца, морская зыбь, работа пресса, северное сияние, “путешествие” телеграммы из города в город, замерзание воды, выпаривание соли, образование тени, радуга , горение эл. лампы , игра цветов тонкой пленки , нагревание ладоней при трении .
Слайд 33Домашнее задание:
§§1-3
Ответить на
вопросы на стр.4,5
Задания на стр. 6-7
в рабочей тетради