Слайд 1Тема урока : «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».
Учитель физики
МБОУ СОШ № 27
Гусельникова Ольга Викторовна
Слайд 2Цели урока:
О. продолжить изучение магнитных явлений.
Р. Продолжить формирование умений
объяснять наблюдаемые явления, проводить опыты, анализировать их результаты, делать выводы.
В. Развитие навыков взаимодействия в группе, умений вести диалог.
Слайд 3Знать:
Научные факты: притяжение магнитами железосодержащих веществ, притяжение и отталкивание магнитов,
воздействие внешнего магнитного поля усиливает магнитные свойства, изучение картины магнитного
поля с помощью и железных опилок
Понятия : постоянные магниты, полюсы магниты
Уметь
Применять знания при объяснении явлений, связанных с существованием, магнитного поля магнита.
Слайд 4Оборудование к уроку:
Мультимедиапроектор, компьютер, магниты полосовой и дуговой, картон,
металлические опилки, скрепки, железный гвоздь, стальное лезвие, бумага, карандаш, стальная
спица для вязания, две магнитные стрелки, магнит и магнитная стрелка.
Слайд 5
Разминка
1. Магнитная стрелка имеет два
полюса… и … .
Слайд 62. Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, т.е.
вокруг
…
электрических
зарядов.
Слайд 7
3. Вокруг неподвижных электрических зарядов существует только … поле.
Слайд 8
4. Вокруг движущихся зарядов существуют …и … поля.
Слайд 9
5. Железо, введенное внутрь катушки,
…
магнитное действие катушки.
Слайд 10
6. Катушка с
магнитным
сердечником внутри называется
…
Слайд 11
7. Из каких материалов можно изготовить магнитную стрелку: медь, железо,
стекло, дерево, сталь?
Слайд 12О чем речь в стихотворении?
Кусок железа с неизменной силой
Другой
кусок железа привлекает
Но эту силу не покой бескрылый,
Лишь неустанный опыт
укрепляет.
И.Франко
Слайд 13Постоянные магниты – это тела, которые длительное время сохраняют намагниченность.
Полюс
- место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие .
Дугообразный
магнит
Полосовой магнит
N – северный полюс магнита
S – южный полюс магнита
N
N
S
S
Слайд 14Искусственные магниты - это магниты, созданные человеком.
Природные (или естественные) магниты
- это куски магнитного железняка (железной руды).
Их изготовляют из:
стали,
никеля,
кобальта
Слайд 15
Свойства постоянных магнитов
Получить магнит с одним полюсом невозможно. Если магнит
разделить на две части, то каждая из них окажется магнитом
с двумя полюсами.
Слайд 16Чтобы узнать свойства магнитов , проведем опыты.
№1
Слайд 19
Оборудование: металлические скрепки,
магниты.
1. Возьмите магнит, поднесите скрепку точно
к
середине магнита, где проходит граница между
красной и синей половинками.
Притягивает ли
магнит скрепку?
2. Приближайте скрепки к разным местам магнита,
начиная от середины и двигаясь к торцам.
Какие места магнита обнаруживает наиболее
сильное магнитное действие?
Экспериментальное задание.
Задание № 1.
Слайд 20
Оборудование: железный гвоздь, стальное лезвие, медь, алюминий, бумага, карандаш, пластмасса,
магнит.
На столе у вас различные предметы.
Определите какие вещества хорошо
притягиваются магнитом, какие плохо,
какие совсем не притягиваются.
Результаты занесите в таблицу.
Задание №2
Слайд 21
Оборудование: магнит, скрепки, стальная спица для вязания.
1. Проверьте магнитное свойство
спицы, поднеся ее к скрепкам. Притягивает ли спица скрепки?
2. Положите
спицу на стол и крепко потрите ее одним из торцов магнита. Трите только в одну сторону
(сделайте 15-20 движений), а обратно проносите магнит по воздуху. Проверьте магнитное свойство спицы еще раз. Приобретает ли сталь магнитные свойства при контакте с магнитом?
Задание №3.
Слайд 22
Оборудование: две магнитные стрелки.
1. Сближайте магнитную стрелку с другой
такой
же стрелкой сначала красными концами, а затем синими.
Как взаимодействует
стрелки?
2. Приближайте красный конец одной стрелки к синему концу другой. Как взаимодействуют стрелки?
На основании проведенных опытов сделайте общий вывод.
Задание № 4.
Слайд 23Оборудование: магнит и магнитная стрелка.
1. Поднесите к синему, а затем
к красному концу
магнитной стрелки магнит. Что можно сказать
о
взаимодействии магнитной стрелки и магнита?
2. Сделайте в тетради рисунки и подпишите
под ними, в каком случае магнитная стрелка
притягивается, а в каком отталкивается.
Задание № 5.
Слайд 24
Оборудование: дуговой магнит, картон, железные опилки.
1. Возьмите дуговой магнит. Положите
на него сверху картон.
Насыпьте на картон железные опилки, встряхните их,
слегка постучав по картону пальцем.
2. Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита?
Как располагается магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?
Задание № 6.
Слайд 25УЧЕНЫЕ – ПЕРВОПРОХОДЦЫ В ИЗУЧЕНИИ ЗЕМНОГО МАГНЕТИЗМА
Магнитное поле Земли
Слайд 26Уильям Гильберт (1544 –1603 г.г. ) – первопроходец в изучении
магнитного поля Земли
У. Гильберт предполагал, что Земля представляет собой большой
магнит. Чтобы подтвердить это предположение, Гильберт проделал специальный опыт. Он выточил из естественного магнита большой шар. Приближая к поверхности шара магнитную стрелку, он показал, что она всегда устанавливается в определенном положении, так же как стрелка компаса на Земле.
У. Гильберт описал способы намагничивания железа и стали. Книга Гильберта явилась первым научным исследованием магнитных явлений.
Слайд 27Свойства постоянных магнитов.
1. Разноименные магнитные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются.
2.
Магнитные линии – замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии
выходят из «N» и входят в «S», замыкаясь внутри магнита.
В 1600г. английский врач Г.Х.Гилберт вывел основные свойства постоянных магнитов.
Слайд 28А.М.Ампер (1775 - 1836 г.г.) – великий французский ученый.
В 1820 году А.Ампер предположил, что магнитные явления вызываются
взаимодействием электрических токов. Каждый магнит представляет собой систему замкнутых электрических токов, плоскости которых перпендикулярны оси магнита. Взаимодействие магнитов, их притяжение и отталкивание, объясняются притяжением и отталкиванием, существующими между токами. Земной магнетизм также обусловлен электрическими токами, которые протекают в земном шаре. Эта гипотеза требовала опытного подтверждения и Ампер проделал целую серию опытов для ее обоснования.
Слайд 29Гипотеза Ампера
Вывод: движение электронов представляет собой круговой ток, а о
том, что вокруг проводника с электрическим током существует магнитное поле,
мы знаем из предыдущих уроков
Ампер (1775- 1836г.) выдвинул гипотезу о существовании электрических токов, циркулирующих внутри каждой молекулы вещества. В 1897г. гипотезу подтвердил английский учёный Томсон, а в 1910г. измерил токи американский учёный Милликен.
Слайд 31Магнитное поле Земли.
С
Ю
Южный магнитный полюс Земли удалён от Северного географичес-кого
полюса примерно на 2100км.
Северный магнитный полюс Земли находится вблизи Южного
географического полюса, а именно на 66,5град. Ю.Ш. и 140град. Восточной долготы.
Слайд 32Магнитные полюсы Земли
Магнитные полюсы Земли много раз менялись местами (инверсии).
За последний миллион лет это случалось 7 раз.
570 лет назад
магнитные полюса Земли были расположены в районе экватора.
Слайд 33Тест
1. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них
обнаруживается…
А. магнитное поле;
Б. электрическое поле;
В. электрическое и магнитное
поле.
Слайд 34Тест
2. Магнитные линии магнитного поля проводника с током представляют собой…
А.
замкнутые кривые, охватывающие проводник;
Б. окружности;
В. прямые линии.
Слайд 35Тест
3. Какой из приведенных металлов сильнее притягивается магнитом
А. - алюминий.
Б.
- железо.
В. - медь.
Слайд 36Тест
4. При … силы тока действие магнитного поля катушки с
током ….
А. - увеличении; усиливается.
Б.-увеличение; ослабляется.
В. - уменьшении; усиливается.
Слайд 37Тест
5. Одноименные магнитные полюсы…, разноименные…
А. притягиваются; отталкиваются;
Б. отталкиваются ;
притягиваются.
Слайд 38Тест
6. Можно ли изготовить магнит, имеющий один полюс?
А. Да,можно
Б.
Нет,нельзя
Слайд 391) Б
2) Б
3) Б
4) А
5) Б
6) Б
Ответы к тестовому заданию.
Слайд 40Домашнее задание
Параграфы 59-60
Вопросы к параграфам
Сообщения, презентации :
«Компас
, история его открытия»
«Магнитные поля в Солнечной системе»