Разделы презентаций


Принцип относительности Галилея

Содержание

ИНСТРУКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙПереход к следующему слайду, действию или ускорение действия.Повторение предыдущего слайда, действия или отмена текущего действия.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Бирюкова Ксения Сергеевна,
10А класс, МОУ «Гимназия №5»,
Г. Юбилейный Московской области,
birykova1996@mail.ru
Научный

руководитель:
профессор кафедры «Прикладная механика и математика» Московского государственного строительного университета,

д.т.н., с.н.с
Лебедев Владимир Валентинович,
Lebedev_v_2010@mail.ru

ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
ГАЛИЛЕЯ

Бирюкова Ксения Сергеевна,10А класс, МОУ «Гимназия №5»,Г. Юбилейный Московской области,birykova1996@mail.ruНаучный руководитель:профессор кафедры «Прикладная механика и математика» Московского

Слайд 2ИНСТРУКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Переход к следующему слайду, действию или ускорение действия.

Повторение

предыдущего слайда, действия или отмена текущего действия.

ИНСТРУКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙПереход к следующему слайду, действию или ускорение действия.Повторение предыдущего слайда, действия или отмена текущего действия.

Слайд 3«Результаты стрельбы будут всегда одинаковые, к какой бы стране света

она ни была направлена… это произойдет потому, что так же

должно получаться, будет ли Земля в движении или стоять неподвижно… Дайте движение кораблю, и притом с какой угодно скоростью, тогда (если только движение его будет равномерным, а не колеблющимся туда и сюда) вы не заметите ни малейшей разницы».

«Письма к Инголи», 1624 г.

Галилео-Галилей
(1564-1642)
Художник Оттавио Леони

«Результаты стрельбы будут всегда одинаковые, к какой бы стране света она ни была направлена… это произойдет потому,

Слайд 4Цель работы:
фронтально показать классу основные положения принципа относительности Галилея.

Актуальность работы:
непонимание

учениками взаимосвязей между различными системами координат.

Новизна работы:
зрительная демонстрация материала, возможность

многократного повторения основных положений теории.

Практическая значимость работы:
отработка умения и закрепление навыков решения задач по физике (части А,В,С ЕГЭ и олимпиадные задачи).
Цель работы:фронтально показать классу основные положения принципа относительности Галилея.Актуальность работы:непонимание учениками взаимосвязей между различными системами координат.Новизна работы:зрительная

Слайд 5ПРИНЦИП ГАЛИЛЕЯ ОПИСЫВАЕТ ДВИЖЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ КООРДИНАТ
O
З
Х
З
Y
З
Неподвижная система координат

– Земля.




O
С
O
С
X
С
X
С
O
В
X
В
Y
B
O
В
X
В
Y
B
Подвижная система координат – велосипед.
Вращающаяся система координат – спица.

ПРИНЦИП ГАЛИЛЕЯ ОПИСЫВАЕТ ДВИЖЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ КООРДИНАТOЗХЗYЗНеподвижная система координат – Земля.OСOСXСXСOВXВYBOВXВYBПодвижная система координат – велосипед.Вращающаяся система

Слайд 6АБСОЛЮТНОГО ДВИЖЕНИЯ НЕТ! ДВИЖЕНИЕ ВСЕГДА ОТНОСИТЕЛЬНО!
Муха спит на конце спицы колеса.

По какой траектории двигается муха?
Относительно спицы муха не двигается.

В системе координат «Спица» муха покоится.
Траектория мухи в системе координат «Спица» – точка.


2) Относительно оси велосипеда муха движется по окружности. Велосипедист может увидеть три типа траектории мухи:
- окружность (если смотрит с оси велосипеда);
- эллипс (если смотрит под углом к оси);
- отрезок (если смотрит на колесо сверху).



3) Относительно Земли муха движется по циклоиде.


АБСОЛЮТНОГО ДВИЖЕНИЯ НЕТ! ДВИЖЕНИЕ ВСЕГДА ОТНОСИТЕЛЬНО!Муха спит на конце спицы колеса. По какой траектории двигается муха?Относительно спицы

Слайд 7ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ КООРДИНАТ


Х
Х
Y
Y
1
1
2
2

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ КООРДИНАТХХYY1122

Слайд 8ПАРАШЮТИСТ И ВЕТЕР



Неподвижная система координат - Земля
Х
Y
O
З
З
З
O
В
X
В
Y
B

Ветер
Подвижная система координат -

воздух

ПАРАШЮТИСТ И ВЕТЕРНеподвижная система координат - ЗемляХYOЗЗЗOВXВYBВетерПодвижная система координат - воздух

Слайд 9КАПЛЯ ПАДАЕТ В ВАГОНЕ
Неподвижная система координат - Земля
X
O
З
З
З







X
Y
Y
O
B
B
B


Подвижная система координат

-вагон
Куда упадёт капля с потолка вагона, движущегося равномерно и прямолинейно?

КАПЛЯ ПАДАЕТ В ВАГОНЕНеподвижная система координат - ЗемляXOЗЗЗXYYOBBBПодвижная система координат -вагонКуда упадёт капля с потолка вагона, движущегося

Слайд 10ЧЕЛОВЕК ПЕРЕПЛЫВАЕТ РЕКУ






O
X
Y
Z
B
B
B
B
Подвижная система
координат - вода

Течение
O
X
З
З
Y
З
Z
З
Неподвижная система координат - Земля

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕПЛЫВАЕТ РЕКУOXYZBBBBПодвижная системакоординат - водаТечениеOXЗЗYЗZЗНеподвижная система координат - Земля

Слайд 11ПРИНЦИП ГАЛИЛЕЯ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ – ЭТО ТРЕУГОЛЬНИК ВЕКТОРОВ
S

= S + S
ТН
ТП
ПН
ТН
S
ТП
ПН
S
S
Если известны любые два вектора,

то всегда можно найти третий вектор.

ТП

S

- перемещение тела относительно подвижной системы координат;

- перемещение тела относительно неподвижной системы координат;

- перемещение подвижной системы координат относительно неподвижной.

ПН

S

ТН

S

ПРИНЦИП ГАЛИЛЕЯ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ – ЭТО ТРЕУГОЛЬНИК ВЕКТОРОВS  = S   + SТНТППНТНSТППНSSЕсли известны

Слайд 12ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВУХ ФОРМ ЗАПИСИ
S = S +

S
ТН
ТП
ПН
V = V + V
ТН
ТП
ПН
S

S S

ТН

ТП

ПН

=

+

t

t

t



Принцип Галилея для сложения перемещений.

Принцип Галилея для сложения скоростей.

Делим каждое слагаемое
на время t.



ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВУХ ФОРМ ЗАПИСИS  = S   + SТНТППНV  = V   +

Слайд 13ПРИНЦИП ГАЛИЛЕЯ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ СКОРОСТЕЙ – ЭТО ТРЕУГОЛЬНИК ВЕКТОРОВ
ТН
V
Если известны

любые два вектора, то всегда можно найти третий вектор.
ТП
V
- скорость

тела относительно подвижной системы координат;

- скорость тела относительно неподвижной системы координат;

- скорость подвижной системы координат относительно неподвижной.

ПН

V

V = V + V

ТН

ТП

ПН

ТН

V

ТП

V

ПН

V

ПРИНЦИП ГАЛИЛЕЯ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ СКОРОСТЕЙ – ЭТО ТРЕУГОЛЬНИК ВЕКТОРОВТНVЕсли известны любые два вектора, то всегда можно найти

Слайд 14НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПРИНЦИПА ГАЛИЛЕЯ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ УСКОРЕНИЙ!

НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПРИНЦИПА ГАЛИЛЕЯ ДЛЯ СЛОЖЕНИЯ УСКОРЕНИЙ!

Слайд 15БЫСТРОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (А, В – ЕГЭ)

БЫСТРОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (А, В – ЕГЭ)

Слайд 16КОМПЛЕКС ЗАДАЧ О ДОЖДЕ
Капли дождя падают вертикально со скоростью 50

м/с.
Автомобиль едет со скоростью 15 м/с.
При каком угле наклона

к вертикали заднее стекло останется сухим?

Решаем очень быстро – в три действия !
Четвёртое действие – ответ.

1. Это дождь
на Земле
(50 м/с).

2. Это автомобиль
на Земле (15 м/с).

3. Этого не
хватает
в треугольнике!
Это дождь
по автомобилю.

tg

= 15/50 = 0,3 ;

16,7

о

Ответ:

.

<

=

о

о

А это
ответ на
пятёрку!

КОМПЛЕКС ЗАДАЧ О ДОЖДЕКапли дождя падают вертикально со скоростью 50 м/с. Автомобиль едет со скоростью 15 м/с.При

Слайд 17КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ОБ АВТОМОБИЛЯХ
Два автомобиля удаляются от перекрёстка дорог, расходящихся

под углом 72 градуса. Скорость одного автомобиля 72 км/ч, другого

– 90 км/ч. С какой скоростью удаляются автомобили друг от друга?

Решаем очень быстро – действия не считаем !

Это перекрёсток дорог.

=72

о

Это первый
автомобиль
(20 м/с).

Это второй
автомобиль
(25 м/с).

А этого не хватает!
Это величина V скорости взаимного удаления
автомобилей.

Теорема косинусов.

Ответ:


Повторяем геометрию.

КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ОБ АВТОМОБИЛЯХДва автомобиля удаляются от перекрёстка дорог, расходящихся под углом 72 градуса. Скорость одного автомобиля

Слайд 18ЗАДАЧИ ОБ УДАРЕ ПО МЯЧУ
Мяч летит горизонтально на футболиста со

скоростью 20 м/с. Футболист ударяет абсолютно упруго по летящему навстречу

мячу тяжёлым ботинком со скоростью 18 м/с. С какой скоростью полетит мяч после удара?

Ботинок «видит», что мяч летит к нему со скоростью 20+18=38 м/с.
После абсолютно упругого удара мяч отскочит от ботинка с такой же скоростью 38 м/с, но вперёд.
Ботинок добавит ещё 18 м/с. Ответ: 38+18=56 м/с.




ЗАДАЧИ ОБ УДАРЕ ПО МЯЧУМяч летит горизонтально на футболиста со скоростью 20 м/с. Футболист ударяет абсолютно упруго

Слайд 19ЗАДАЧА О СКОРОСТИ ТОЧКИ ОБОДА КАТЯЩЕГОСЯ КОЛЕСА
O
З
Х
З
Y
З
Неподвижная система координат –

Земля.








Удвоенная «земная» скорость!
А
Велосипед
по Земле
Точка А по
велосипеду
В
Точка В
«прилипла»
к Земле
С
D

ЗАДАЧА О СКОРОСТИ ТОЧКИ ОБОДА КАТЯЩЕГОСЯ КОЛЕСАOЗХЗYЗНеподвижная система координат – Земля.Удвоенная «земная» скорость!АВелосипедпо ЗемлеТочка А повелосипедуВТочка В«прилипла»к

Слайд 20ТРЁХМЕРНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Кран поднимает балку, подвешенную за середину,

со скоростью 2 м/с. Когда балка была расположена в горизонтальной

плоскости с севера на юг, её южный конец двигался горизонтально на запад со скоростью 3 м/с. Определить скорость северного конца балки в этот момент времени.

O

З

Х

З

Y

З

Z

З

Неподвижная система координат – Земля.

O

Т

X

Т

Y

Т

Z

Т


Подвижная система
координат – трос.

Север

Юг

Запад

?

При решении учесть
кинематическую связь между концами равноплечного рычага.

ТРЁХМЕРНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯКран поднимает балку, подвешенную за середину, со скоростью 2 м/с. Когда балка была

Слайд 21Выводы.

1) Предложена демонстрационно-зрительная методика для усвоения основных положений принципа относительности

Галилея школьниками.

2) Практически (на уроках) доказана работоспособность и эффективность предложенной

методики.

3) Сокращено время усвоения основных положений трудной для школьников темы путём активизации зрительных образов.

4) Разработаны, решены и предложены к внедрению в практику школьного курса типовые задачи различной сложности по теме «Принцип относительности Галилея».

5) Облегчён труд учителя физики применением на уроке зрительных доступных иллюстраций.


Выводы.1) Предложена демонстрационно-зрительная методика для усвоения основных положений принципа относительности Галилея школьниками.2) Практически (на уроках) доказана работоспособность

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика