Слайд 1Урок по физике
в 9 классе
Подготовил учитель физики МОУ лицея
№5
Терехова Наталья Николаевна
2008г.
Слайд 2Тема урока:
Радиоактивные превращения атомных ядер
Слайд 3О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок
трудных
И гений, парадоксов друг
И случай, бог изобретатель.
А. С. Пушкин
Слайд 4Цель урока:
Сформулировать правила альфа- и бета- распада, законы сохранения массового
числа и заряда при радиоактивном превращении;
Развивать мыслительную деятельность учащихся, умение
самостоятельно работать, анализировать таблицы;
Воспитывать дисциплинированность учащихся на уроке.
Слайд 5План урока:
Тестовое задание
Обобщение знаний об атоме
Сравнительная характеристика радия и радона
Физкультминутка
Правила
смещения Ф. Содди
Решение задач
Самостоятельная работа
Домашнее задание
Итоги урока
Слайд 6Проверь себя!(1часть)
Выполни задание:
Внимательно прочитай задание и выбери правильный ответ, запиши
ответ на листе . Время выполнения – 7минут.
Слайд 7Проверь себя!(2часть)
Ответь на вопросы:
1)расскажите о составе атома;
2)что такое изотопы? Чем
они отличаются друг от друга?
3)почему атомное ядро не распадается на
отдельные нуклоны?
4) решите задачу: упражнение 43(1)
Слайд 8Радиоактивные превращения атомных ядер
В результате атомного превращения образуется вещество совершенно
нового вида, полностью отличное по своим физическим и химическим свойствам
от первоначального вещества.
В 1903 г. Появилась совместная работа Э. Резерфорда и Ф. Содди об изучении радиоактивности радия
Слайд 9Физкультминутка!!!
Здоровье – все, но все без здоровья – ничто!
Сократ
Слайд 10Запомни и запиши!!!
Правила смещения Ф. Содди
XAZ= YA-4Z-2+ He42
XAZ= YAZ+1+ e0-1
Закон сохранения массового числа и заряда
Сумма зарядов ( массовых чисел)
продуктов распада равна заряду ( массовому числу) исходного ядра
Слайд 11Решение задач
1. Определите ядро какого химического элемента образуется из углерода—14
в результате бета-распада.
2. Ядро изотопа висмут-211 получилось из другого ядра
после альфа- и бета- распадов. Что это за ядро?
3. Сколько альфа- и бета-распадов происходит в результате превращения радия-226 в свинец-206?
Слайд 12Самостоятельная работа
Вариант -1
Ядро полония-216 образовалось после двух последовательных альфа-распадов. Из
какого ядра оно образовалось?
Вариант –2
Во что превращается уран—238
после альфа- и двух бета-распадов?
Слайд 13ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучи записи в тетради;
Пункт 63
Выполни упражнения 43(3,4), 48
Слайд 14ИТОГИ УРОКА:
Спасибо за активную работу на уроке!
Каково значение эпиграфа для
нашего урока?
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын
ошибок трудных
И гений, парадоксов друг
И случай, бог изобретатель.
А. С. Пушкин
Слайд 15литература
А. Перышкин, Е. Гутник Физика . Учеб. Для 9кл. Общеобразовательных
школ, 2003.
А. И. Семке. Уроки физики в 9-м классе,2004
Л.А. Кирик.
Физика-9. Сборник задач.- М.: Илекса,2003.
Слайд 16Дополнительные задачи
1. Сколько альфа- и бета-частиц теряет ядро тория-234 при
превращении в ядро радона-222?
2. Цезий-137 излучает 3бета и 5-гамма-частиц. Какое
ядро при этом получается?
3. Определите число протонов и нейтронов в ядрах берклия-243 и америция-243. В чем отличия этих ядер и в чем сходство?
4. Изотоп кальция-45 биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция -45 радиоактивно. Напишите реакцию.
5. Кобальт -60 используется в медицине для лечения и терапии злокачественных образований и воспалительных процессов. Этот изотоп кобальта бета- и гамма-радиоактивен. Напишите реакции.
6. Углерод -14 используется для исследования процессов обмена веществ, а также при изучении фотосинтеза растений. Этот изотоп бета-радиоактивен. Запишите реакцию.