Слайд 1Развитие интеллектуальных способностей и креативности обучающихся на уроках физики и
во внеурочное время
Обобщение опыта работы
Учителя физики
Высшей квалификационной категории
ГРИГОРЬЯН ВАЛЕНТИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
МКОУ
СОШ № 6 с. Нагутское
Минераловодского района
Ставропольского края
Слайд 2Цель педагогического опыта:
создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала
обучающихся
Задачи:
Развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;
Формирование умений принимать нестандартные решения;
Создание
условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.
Слайд 3Успех человека в любом виде деятельности определяется способностями к ней
и соответствующими качествами.
Интеллект и творчество- то, что необходимо каждому человеку
в любой ситуации в постоянно меняющемся мире.
Интеллект – форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего.
Креативность- творческие возможности. Формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, приносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.
Слайд 4В основе работы лежит принцип личностно- ориентированного подхода, основными элементами
которого являются:
Признание уникальной личности;
Приоритетность личностного развития;
Субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на
внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;
Самореализация (раскрытие и развитие природных возможностей, способностей, потребностей);
Социализация (осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни);
Адаптация к существованию в обществе правилам и нормам жизни.
Слайд 5Основными направлениями деятельности по развитию интеллектуальных способностей и креативности учащихся
на уроках физики считаю следующее:
Совершенствование урока, как основной формы организации
учебного процесса, по форме, структуре, содержанию;
Вовлечение учащихся в различные виды внеклассной деятельности по предмету;
Поиск одаренных детей и развитие их способностей;
Совершенствование материально- технической базы кабинета;
Самосовершенствование (рост методического мастерства, овладение современными технологиями обучения);
Внедрение в учебно - воспитательный процесс информационных компьютерных технологий.
Слайд 6Контроль и повторение знаний по физике на уроках и внеклассных
мероприятиях 7-9 классы
Электронное приложение. Издательство «Глобус»
Входной
контроль
Текущий
контроль
Физические
тесты
Физические
диктанты
Внеклассные
мероприятия
Кроссворды
Слайд 7Создание компьютерных презентаций
Повышение
уровня качества знаний
Повышение учебной
мотивации
Профильная
подготовка
выпускников
9-х, 11-х классов
Слайд 8Всякая педагогическая деятельность определяется целью.
Главными целями моих уроков является следующее:
Воспитание
инициативы и активности обучающихся;
Выработка деловых качеств (умение самостоятельно составлять план
действий в конкретных примерах);
Формирование умения вести диалог и диспут;
Знакомство с подлинной историей физики и техники.
Слайд 9Виды уроков:
Урок
новых
знаний
Урок
закрепления
знаний
Урок
Контроля
знаний
Урок
обобщения
знаний
Урок-
практикум
Урок-
зачет
Урок-
суд
Урок-
путешествие
Урок-
конференция
Урок- игра
Слайд 10Формы организации учебных занятий
Решение задач
Фронтальная
Творческие задания
Экспериментальные
домашние и
классные задания
Рецензирование
ответов товарищей
Составление
текстов при
подготовке
сообщений
Составление
текстов
задач
учащимися и их
решение
Нешаблонное
решение
задач
Проблемное
обучение
Слайд 11Реализация психолого- педагогических условий через обновление содержания образования:
Путем внедрения в
программу дополнительного познавательного материала;
Интернет ресурсы;
Использование нестандартных форм уроков;
Интегрированные уроки химии,
геометрии, литературы;
Использование познавательных заданий;
Организация проектной деятельности учащихся.
Слайд 12Уроки- зачеты
Формы работы с учащимися:
индивидуальные- (решение задач по выбору);
Групповые (обсуждение
теоретических вопросов под руководством консультантов);
Коллективные (физический диктант, обсуждение рефератов творческого
характера).
Слайд 13 Этапы подготовки к зачету
Схема урока- зачета;
Номера рекомендуемых
для решения задач;
Список теоретических вопросов;
Рекомендуемая литература;
Список групп учащихся и консультантов
для теоретического зачета.
Слайд 14 Этапы проведения зачета :
1этап
Физический
диктант по
теоретическим
вопросам
(5 минут)
2
этап
Проверка знаний
формул и умения
пользоваться
справочной
литературой
(5 минут)
3 этап
Проверка
умения
решать задачи
(три уровня
сложности)
(20 минут)
4 этап
Сдача теоретического зачета
консультантам
(10 минут)
5 этап
Подведение итогов зачета:
-демонстрируется
таблица с оценками
по всем этапам
-задания и эталоны
ответов по всем видам заданий
Слайд 15Использование интернет ресурсов, электронных пособий
СД «Открытая физика 7-11классы».
Виртуальная школа Кирилла
и Мефодия .
СД « Электронные наглядные пособия».
Слайд 16Использование технологий уровневой дифференциации
Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон. «Дрофа».
Москва :2004 г. 7-11 классы
Тренировочные
задания
Задания для
самоконтроля
Самостоятельные
работы
Разноуровневые
контрольные
работы
Слайд 17Подготовка к ЕГЭ
Пособие и СД «1С: Репетитор, физика».
ЕГЭ- 2009: Физика
/автор составитель А.В. Берков-М.;Аст; Астрель, 2009, (ФИПИ).
Электронное учебное издание «Подготовка
к ЕГЭ по физике».
Слайд 18Проведение фронтального исследовательского эксперимента обучающимися
Учебные задачи:
- Подтверждение справедливости изучаемых законов
(закон ОМА, условие равновесия рычага);
- Овладение методами измерения физических величин
(измерение сопротивления резистора, ЭДС источника тока);
- Привитие умений пользования измерительными приборами (динамометром, весами, амперметром, вольтметром);
- Изучение устройства и принципа действия физических приборов (модели электродвигателя,электромагнита);
- Выработка умения чтения электрических схем .
Слайд 19Творческие способности
Способность
творчески
мыслить
Банк
решенных
творческих задач
Мотивация
Использование
знаний
различных
разделов
Способность к
сотрудничеству
Слайд 20Организация индивидуальных учебных заданий творческого характера
Составление
и чтение схем,
таблиц,
графиков
Составление
задач по тексту
с научно- популярным
содержанием и
их
решение
Использование
дополнительной
литературы и ИКТ
при написании
рефератов, создании
компьютерных
презентаций
Решение задач
повышенной
сложности
Слайд 21Критерии отбора задач творческого характера
Соответствие требованиям образовательного стандарта;
Разнообразие содержания
(несколько тем);
Учет уровня сложности заданий и индивидуальных способностей учащихся;
Разнообразие форм
постановки проблемы;
Разнообразие конечного результата поиска;
Необходимость положительной мотивации;
Учет индивидуального опыта творческой деятельности и возрастных особенностей.
Слайд 22Умения и навыки учащихся,
формируемые при работе с научно-популярными текстами физического
содержания
Умение выделять главное;
Обобщать;
Делать выводы;
Применять закон к объяснению принципа работы
незнакомого прибора, устройства, новейших научных разработок;
Объяснять новые специально- научные термины.
Слайд 23Формы работы с научно- популярными текстами физического содержания
ФОРМЫ
РАБОТЫ
При изучении
нового материала
При организации
контроля качества
знаний
Включение
элементов
текста в процесс
объяснения
При рассмотрении
применения законов
на практике
к/р и с/р с
элементами
научно- популярных
текстов
Проверочные работы
по текстам
научно- практического
содержания
При повторении
и обобщении
материала
Составление текстов
задач учащимися
и их решение
Использование
текстов при подготовке
сообщений
Слайд 24Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики
Включение
элементов
исследования
в различные виды
учебной деятельности
Кратковременный
фронтальный
исследовательский
эксперимент
Домашние
исследовательские
эксперименты
Нешаблонное
решение задач
Слайд 25Формы работы при решении экспериментальных задач:
Фронтальные исследования (в классах с
пониженным уровнем знаний);
Исследовательская работа в малых группах по инструкционным картам
(в классах, где преобладают дети с ослабленным вниманием и памятью);
Самостоятельно спланированный эксперимент для решения задач( в классах с устойчивой познавательной мотивацией);
Домашние экспериментальные задачи;
Мысленный эксперимент .
Слайд 26Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики
Проблемное обучение
При
установлении
связи между
явлениями и
величинами
При решении задач
с практическим
содержанием
При изучении
новых явлений,
экспериментальных
фактов
При постановке
демонстрационного
эксперимента
При поиске нового
метода измерения
физической величины
Слайд 27Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики
Приобщение к
рационализаторству и
изобретательству на уроках
Конструирование
установок
используемых
в быту (весы,
психрометр)
Конструирование,
усовершенствование
и ремонт приборов
(динамометр,
картезианский водолаз,
маятник Максвелла,
телескоп, манометр)
Слайд 28Развитие творческих способностей на внеклассных мероприятиях
Неделя физики
школьное
физическое
общество «Квант»
Вечера,
КВН,
турниры,
физические «бои»,
брейн-ринг,
тематические
сообщества
Выпуск стенгазет,
фотогазет, стендов,
экскурсий. олимпиады
Работа с одаренными
кружки
исследовательская работа
защита проектов
Проведение домашних,
лабораторных и
экспериментальных заданий
Слайд 29Результативность профессиональной деятельности учителя физики Григорьян В.В.
Учебные достижения обучающихся
Слайд 30Участие учащихся в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, конкурсах, смотрах
Слайд 31Информация о призовых местах, занятых учащимися в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах
Слайд 32Активность детей в творческих конкурсах МОУ СОШ № 6
с.
Нагутское
Слайд 33Результатом деятельности по реализации поставленных задач является:
Хорошее качество знаний по
физике 55%
Положительная динамика интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Высокий процент поступления
выпускников в ВУЗы, где физика является профильным предметом- 40 %.
Слайд 34Процент распределения выпускников ВУЗов по профильным предметам
Слайд 37Наши мероприятия
игра "счастливый случай"
Слайд 39
У меня есть надежда, что мои методы обучения и воспитания
дадут свои положительные результаты.
И «школьные» победы и успехи перерастут в
победы на будущем поприще моих учеников.
Слайд 40
Спасибо за внимание!
Желаю всем творческих успехов в работе!