Слайд 1
МКОУ«Табулгинская средняя общеобразовательная школа
им. П.Д.Слюсарева»
Чистоозерного района Новосибирской области
Решение
занимательных задач
по теме
«Тепловые явления»
Физика, 8 класс
Автор разработки: Жарикова
Светлана Семеновна,
учитель физики
Слайд 2Тип урока: урок обобщения и углубления знаний
Цель урока: выработать умения
применять знания по теме , осуществляя их перенос в новые
условия.
Дидактическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
Рефлексивная деятельность ученика: самоосмысление, саморегуляция, самореализация.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения материала.
Показатели реальных результатов: выполнение заданий с применением знаний в различных ситуациях.
Слайд 3Задачи урока:
Образовательные:
-научить применять знания, полученные
на уроках по теме «Тепловые явления»;
-показать связь с жизнью;
Воспитательные:
-формировать интерес к предмету, к учебе, воспитывать творческое отношение;
прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе;
воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету;
Развивающие:
-развивать физическое мышление учащихся, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, а также потребности к углублению и расширению знаний;
-развивать речевые навыки;
-формировать умения делать выводы, развивать способность быстро воспринимать информацию и выполнять необходимые задания; развивать логическое мышление и внимание
Слайд 4Средства обучения
Компьютер
Проектор
Презентация
Экран
Слайд 5Этапы урока
1. Организационный момент
2.Мотивационный этап
3. Решение задач разного
типа
4. Итоги. Выводы
5.Рефлексия
6 Домашнее задание
Слайд 6Типы задач
Задачи Почемучки
Задачи Ш.Холмса
Задачи от Робинзона Круза
Вопросы Василисы Премудрой
Вопросы дедушки
Пети
Литературно – физические задачи
Устное народное творчество
Кроссворд «Наоборот»
Ребусы
«Черный ящик»
Слайд 7Почемучка – любознательный ученик, который только начал изучать курс физики
и в связи с этим у него без конца возникают
вопросы; ими он ставит в тупик то своих одноклассников, то родителей, то старших ребят, а нередко и учителей.
Почемучкины задачи
Слайд 8Почемучка жаловался: «Вчера я съел подряд 3 мороженых, после этого
так застыл, что даже ноги охладились, а потом через некоторое
время мне стало жарко». «Чем объяснить происшедшее?» - допытывался он.
Вопрос
Действительно, чем?
ЗАДАЧА №1
Слайд 9 Почемучка стоял в коридоре школы (он опоздал
на занятия) у двери старшего класса, где шёл урок литературы,
и жадно слушал. В классе читали прекрасные, но в то же время странные стихи
А. С. Пушкина:
Татьяна перед зеркалом стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вексель О да Е.
«Почему стекло отуманенное?» - вдруг подумал Почемучка.
Вопрос
Почему?
ЗАДАЧА №2
Слайд 10Шерлок Холмс – человек много знающий, наблюдательный, мыслящий, причём строит
задачи так, чтобы было ясно: якобы Холмс наблюдал нечто и
мгновенно с помощью физики и из рассуждений делал правильные выводы.
Задачи Шерлока Холмса
Слайд 11 - Хотите чаю? – спросил хозяин дома пришедшего к
нему Шерлока Холмса.
-Да, - ответил гость.
-Вот
и хорошо, - сказал хозяин. – Сладкого?
-Да, - подтвердил Холмс.
-Я люблю горячий чай, поэтому кладу в него кусочки сахара только перед тем, как пить, - продолжал хозяин.
-Разумнее это делать раньше, сразу как вам налили чай, - посоветовал Шерлок Холмс.
Вопрос
Прав ли он?
ЗАДАЧА №1
Слайд 12 Ватсон вымыл эмалированную кастрюлю холодной водой и собрался
перелить в неё остаток горячей воды из чайника. Холмс остановил
его : «Не рекомендую этого делать».
Вопрос
Почему он это произнёс?
ЗАДАЧА №2
Слайд 13 Почемучка провёл новым мелом несколько линий на
классной доске и потрогал мел пальчиком. «Почему мел нагрелся?» -
спросил он стоявшего рядом товарища. Тот задумался.
Вопрос
Что он должен ему ответить?
ЗАДАЧА №3
Слайд 14ВОПРОСЫ ОТ РОБИНЗОНА КРУЗО
Робинзон Крузо – находчивый, сообразительный, настоящий
мастер, даже герой – все эти качества во все времена
ценились высоко; наши дни не исключение.
Слайд 15 Костёр горел хорошо. Робинзон вдруг очень захотел горячего
чая. Чайника не было. Он сорвал большой лист с какого-
то растения, свернул его в кулёк; получился неплохой стаканчик. Робинзон прислушался и услышал звук падающей воды. Он поспешил на этот звук и увидел водопад; там он наполнил стаканчик водой. «Как нагреть и вскипятить воду?» - задал он себе вопрос и задумался.
Вопрос
Как?
ЗАДАЧА №1
Слайд 16 Чтобы поворошить поленья в костре, Робинзон взял в
руки длинную деревянную палку и сунул её конец между горящих
дров. С этого конца палка загорелась, а с другого оставалась почти холодной. «Странно, - подумал он. – Почему палка не нагревается?»
Вопрос
Действительно, почему?
ЗАДАЧА №2
Слайд 17 Начало темнеть. Робинзон подумал: «Хорошо бы разжечь костёр».
Но тут же вспомнил: «Спичек-то нет». Что делать?
Вопрос
Как разжечь костёр без спичек?
ЗАДАЧА №3
Слайд 18 Дедушка Петя – мудрый, с богатым жизненным опытом,
работящий, хозяйственный, наблюдательный.
ВОПРОСЫ ДЕДУШКИ ПЕТИ
Слайд 19Почему пила нагревается, Почему
зимой тяга
если ею пилить дрова?
в печных трубах
сильнее, чем летом?
Слайд 20 Какой дом осенью и зимой теплее: деревянный
или каменный, если толщина стен одинакова? Почему?
Слайд 21ВОПРОСЫ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ
Текст надписи
Слайд 22Грохочут пушки среди мглы,
И жаром пышут их стволы.
Летит снаряд один
, другой…
Но если выстрел холостой,
Ствол раскаляется сильней.
А почему? Ответь скорей!
Ранняя
весна – замечательное время! Припекает солнышко – загорать можно! А температура воздуха около 0 градусов. И так будет пока…
Что пока?
Слайд 23Дым от костра восходит ввысь
И тает , уходя во тьму,
Как
человеческая жизнь.
Восходит ввысь…А почему?
На дворе мороз стоит,
Под ногами
снег скрипит.
«Почему скрипит, скажите»,-
Василиса говорит.
Слайд 24Ударь о сталь кремнем, дружок,-
И вылетает искр пучок.
Внимай вопросу моему:
Что
происходит? Почему?
Зимним днём расселись гости
Всюду в комнате моей.
Окна быстро запотели.
Почему?
Скажи скорей.
Слайд 26А.С.СЕРАФИМОВИЧ
«ЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ».
«ТОРОПЛИВО И ОБРАДОВАННО МАЛЬЧИК
ПОСЛЮНИЛ ПАЛЕЦ И, ПОДНЯВ,
СТАЛ МЕДЛЕННО ПОВОРАЧИВАТЬ. С ТОЙ СТОРОНЫ, ОТКУДА НЕУМОЛИМО ТЯНУЛ ВЕТЕРОК,
В ПАЛЬЦЕ ПОЧУВСТВВАЛОСЬ ОЩУЩЕНИЕМ ХОЛОДА».
ВОПРОС:
ПРИЧИНА ДАННОГО ЯВЛЕНИЯ?
Слайд 27Н.Н.НОСОВ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ».
«НЕКОТОРЫЕ ВООБРАЖАЮТ, ЧТО ЧЕМ ВЫШЕ
ПОДНИМАТЬСЯ В ВОЗДУХ, ТЕМ СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЕ, НО ЭТО- НЕПРАВДА. ЧЕМ
ВЫШЕ, ТЕМ ХОЛОДНЕЕ. ПОЧЕМУ ЭТО?А ПОТОМУ, ЧТО СОЛНЦЕ СЛАБО НАГРЕВАЕТ ВОЗДУХ СВОИМИ ЛУЧАМИ, ТАК КАК ВОЗДУХ ОЧЕНЬ ПРОЗРАЧНЫЙ. СНИЗУ ВОЗДУХ ВСЕГДА ТЕПЛЕЕ. СОЛНЦЕ НАГРЕВАЕТ ЗЕМЛЮ СВОИМИ ЛУЧАМИ, ВОЗДУХ НАГРЕВАЕТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ ТОЧНО ТАКЖЕ, КАК И ОТ ГОРЯЧЕЙ ПЕЧКИ. НАГРЕТЫЙ ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ХОЛОДНОГО И ПОЭТОУ ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ. ЧЕМ ВЫШЕ ОН ПОДНИМАЕТСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОСТЫНЕТ.ПОЭТОМУ НА БОЛЬШОЙ ВЫСОТЕ ВСЕГДА ХОЛОДНО».
ВОПРОС:
КАКИЕ ВИДЫ ТЕПЛООБМЕНА ОТРАЖЕНЫ В ЭТОМ
ФРАГМЕНТЕ?
Слайд 29
Заря – заряница, красивая девица, по лесу ходила,
жемчуг обронила, месяц видел, солнце взяло, а земля сохранила.
Вопрос:
При каких условиях образуется роса?
Загадка №1
Слайд 30
У избы побывал – всё окно разрисовал,
у реки погостил – во всю реку мост мостил.
Вопрос:
Как изменяется внутренняя энергия льда на реке в мороз?
Загадка №2
Слайд 31
Вырос лес, белый весь. Пешком в него не
войти, на коне не въехать.
Вопрос:
Как образуются морозные узоры на окне?
С
какой стороны стекла?
Загадка №3
Слайд 32Загадки
Днем стекло разбито, на ночь вставлено.
В печь положишь – вымокнет,
в воду положишь – высохнет.
Слайд 33Задачи по загадкам
1.Зимой – греет, весной – греет, летом умирает,
осенью летает.
? Как снег может греть?
2. Мир обогревает, усталости не
знает.
? Как энергия солнца достигает земли?
3.Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать.
? Почему градусник необходимо некоторое время подержать под мышкой?
Слайд 34Кроссворд «Наоборот»
Задание: дайте письменно определения слов, расположенных по горизонтали кроссворда:
…
..
и т.д.
Слайд 36«ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
-Данное вещество используется в виде топлива, углеводородосодержащее, бывает
разного вида. Что за вещество лежит в черном ящике?
Слайд 37
Домашняя работа
1.Подобрать задачу к конкретной теме учебного материала, при решении
которой используются все основные физические закономерности, изученные в теме.
2.Просмотр записей
решение задач по данной теме в своей тетради, устранение недостатков.
Слайд 38Источники
1.Библиотека журнала «Физика в школе» №16, №17. 2000г.
2.С.А.Тихомирова.Рабочая тетрадь по
физике.10 кл.
3.Приложение к газете «Первое
сентября».Физика..№23.2000г., №35.2001г., №36.2001г. №37.2002г., №19.2004г., №18.2005г.
4.М.Н.Алексейцева.Физика – юным.М.Просвещение.1980г.