Слайд 1Типология современного урока
(ФГОС)
Учитель физики МБОУ СОШ №16
Г. Камышина Волгоградской обл.
Вековешникова
Л. А.
Слайд 2 Новая типология уроков
Главная методическая
цель урока:
создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Слайд 3 Пути достижения цели:
Учитель! Иди «от
учеников». (что выберут, то…)
Самые активные на уроке – ученики, а
не учитель
Слайд 4Максимальная самостоятельность обучающихся, которая должна привести к… неожиданностям.
Учитель создает атмосферу
заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Слайд 5Создание таких ситуаций общения на уроке, которые позволяют каждому ученику
проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Учитель! используй разнообразные
формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт ученика.
современного урока
Уроки «открытия» нового знания
Уроки отработки умений и рефлексии
Уроки общеметодологической
направленности
Уроки развивающего контроля
Слайд 7Уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых
способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее
новых элементов.
Слайд 8Алгоритм
конструирования урока открытия нового знания:
1. Выделить и
сформулировать новое знание.
2. Смоделировать способ открытия нового знания.
3. Вычленить мыслительные
операции, используемые при открытии нового знания.
4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.
5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.
6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
Слайд 9
7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
8. Составить самостоятельную работу и
объективно обоснованный эталон.
9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.
10.
Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
11. Провести анализ урока по конспекту.
12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.
Слайд 10Структура урока «открытия нового знания»
1. Этап мотивации (самоопределения) к
учебной деятельности
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном
действии.
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 11Уроки отработки умений и рефлексии
Деятельностная цель: формирование у
учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 12Отличительной особенностью урока рефлексии является
фиксирование и преодоление затруднений в
собственных учебных действиях.
Необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для
самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
Эталон должен грамотно описывать сущность выполняемых преобразований и быть сконструированным вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания,
Должен быть понятен им, являться для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.
При построении эталона для самоконтроля используется подобный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».
Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
Слайд 13 Структура урока рефлексии
Этап
мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
2. Этап актуализации и пробного учебного
действия
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии на уроке
Слайд 14Уроки общеметодологической направленности
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся
к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Слайд 15Структура урока общеметодологической направленности:
1. Этап мотивации
2. Этап
актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3. Этап
закрепления с проговариванием во внешней речи
4. Этап включения изученного в систему знаний
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Слайд 16Уроки развивающего контроля
На уроках развивающего контроля, в
отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается,
прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Слайд 17
Содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза
превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки
развивающего контроля проводятся в два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Слайд 18Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта
с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона
является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Слайд 19I урок. Проведение контрольной работы
Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности
2.
Этап актуализации и пробного учебного действия
Слайд 20II урок. Анализ контрольной работы
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
4. Этап
построения проекта коррекции выявленных затруднений
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап
обобщения затруднения во внешней речи
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап решения заданий творческого характера
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности