Слайд 1Значение лабораторных работ для повышения мотивации школьников к изучению физики
в школе.
Колпашникова И.А.
Слайд 2Пусть будет для учащихся золотым правилом: всё, что только можно,
представлять для восприятия чувствами, а именно, видимое – для восприятия
зрением,
слышимое – слухом, запахи – обонянием,
подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию –
путём осязания; если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.
Ян Амос Коменский (1592–1670)
Слайд 3На уроке физики в 7 классе школьники знакомятся с ещё
одной наукой о природе «физика».
Познание достигается путём наблюдений и опытов,
следовательно необходимо уделять значительное внимание экспериментам для большей заинтересованности.
Самое главное: необходимо школьника сделать самым главным и центральным лицом при изучении данной науки.
Слайд 4При опытах учащиеся пользуются зрительными ощущениями и отчасти слуховыми.
При самостоятельных
лабораторных работах умственная деятельность так же сопровождается и деятельностью органов
движения.
Объединяются мысль , слово(запись) и действие.
Слайд 5
Путём выполнения самостоятельных лабораторных работ школьники получают полное представление о
количественной стороне явлений.
Наблюдая и воспроизводя эти явления , преодолевая трудности
, усваиваются основные понятия и законы физики, самостоятельные и устойчивые суждения об окружающих их явлениях.
Слайд 6
Основной недостаток в знаниях – их отвлечённый характер.
Нет самостоятельности мысли
и самостоятельности действия.
Лабораторные работы – надёжное оружие в борьбе с
данными недостатками.
Слайд 7Наилучшей формой работы – сочетание самостоятельных лабораторных работ с опытами
учителя.
Школьники чаще всего запоминают и воспроизводят наиболее эффективные и легко
запоминающиеся детали.
Поэтому первостепенная роль учителя – развить наблюдательность , пытливость , потребность к задаванию различного рода вопросов.
Слайд 8Достичь этого можно путём самостоятельных наблюдений , самостоятельного эксперимента.
Необходимо начинать
с самых простых приёмов : акцентировать внимание на том ,
что происходит на демонстрационном столе.
Проделывая самостоятельно опыты, проводя наблюдения, измерения, школьники развивают логическое мышление, глубже проникают в явления природы, выделяют главное на фоне второстепенного и случайного.
Слайд 9Прежде всего должна быть ясна цель эксперимента.
Лабораторные работы должны сопровождаться
решением задач – задач-вопросов и вычислительных, а так же экспериментальных
задач.
Главным аспектом выполнения лабораторных работ – выполнение в определённом порядке(по алгоритму), а так же каким образом будет оформляться данная работа.
Я использую в 7 классе «Рабочий лист».
Слайд 10Пример:( «Определение цены деления
измерительных приборов»).
1. Уделяем внимание цели работы(в устной или печатной
форме).
2.Приборы.
3.Инструктаж по технике безопасности(под роспись).
4.Ход работы(выполнение по алгоритму).
5.Обязательно – Вывод(ответы на вопросы).
Слайд 11Плюсы данной формы оформления работы:
--алгоритм выполнения задан,
--экономия времени,
--больше
времени на выполнение работы,
--ответы на вопросы и выводы.
Лабораторные работы при
надлежащей их постановке дают много для расширения кругозора, для формирования более глубоких, прочных и действенных знаний по применению физики в технике и повседневной жизни вообще, по развитию умений и навыков.
Слайд 12Лабораторная работа №1 _____________________
дата
Определение цены деления измерительных приборов.
Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра(мензурки),термометра, линейки, научиться пользоваться ими и определять с их помощью объем жидкости.
Оборудование: линейка, мензурка, термометр, брусок, сосуд с водой.
Ход работы:
1.Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила.
Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Ртуть, содержащаяся в термометре, ядовита! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!
С правилами ознакомлен, обязуюсь выполнять.