Слайд 1
ДУХОВНО –
НРАВСТВЕННОЕ
РАЗВИТИЕ
И ВОСПИТАНИЕ В
ПРОСТРАНСТВЕ
УРОКА И
ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Слайд 2ПРОГРАММА СЕМИНАРА:
1. Особенности ФГОС второго поколения
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание
на уроках географии, экономики и мероприятиях краеведческой направленности.
3.Определение уровня сформированности
ключевых компетентностей. Работа творческой группы
4.Обобщение опыта работы: Гудованный О.А.
- Организация исследовательской деятельности .
5. Анкетирование. Определение уровня использования современных технологий.
6. Ознакомление с программой по географии в соответствии с ФГОС ООО (УМК «Школа 2100»)
7. Методические рекомендации
по реализации этнокультурной составляющей курса «Географии»
Слайд 3
«Духовность – свойство души,
состоящее в преобладании духовных,
нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»
«Духовный – от слова «дух»
– то же, что «дыхание», «воздух», относящийся к умственной деятельности, к области эмоциональной и поведенческой сферы человека
«Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения»
«Нравственное – относящееся к сознанию, внутренней жизни человека»
Нравственность – это своеобразное умение и навык выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, а только то, что не губительно, не вредно для жизни.
Слайд 4
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества,
меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а
также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок:
в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни
отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
снижается уровень доверия человека к обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Слайд 5КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Школа-индикатор ценностного и
морально-нравственного состояния общества и государства.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается
большой психологической устойчивостью.
Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей- есть основной момент при переходе от возраста к возрасту.
ОУ взаимодействуют с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, УДО, культуры и спорта, СМИ.
ОУ должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Требуется эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Слайд 6
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕН-
НОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Определяет: Систему
базовых национальных ценностей
Важнейшая цель современного образования и одна из
приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Основные направления развития личности определяются воспитанием личностной культуры; социальной культуры;
семейной культуры.
Осознанное восприятие и принятие обучающимися ценностей:
Семейной жизни
Культурно-регионального сообщества
Культуры своего народа
Российской гражданской нации
Мирового сообщества
Слайд 7Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные
религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
БАЗОВЫЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Слайд 8СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
( Конституция РФ)
Слайд 9«Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит, вырастить
угрозу для общества»
Теодор Рузвельт
Слайд 10ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
- на фоне экономического кризиса, наблюдается духовный кризис
молодого поколения;
- СМИ несут в нашу жизнь много
зла, насилия, пошлости, однообразно, с одной черной стороны, показывают нам правду, благодаря чему, складывается впечатление, что вокруг нет ничего хорошего;
- молодое поколение мало читает, используя возможности системы компьютеризации и связи;
- наши дети мало хорошего знают о стране: её героях, страницы истории, в них нет чувства гордости за свою Родину.
Слайд 11ВОЗМОЖНОСТИ ГЕОГРАФИИ
На географию как учебный предмет возлагается особая миссия –
воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.
Географическое образование отличает широкий спектр воздействия на обучающихся. География призвана формировать у школьников любовь к малой родине, своему Отечеству
Слайд 12
География
«наука, изучающая явления и процессы, зависящие от местоположения, расстояния и
пространства»
наука мировоззренческая, открывает широкие возможности для духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся
Признание в ученике свободной личности,
требует переориентации процесса обучения
на приоритет общечеловеческих ценностей
толерантность
патриотизм
сочувствие
соучастие
личная ответственность
практическая деятельность в решении проблем
справедливость
взаимодействие
творческий подход
самостоятельность
Слайд 13ПРОСТРАНСТВО УРОКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
краеведение;
экологическое образование;
патриотическое воспитание;
социально – педагогическое партнерство;
учебно - исследовательская и проектная деятельность.
Слайд 14КРАЕВЕДЕНИЕ
содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому, физическому воспитанию;
способствует воспитанию чувства
любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда,
Ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живет
Слайд 15
Экологообразовательное
пространство школы
ШКОЛЬНЫЕ
ДЕТСКИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Школьный
экологический
центр
ПРИРОДО
ОХРАННЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
Общественные организации, СМИ, родители, органы
власти
Новое стратегическое направление развития школы -
экологизация образовательной системы в комплексе
Слайд 16ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ
В СЕМЬЕ
Через семью, близких родственников, друзей, природную среду и социальное
окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Слайд 17
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
«ПАТРИОТИЗМ- ЭТО НЕ ДОБЛЕСТЬ И НЕ ПРОФЕССИЯ, ЭТО
ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЧУВСТВО. ЭТО ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, К ЕЁ КУЛЬТУРЕ,
К ЕЁ НАРОДУ, КО ВСЕМУ ТОМУ, ЧТО ВПИТАНО С МОЛОКОМ МАТЕРИ».
ГРИГОРИЙ БАКЛАНОВ.
организация музейных уроков
проектно- исследовательская деятельность
Слайд 18
Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к существенному - какая
страшная извращенность!
Паскаль
За страницами учебника географии - жизнь
Слайд 19
«ЕСЛИ ТЫ ДУМАЕШЬ НА ОДИН ГОД ВПЕРЕД, САЖАЙ ЗЕРНА; НА
ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД – САЖАЙ ДЕРЕВЬЯ; НА СТО ЛЕТ ВПЕРЕД
– ВОСПИТЫВАЙ ЧЕЛОВЕКА» - ЭТА КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ КАК НЕЛЬЗЯ ЛУЧШЕ ГОВОРИТ О ЗНАЧИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Слайд 20 1.Использовать инструментарий для определения ключевых компетентностей при защите исследовательских
работ краеведческой направленности
2.Организовать творческую группу по разработке проекта программы по
географии в соответствии с ФГОС ООО
3. Принять к сведению информацию о духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся через предмет и внеурочную деятельность для организации работы
4. Использовать «Методические рекомендации ГАОУДПО (ПК) с РК по реализации регионального компонента в курсе «География»
5. Привлекать педагогов для обобщения опыта работы через публикации в СМИ
6. Активизировать работу ГМО по реализации системно – деятельностного подхода в обучении
РЕШЕНИЕ: