Слайд 1Государственные символы и атрибутика
Республики Казахстан
Слайд 2Флаг Республики Казахстан
Автор казахстанского флага Шакен Ниязбеков.
Возникновение флага, как
символа власти и
государственной атрибутики, имеет давнюю
историю. В древности
его появлению
способствовали два обстоятельства. Первое:
стремление людей определить символ близкого
сердцу и разуму предмета и постоянное обращение
к нему. Второе: символы, кроме источника
вдохновения и гордости, должны выполнять еще и внешнюю функцию. Они должны оформляться таким образом, чтобы, увидев их, незнакомые могли судить об особенностях данного народа, его воинственности или миролюбии, о формах хозяйствования и быта, определить его мощь и величие.
Главным элементом государственного флага является его цвет. Светло- голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Этот цвет воспринимается как единство земли и неба. Ведь данный цвет преобладает в природе (цвет неба и воды). Голубой цвет означает – честность и чистоту. Чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Голубой цвет также раскрывает большую планетарную и общечеловеческую идею – мир делится на множество народов, наций, государств, языков и религий, но небо над нами остается одно для всех.
Солнце – источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Золотое солнце на флаге Казахстана означает богатство и мир. Лучи солнца имеют форму зерна – основы изобилия и благополучия.
Степной орел – символ щедрости и зоркости, высоты помыслов, свободы. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для казахов это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла на флаге возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.
Элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент «ҚОШКАР МУЙІЗ» - «бараньи рога».
Слайд 3Герб Республики Казахстан
Авторами Герба суверенного Казахстана являются
архитекторы Жандарбек Маликбеков
и Шоты Уалиханов.
Герб Республики Казахстан имеет форму круга – это
символ
жизни, вечности. На голубом фоне центральным элементом,
вобравшим основную идею герба, является шанырак - круг с
перекрестием, венчающим вершину юрты. Шанырак – символ
семейного благополучия, мира, спокойствия. Изображенный
тундык – зенитное отверстие юрты, символизирует яркое солнце
на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди – уык,
равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству
герба означают лучи солнца – источник тепла и жизни.
Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом отражается миролюбивая сущность казахов.
Составной частью герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Лошадь играла важную роль в защите страны от иноземных захватчиков. Тулпары означают бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда , изобилия, материального благополучия. Символом защитных средств страны являются золотые рогатые скакуны. Красивые и крепкие рога состоят из семи звеньев или частей. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков – признак безродства.
В центре герба находится пятиконечная красная звезда. Казахстан открыт представителям всех пяти континентов. Мы стремимся войти в мировую цивилизацию, сохраняя свои особенности и неповторимые черты. Вот основная идея этой символики. В световой гамме герба заложено два цвета: золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, яркому будущему нашего народа. Второй олицетворяет стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами
Гимн республики Казахстан
Вопрос о новом гимне страны рассматривался 6 января
2006 года на совместном заседании Мажилиса и Сената Парламента РК. На следующий день документ был подписан Главой государства Н.А.Назарбаевым и с 10 января со дня официального опубликования, вступил в силу.
Новый официальный поэтический символ впервые исполнялся 11 января в Президентском дворце «Акорда» в Астане во время инаугурации Президента Н.А.Назарбаева после его победы на очередных президентских выборах.
Поэт Темирхан Медетбек писал: «Когда звучит песня «Менің Қазақстаным», человек воспаряет духом, получает мощный заряд бодрости и силы. Это - настоящая патриотическая песня. Она наполняет душу и одаряет самой высшей силой чувств, окрыляет на успехи и подвиги»
(«Егемен Қазақстан», 10 января 2006 года)
Основой нового гимна стала популярная в народе песня «Менің Қазақстаным». В официально утвержденном тексте гимна, состоящем из пятидесяти девяти слов, двадцать пять слов – написаны в новой редакции. Мелодия сохранилась в прежней редакции. Н.А. Назарбаев лично внес в текст песни изменения.
Слайд 5
Қазақстан Республикасы Мемлекеттік Әнұраны
Сөзін жазған: Жұмекен Нәжімеденов, Нұрсұлтан Назарбаев
Композитор: Ш.Қалдаяқов
Алтын
күн аспаны,
Алтын дән даласы.
Ерліктің дастаны-
Еліме қарашы!
Ежелден ер деген,
Даңқымыз шақты ғой.
Намысын
бермеген,
Қазағым мықты ғой.
Қайырмасы:
Менің елім, менің елім,
Гүлің болып егілемін,
Жарың болып төгілемін, елім!
Түған жерім менің – Қазақстаным!
Ұрпаққа жол ашқан,
Кең байтақ жерім бар.
Тірлігі жарасқан,
Тәүелсіз елим бар.
Қарсы алған үақытты,
Мәңгілік досындай.
Біздің ел бақытты,
Біздің ел осындай!
Слайд 6Атрибутика
Золотой человек
Так называют археологическую находку, обнаруженную в 1970 году в
Иссыкском кургане в 50-ти километрах от Алматы. Впервые он был
описан ученым-археологом Кемелем Акишевым. В Иссыкском кургане был погребен сакский воин 5-4 веков до нашей эры в возрасте 17-18 лет. Сакский воин погребен по обычаю той эпохи в золотых доспехах и с бытовой утварью.
Его высокий головной убор, костюм и сапоги были украшены более, чем 200 украшениями с изображениями птиц и зверей. Все на нем, начиная с оружия и до перстня, сделаны из золота. Потому эту археологическую находку и называют «золотым человеком» - символом высокой культуры казахских племен.
Казахстанский (снежный) Барс
«Обитающий в наших горах Снежный Барс
мало знаком мировому
сообществу. Являясь собратом Тигру в животном мире, Барс, тем не
менее, имеет свои отличия. Это будет Казахстанский Барс. Ему
присущи элитарность, независимость, ум, мужественность,
благородство, храбрость, хитрость. Он не будет ни на кого нападать
первым и будет избегать прямых столкновений. Но если под угрозой
окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их
любой ценой. Он должен быть поджарым и пружинистым, не страдать
от ожирения и лени: иначе ему не выжить в суровой природной среде. Он будет настойчивым и упорным в покорении новых вершин, в поиске незаметных, но верных троп, ведущих к цели.
Он будет мудр в воспитании потомства: защищая его от непрошеных гостей, отдавая ему самые лакомые кусочки, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении, будет готовить к ранней и самостоятельной жизни в условиях острой конкуренции в любом окружении.
Он будет строго следить, чтобы не мутнела вода, которую он пьет, а природа, в которой он живет, и воздух, которым он дышит, улучшались.
Казахстанский Барс будет обладать и западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, восточной мудростью, и выносливостью». (Послание президента страны Казахстан 2030)
Байтерек
"...В центре мира высится первозданный Кок-Тобе (Синяя небесная
священная Гора), на вершине ее растет Великий Байтерек (буквально -
Могучий Тополь), по четыре ветви которого на каждом ярусе охватывают
весь небесный свод, пронизывая все его уровни. Корни, его проникают через
Все уровни Земли до нижних Вод..." Байтерек - «Древо жизни…» —
уникальный архитектурный комплекс.
Высота сооружения — девяносто семь метров. И это символично,
ведь 1997 год был годом переноса столицы Казахстана в Астану. В
«Байтереке» наиболее органично отражены художественные традиции
Степи, культура древнего Казахстана и философские концепции,
заложенные в самой идее древа, плодами которого выступает жизнь.
«Байтерек» не только символ, но и талисман, который поможет
сохранить в столице и в стране мир, благополучие, взаимопонимание.
Комплекс «Астана-Байтерек» стал символом развития независимого
Казахстана. В «Байтереке» философский, политический и исторический
смысл. Он одновременно и центр мира, в символическом смысле, и центр
Евразии — в географическом. В основу замысла легла прекрасная тюркская
легенда о сказочном древе Байтерек, которое растет на горе Кок-Тюбе среди безбрежного океана. Это
древо — символ жизни, и к нему прилетает священная птица Самрук, чтобы отложить в кроне золотое
яйцо — Солнце, символизирующее начало жизни.
Космогонические представлениях многих народов мира символизирует «мировое древо жизни».
"...Рух (дух) покидает тело за сорок дней до его смерти и, обращаясь в птицу (голубя), прилетает к
Байтереку, на листьях которого, непрерывно опадающих и вырастающих, написаны имена людей, находит
свое и садится. Джан (душа) в виде мухи покидает дом умершего только через сорок дней после его
смерти. По стволу Байтерека спускаются на землю (или поднимаются из-под земли) души и, войдя в
утробы женщин, порождают новую жизнь. Также у животных и растений... Все имеет свои круги..."
На ранних этапах такие башни-столпы являлись святилищами-храмами под открытым небом, у которых
совершали определенные обряды, приносили жертвы, молились о благополучии всего живого и
процветании рода, а захоронение под ними обеспечивало умершему непосредственную связь с небом. В
этой системе раскрывается смысл окружающих башни рвов, как символов Мировых Вод вокруг холмов-
Гор, на которых сооружены такие модели Вселенной.
Слайд 9
Тай – казан
В центре главного зала мавзолея Ходжи Ахмета
Яссави – казандык, стоит бронзовый котел – Тай-казан - ритуальный
казан. Для тюрков казан был символом единения и гостеприимства. Его диаметр — 2,45 метра, вес две тонны. Как гласит легенда, отлит казан из сплава семи металлов: железа, цинка, свинца, олова, красной меди, серебра, золота. Автор тай казана мастер-металлург Абдул-газизу-Шарафутдин-улы аль Тебрези. Казан украшен тремя поясами с растительным орнаментом и витиеватой арабской вязью. Десяти отвесным ручкам мастер придал изящную форму лепестков лотоса. Поверхность туркестанского котла также украшена богатым затейливым эпиграфическим орнаментом.
Котел предназначался для воды. Подслащенная вода из котла раздавалась правоверным после пятничной молитвы, когда происходила общественная поминальная трапеза, во время которой бедные и паломники угощались особым образом приготовленным блюдом – «халим».
Местное предание, как известно, связывает отливку казана с селением Карнак расположенном в 23 км. к северо-западу от средневекового Туркестана.
Дата 20 шавваля 801-го года хиджры, что соответствует 25 июня 1399г. нашего календаря, является “днем рождения” туркестанского тай-казана. И на 25 июня 1999г. приходится 600-летний юбилей этого поистине изумительного творения человеческих рук.