Слайд 1Изображение рельефа на карте
6 класс
Слайд 3Проблемный вопрос.
Что изображено на рисунке?
Слайд 4Большой участок изображен на этом чертеже?
Слайд 5Можно ли на этом чертеже подробно рассмотреть ту местность, которая
изображена? Опишите её.
Слайд 6
Что помогло вам дать точное описание плана местности?
Слайд 7
Что помогло вам дать точное описание плана местности?
Условные знаки
Слайд 8Вы знаете, что на планете есть овраги и холмы, но
карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности?
-
Слайд 9 Вы не можете ответить на этот вопрос, зато вы
сформулировали проблему, которую нужно решить.
Слайд 11О чём идёт речь в этом стихотворении
Люди равнины спросили меня
Зачем
хожу в горы, и что там нашла
Ведь там бесприютность холодных
вершин
Безумство ветров, грозность льдистых пустынь
Но магия утра коснётся хребтов
На бархате синем узор облаков
То видятся астры, а то острова
То чудная рыба по небу плыла…
Слайд 13
Тема урока «Изображение рельефа на карте»
Слайд 14Цель урока
Научиться определять высоту неровностей.
Слайд 15
Так как же изобразить неровности земной поверхности?
Слайд 16
Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне
на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода
поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом водой, который вы купите.
Слайд 17
У нас с вами сейчас 2 версии: затопит или не
затопит.
Почему вы не сможете мне сразу сказать?
Слайд 18
В этом нам с вами может помочь специальный инструмент, который
называется – нивелир.
Слайд 19
Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м, с прикреплённой к
его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к
которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.
Слайд 25Мы нашли высоту склона относительно реки.
Слайд 26Такая высота называется относительной, т.е. превышение по отвесу одной точки
земной поверхности над другой.
Слайд 27Определить высоту точек на земной поверхности можно по отношению друг
к другу.
Сформулируйте определение понятия относительная высота.
Высота одной точки поверхности относительно
другой называется относительной высотой.
Относительная высота
Слайд 28Физкультминутка
Дружно с вами мы решали и активно обсуждали,
А теперь мы
дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на
счет два в локтях согнем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам.
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Я и вы, друзья, вместе дружная 7 - я.
Слайд 30Определить высоту точек на земной поверхности можно не только по
отношению друг к другу, но и по отношению к уровню
моря.
Абсолютная высота
Сформулируйте определение понятия абсолютной высота.
Высота точки над уровнем океана(моря) называется абсолютной высотой.
Относительная высота
Слайд 32Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого
не нужно, это сделали за нас картографы.
Атлас – с.5
Как изображается
там высота местности?
Слайд 33
Представьте, что вы пошли на экскурсию. Придя к холму вам
дали задание: измерить высоту склонов. Вы это сделали, а затем
один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки.
Слайд 34
Один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий
3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре.
Что вы
увидели?
Слайд 35
Один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий
3м и т.д.
Что вы увидели?
Что такое горизонтали?
Слайд 36Горизонтали (изогипсы) – линии на карте имеющие равную высоту.
Горизонтали проводят
через 1, 5, 10, 15, 25, 50м
Слайд 37Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с
ней.
Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.
Слайд 38
Как же нам определить по какому склону легче всего подняться
на вершину?
Слайд 39
Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями.
Чем они ближе
друг к другу, тем склон будет круче и наоборот.
Слайд 41На рисунке изображены холм и яма. Определите какой рисунок куда
относится.
Слайд 42Бергштрихи
Это маленькие чёрточки, проведённые перпендикулярно к горизонталям, которые показывают в
каком направлении склон понижается.
Холм
Яма
Слайд 47Вопросы по атласу с.5
Найдите реку Мечоту и паромную переправу.
Слайд 48Вопросы по атласу с.5
Найдите реку, которая впадает в реку Мечоту.
Слайд 49Вопросы по атласу с.5
Найдите реку, которая впадает в реку Мечоту.
Андога
Слайд 50Вопросы по атласу с.5
В каком направлении она протекает?
Слайд 51Вопросы по атласу с.5
В каком направлении она протекает?
В северном
Слайд 52Вопросы по атласу с.5
Найдите ветряную мельницу. На какой высоте она
находится?
Слайд 53Вопросы по атласу с.5
Найдите ветряную мельницу. На какой высоте она
находится?
154,4м
Слайд 54Вопросы по атласу с.5
А как вы думаете, местность изображённая на
плане ровная или холмистая?
Слайд 55Вопросы по атласу с.5
А как вы думаете, местность изображённая на
плане ровная или холмистая?
Холмистая
Слайд 56Вопросы по атласу с.5
Найдите южный склон этого холма. Какой он
крутой или пологий?
Слайд 57Вопросы по атласу с.5
Найдите южный склон этого холма. Какой он
крутой или пологий?
Пологий
Слайд 58Вопросы по атласу с.5
А северо-западный склон какой?
Слайд 59Вопросы по атласу с.5
А северо-западный склон какой?
Крутой
Слайд 60Вопросы по атласу с.5
Как вы это определили?
Слайд 61Вопросы по атласу с.5
Будет ли виден от ветряной мельницы паром
через реку Мечоту?
Слайд 62Вопросы по атласу с.5
Будет ли виден от ветряной мельницы паром
через реку Мечоту?
Да
Слайд 63Вопросы по атласу с.5
А если наблюдатель будет находится на 153
м восточнее вершины холма. Увидит ли он паром?
Слайд 64Вопросы по атласу с.5
А если наблюдатель будет находится на 153
м восточнее вершины холма. Увидит ли он паром?
Нет
Слайд 65Наглядное представление о рельефе на физических картах дает послойная окраска.
Она
подчёркивает ступени рельефа с разной абсолютной высотой и глубиной.
Слайд 67В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания (работа в парах)
Какая форма
рельефа изображена на рисунке?
Какова абсолютная высота?
Через сколько метров
проведены горизонтали?
Какой склон более крутой?
Слайд 68В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания (работа в парах)
Какая форма
рельефа изображена на рисунке? (холм)
Какова абсолютная высота? (49м)
Через
сколько метров проведены горизонтали? (10м)
Какой склон более крутой? (южный)
Слайд 70Вернемся к началу нашего урока:
Проблема
– Как изобразить неровности на
карте?
Слайд 71Итоги урока
Оцените свое настроение
по итогам урока:
Все
понятно
Остались некоторые вопросы
Требуется
помощь