Слайд 1Культура Саратовского края
в начале XX века
Слайд 2Образование
В начале XX века более трёх четвертей населения губернии
было неграмотным, что соответствовало 22-му месту среди губерний России. Из
400 тысяч детей обучался только каждый четвёртый. В Саратове лишь около половины жителей были грамотными.
Слайд 3
Развитию образования в уездах Саратовской губернии способствовали местные земства. В
1902 году в губернии имелось 524 земские школы. После революции
1905-1907 годов многие земские и городские органы самоуправления разработали программу введения общедоступного начального образования. Хотя война смешала планы, в 1915 году в губернии насчитывалось уже 958 земских школ.
Слайд 5
Недостаточно в губернии было развито и среднее образование. В конце
XIX века в 16 средних учебных заведениях Саратова обучалось 5,5
тысяч человек. Стали открываться гимназии и в уездных городах — Новоузенске, Аткарске, Хвалынске, Балакове, Балашове, Покровске. Были созданы и новые реальные училища в Аткарске, Новоузенске, Петровске, Царицыне и Саратове. Обучение было платным.
Слайд 7
Русская классическая гимназия
Слайд 9Механико-техническое училище. Слесарный цех.
Химико-техническое училище.
Слайд 11
Большим событием в культурной жизни края стало открытие в 1909
году Саратовского университета в составе медицинского факультета. Его возглавил известный
хирург профессор В.И. Разумовский. В 1912 году на базе музыкального училища была открыта консерватория, в 1913 году — высшие сельскохозяйственные курсы и учительский институт.
Слайд 15
К 1917 году в учебных заведениях Саратовской губернии обучалось около
150 тысяч человек, из них в начальных училищах — свыше
90% , в высшей школе — около 0,6% . В целом по губернии народное образование было развито недостаточно. Учебные заведения не могли удовлетворить потребности всех желающих получить образование.
Слайд 16Н а у к а
В Саратове действовало несколько
научных обществ. В 1896 году было образовано физико-медицинское общество, которое
занималось практическими вопросами лечебной медицины. При нём действовали лечебница и родильный дом.
В конце XIX века было открыто общество естествоиспытателей и любителей естествознания с целью изучения растительного и животного мира местного края и популяризации знаний среди населения.
Слайд 17
Была создана Волжская биологическая станция для исследования флоры и фауны
Волги, при которой действовал музей с коллекцией чучел рыб Волжского
бассейна. Продолжали работать и ранее образовавшиеся общества: санитарное, сельского хозяйства, Учёная архивная комиссия и т.д.
Слайд 18А.П.ШЕХУРДИН В НАЧАЛЕ РАБОТЫ НА САРАТОВСКОЙ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ.
Слайд 19На территории НИИСХ установлен памятник А.П.Шехурдину
Слайд 20Саратовский государственный медицинский университет им.В.И.Разумовского.
В.И.Разумовский
Слайд 22Летом 1915 г. началась постройка клиники уха, горла, носа на
средства, пожертвованные профессором Н. П. Симановским, употребившим на это все
свое состояние.
Слайд 25Литература
На рубеже ХIХ-ХХ веков в литературе существовали разные направления. В
эти годы в Саратов приезжали К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб и
другие представители символизма. В городе выступали эгофутурист Игорь Северянин, кубофутуристы Д.Д. Бурлюк и В.В. Маяковский. Представителем акмеизма стал поэт М.А. Кузьмин, прозванный «королём эстетов», автор сборников «Сети», «Осенние озёра» и другие.
Слайд 26
Критический реализм был представлен в произведениях многих писателей. Так, в
местных газетах публиковались рассказы, очерки, театральные рецензии И.А. Салова, уроженца
Балашовского уезда. Многие из его произведений, в которых показана российская действительность, нищета и бесправие трудового крестьянства, написаны на местном материале.
Слайд 27И.А.Салов
Фельетон И.А.Салова в газете «Саратовский листок»
Слайд 28А.Н. Толстой, уроженец Николаевска, на основе заволжских наблюдений написал повести
«Неделя в Туреневе», «Петушок», «Мишука Налымов» («Заволжье)», «Детство Никиты» и
роман «Чудаки».
Слайд 29Л.И. Гумилевский, уроженец Аткарска, на саратовском материале написал рассказ «Млечный
путь», повести «Братья», «Чёрный Яр» и некоторые другие.
Слайд 30В 1913 году началась литературная деятельность
П.В.
Орешина, уроженца Саратова, представителя деревенского направления. После Октябрьской революции были
подготовлены и изданы в Саратове три его поэтических сборника. В творчестве поэта есть стихи, связанные с родными местами: «На Волге», «Зори», «Квасок» и т.д.
Слайд 31Т е а т р
В конце XIX — начале XX
века в Саратове было три театра: городской, частный театр Очкина
и общедоступный. Как правило, городской театр сдавался на один или несколько сезонов антрепренёрам. В нём шли драматические спектакли, оперы и оперетты. Театр купца Очкина сдавался в аренду разным труппам и антрепренёрам. Здесь было всё — от оперы до цирка. Общедоступный театр ставил преимущественно драматические спектакли.
Слайд 32Саратов считался городом со сложившимися театральными традициями, и многие из
актёров стремились сюда. Театральные сезоны проходили ежегодно. Некоторые артистические объединения
двумя труппами. Одна — оперная — половину сезона проводила в одном городе, а вторая — драматическая — в другом, затем они сменяли друг друга.
Слайд 33Театр Очкина
Репертуар саратовских театров отличался большим разнообразием. В них давали
оперы М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.С.
Даргомыжского и др., а также зарубежных композиторов Ш. Гуно, Д. Пуччини, Р. Вагнера, Д. Россини, Д. Верди. В репертуар театров по-прежнему входили пьесы А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, В. Шекспира, но большим успехом пользовались произведения А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, а также известных зарубежных авторов: Г. Ибсена, Г. Зудермана, Г. Гауптмана.
Слайд 34
И.А. Слонов в роли Гамлета
(фото 1918 года)
В.Ф.Комиссаржевская
Слайд 35
Е.П.Шебуева в роли Графини, «Пиковая дама»
Слайд 36Саратовские театры сыграли огромную роль в просвещении широких слоёв населения,
их приобщении к искусству, мировой литературе.
Слайд 37М у з ы к а
Музыкально-просветительская концертная деятельность в
Саратове в начале века и особенно в 1906-1917 годах стала
интенсивнее и насыщеннее.
Саратовское отделение Русского музыкального общества с просветительской целью организовывало симфонические концерты, проводило камерные вечера. В них принимали участие выдающиеся отечественные дирижёры, музыканты, певцы.
Слайд 38
Только в 1912-1917 годах в Саратове состоялось 18 симфонических концертов
и 48 камерных собраний. В целях популяризации музыки при Обществе
народных университетов была создана музыкальная секция, а в конце 1916 года по инициативе профессора Л.И. Рудольфа организуется народная консерватория с хоровым классом и классом элементарной теории музыки.
Слайд 41Изобразительное искусство
Значительную роль в культурной жизни Саратова играл Радищевский художественный
музей. С его участием, а также при содействии Саратовского общества
любителей изящных искусств в начале века заметно оживилась выставочная деятельность. Ряд саратовских художников получил широкую известность.
Слайд 42Василий Васильевич Коновалов
Василий Коновалов родился в 1863 году в
Санкт-Петербурге.
Коновалов с 1878 года учился в Академии Художеств у Павла
Петровича Чистякова. С 1890 года начал участвовать в выставках.
С 1882 по 1906 год Павел Петрович жил в Саратове. Сразу по приезду в Саратов преподавал в Реальном училище, а с 1883 по 1888 год в в созданном им художественном кружке. На базе этого художественного кружка было создано Саратовское общество любителей изящных искусств. Павел Петрович преподавал в Студии живописи и рисования того же общества с 1889 по 1904 год.
Среди его учеников – Виктор Эльпидифоровоич Борисов-Мусатов, Павел Варфоломеевич Кузнецов, Александр Терентьевич Матвеев, Владимир Алексеевич Милашевский, Пётр Саввич Уткин.
Слайд 44Кузьма Сергеевич
Петров-Водкин
Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в
городе Хвалынск Саратовской губернии в семье сапожника.
Кузьма Петров-Водкин Начальное художественное
образование получил благодаря помощи местного купечества. В конце 1890-х учился в Самаре, в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова и в Санкт-Петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Продолжил обучение в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1901). Затем переехал в Москву, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Валентинa Александровичa Серовa. Окончил МУЖВЗ в 1905 году. С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).
В 1911 г. Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства». В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина). Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.
Слайд 45
К.С.Петров-Водкин
«Купание красного коня»
Слайд 46Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870 года в Саратове
в семье железнодорожного служащего.
В возрасте десяти лет поступил в реальное
училище и начал посещать рисовальные классы при Радищевском музее. В 1886 году поступил в Московское училище живописи, в 1891 году перешёл в Петербургскую академию художеств, в 1895 году отправился в Париж, где работал в частной школе Кормона. Выставлял свои произведения на выставках Товарищества московских художников и «Мира искусства».
С 1898 года жил преимущественно в Саратове (летом в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии), а с 1903 года в Подольске и Тарусе.
Слайд 47
«Весна»
В.Э.Борисов-Мусатов
«Автопортрет»
Слайд 48Павел Варфоломеевич Кузнецов
Павел Варфоломеевич Кузнецов Павел Кузнецов родился 17 ноября
1878 года в Саратове в семье иконописца.
Учился Павел в «Студии
живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет с 1891 по 1896 год под руководством Василия Васильевича Коновалова и Г.П. Сальвини-Баракки. Во время учёбы в студии произошла встреча с Виктором Борисовым-Мусатовым. Эта встреча оказала на него серьёзное воздействие, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
В 1897 году Павел Варфоломеевич блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учился первоначально у Абрама Ефимовича Архипова, потом у Константина Алексеевича Коровина и Валентина Александровича Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
Слайд 49
П.В.Кузнецов
«Автопортрет»
«В степи»
Слайд 50Архитектура
В начале XX века архитектура Саратова переживает короткий расцвет, связанный
со стилем модерн, появление которого было вызвано созданием новых материалов,
в частности железобетона. Элементы модерна проникли в оформление общественных, торговых, промышленных зданий.
Слайд 51
В начале прошлого века в Саратове работали архитекторы П.М. Зыбин,
С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин и др. В архитектуре города широко
представлены созданные ими здания.
Слайд 52П.М. Зыбин является автором зданий городского общественного банка, расположенного на
Театральной площади, 13 — сегодня это городской Дворец творчества юных,
с ярко выраженными чертами неоклассицизма — одного из архитектурных течений модерна. Другим хорошим примером работ Зыбина является всем известная храм-часовня «Утоли моя печали».
Слайд 53
П.М. Зыбин
Утоли моя печали
Городской общественный банк
Железнодорожный вокзал
Слайд 54
Детищем С.А. Каллистратова стала консерватория. Он перестроил дом музыкального училища,
придав ему вид готического сооружения. Такой приём в архитектуре получил
название неоготики. Здание консерватории стало одним из символов Саратова.
Слайд 55К произведениям архитектуры следует отнести ансамбль университетских зданий в неоклассическом
стиле на улице Астраханской, 83, автором которого является К.Л. Мюфке.
По его проектам построен и клинический городок университета - 3-я городская больница, на улице Б. Садовая.
Слайд 57
Появление в городе новых учреждений, банков, промышленных предприятий требовало нового
жилья для служащих. Начинается строительство доходных домов с почти одинаковыми
квартирами, в которых нет парадных комнат, анфилады гостиных. Все квартиры объединены одной лестницей с общим входом. Наиболее выразительны доходные дома Пташкина, Яхимовича, Ананьина.
Слайд 59Поиски нового коснулись и торговых зданий. В 1914-1916 годах В.А.
Люкшин выстроил по собственному проекту здание Крытого рынка. До сего
времени рынок является одним из лучших зданий подобного типа.
Слайд 60Таким образом, в начале XX века сложился новый облик Саратова.
По понятиям того времени, он считался городом благоустроенным, который в
путеводителях именовали «столицей Поволжья».
Слайд 61Большой популярностью пользовались у саратовского зрителя цирковые представления и киносеансы.
Почти
ежегодно в Саратове гастролировал первый русский цирк братьев Никитиных. Братья
Никитины были детьми дворового одного из саратовских помещиков. К концу XIX в. они стали крупными предпринимателями, владельцами около 30 каменных и деревянных зданий цирков в городах России. В Саратове они устраивали летний деревянный балаган с брезентовой крышей. На Никитиных были вынуждены работать другие антрепренёры (менеджеры).
Цирк и кинематограф
Слайд 63
Хотя первый киносеанс состоялся в Саратове 18 мая 1897года, первый
синематограф появился в 1906 году. Синематографы превратились в доходную отрасль
и открывались мещанами, крестьянами, домовладельцами и т. д. Они довольно часто меняли свои названия и владельцев.
Слайд 64
В среднем в Саратове имелось 20-25 киноустановок, в уездах губернии
— до 25. В Саратове с наибольшей известностью пользовались кинотеатры
«Мишель», «Художественный театр», «Мурава», «Арс».
Программа киносеанса включала 3-5 картин разного содержания. Фильм сопровождался игрой на шарманке или на пианино. На экранах города показывали кинохронику, художественные, учебные, научные фильмы. Отечественные кинокартины были экранизацией литературных произведений. Успехом пользовались и исторические ленты.