Разделы презентаций


Правила использования водных ресурсов водохранилищ

Содержание

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙРежим регулирования стока и использования водных ресурсов крупных водохранилищ РФ определен несколько десятилетий назад, постоянно уточняется и совершенствуется, является предметом пристального внимания ученых

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ «ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ВОДОХРАНИЛИЩ» по материалам методических

указаний «АССОЦИАЦИИ ГИДРОПРОЕКТ» и действующих методических указаний Ответственные исполнители разработки

«правил»: д.т.н., проф. Асарин А.Е., к.т.н. Бестужева К.Н.


Зав. кафедрой комплексного использования ФГОУ ВПО
МГУприродообустройства Раткович Л.Д.

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ  «ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ВОДОХРАНИЛИЩ»   по материалам методических указаний  «АССОЦИАЦИИ ГИДРОПРОЕКТ»

Слайд 2ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Режим регулирования стока

и использования водных ресурсов крупных водохранилищ РФ определен несколько десятилетий

назад, постоянно уточняется и совершенствуется, является предметом пристального внимания ученых и специалистов в области водохозяйственного и энергетического строительства
«Методические указания» регламентируют структуру и содержание документа «Правила использования водных ресурсов водохранилищ»
Задают порядок его разработки
Определяют состав необходимых исходных данных, включая требования водопользователей к режиму бьефов гидроузла, методику основных расчетов, а также порядок согласования документа.
Предназначены для заказчиков и разработчиков документа «Правила использования водных ресурсов» изолированных водохранилищ и каскадов водохранилищ.
ЦЕЛЬ  И  ЗАДАЧИ   МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙРежим регулирования стока и использования водных ресурсов крупных водохранилищ

Слайд 3ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ «ПРАВИЛ»
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации

использование и охрана водных ресурсов водохранилищ осуществляется в соответствии с

требованиями, согласованными с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, государственным органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов и другими заинтересованными органами управления
правила регламентируют режим наполнения и сработки водохранилищ, порядок пропуска половодий и паводков, размеры попусков в нижний бьеф гидроузла
«Правила» подлежат пересмотру по мере накопления опыта эксплуатации, изменения водохозяйственной обстановки, экологических требований к режиму использования стока, но не реже, чем один раз в 10-12 лет. Как разработка, так и пересмотр «Правил» требуют выполнения значительного объема специальных расчетов.
в настоящее время основным документом, регламентирующим принципы и методы управления стоком рек с максимально возможным учетом интересов водопользователей и безопасности подпорных сооружений гидроузла, населения и хозяйства в его нижнем бьефе, в настоящее время являются «Основные правила или Основные положения правил использования водных ресурсов» водохранилищ. Вновь составляемые или пересматриваемые документы именуются «Правила использования водных ресурсов».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ «ПРАВИЛ»В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации использование и охрана водных ресурсов водохранилищ осуществляется

Слайд 4История вопроса
История разработки и применения «Правил» насчитывает около четырех

десятилетий. В конце 1950-х гг. было разработано, а в 1961

г. – утверждено «Положение о порядке использования водных ресурсов водохранилищ РСФСР (Госводхоз РСФСР. РВ-1-61). В нем указывалось, что «руководящим документом по использованию водных ресурсов водохранилищ в нормальных эксплуатационных условиях должны быть «Основные положения правил использования водных ресурсов» конкретного водохранилища. В 1960-е гг. были разработаны «Основные положения правил» десятков водохранилищ, в том числе крупнейших: Волжско-Камского и Ангаро-Енисейского каскадов гидроузлов, Цимлянского гидроузла на р.Дон и других. Из последних документов основным являются методические указания по разработке «Правил использования водных ресурсов водохранилищ»
История  вопросаИстория разработки и применения «Правил» насчитывает около четырех десятилетий. В конце 1950-х гг. было разработано,

Слайд 5 Экологические и санитарные требования к режиму работы водохранилищ и

их учет в «Правилах»
Общие положения

сохранению безопасных условий проживания населения

сохранению

наземных экосистем (растительность и животный мир)

сохранению водных экосистем (качество воды, гидробионты, ихтиофауна)

Водохранилище

Нижний бьеф гидроузла
Экологические и санитарные требования к режиму работы водохранилищ и  их учет в «Правилах»Общие положения сохранению

Слайд 6Экологические требования и их учет в «Правилах использования водных ресурсов

водохранилищ»
Воздействие водохранилищ гидроузлов на окружающую среду в процессе эксплуатации в

значительной степени определяется режимом использования водных ресурсов.
Необходимость поддержания санитарного состояния воды в реке может противоречить оптимальному использованию водных ресурсов в интересах других компонентов. Например, принятый в проекте режим использования водных ресурсов Камского водохранилища на р. Каме и Куйбышевского водохранилища на р.Волге в межень является оптимальным для гидроэнергетики. В настоящее время он изменен с целью обеспечения постоянных в течение суток санитарных попусков в нижние бьефы гидроузлов, предотвращающих вызываемые ветром противотечения. При отсутствии этих попусков в водозаборные сооружения попадали сточные воды нижележащих населенных мест и промышленных предприятий.
В целях предотвращения истощения водных ресурсов и деградации водных экосистем предельно допустимый объем ежегодного безвозвратного изъятия воды из водохранилища (в сумме с потерями воды на дополнительное испарение) не должен превышать (10 – 20) % от среднемноголетнего годового стока реки в створе гидроузла
Экологические требования и их учет в  «Правилах использования водных ресурсов водохранилищ»Воздействие водохранилищ гидроузлов на окружающую среду

Слайд 7 Экологические и санитарные требования к режиму работы водохранилищ
Во избежание

негативных явлений, обусловленных зимней сработкой водохранилища, следует ограничить для верхних

слоев водохранилища (до 5 м) скорость сработки до 0,3 м/сутки. Более глубокие слои должны срабатываться со скоростью не более 1 м в сутки.
Основные экологические требования по нижнему бьефу гидроузла сводятся к обеспечению расходов воды, гарантирующих бесперебойную работу питьевых водозаборов, благоприятные условия для культурно-бытового водопользования населения и сохранность биоценозов.
Размеры санитарных попусков регламентируются рядом документов различных ведомств, требования которых не всегда совпадают. Одни документы требуют, чтобы минимальный санитарный попуск был не менее минимального среднесуточного расхода воды в реке при бытовом гидрологическом режиме летней и зимней межени года 95% обеспеченности, другие – чтобы минимальный расход воды зарегулированных рек соответствовал установленному гарантированному расходу воды в нижнем бьефе гидроузла с обеспечением кратности разбавления сточных вод в контрольном створе водопользования до нормативов, установленных для данного водного объекта.
Ведомственный документ МПР России «Временные методические рекомендации по установлению минимально допустимых расходов воды в реках для оценки возможных изъятий водных ресурсов», выдвигает аналогичные требования к минимально допустимым расходам воды в реках. Кроме того, указанный документ требует, чтобы для обеспечения промывки и обводнения поймы в весенний период в нижний бьеф гидроузла поступало не менее 20% объема стока половодья года 75-95%

Экологические и санитарные требования к режиму работы водохранилищ  Во избежание негативных явлений, обусловленных зимней сработкой

Слайд 8ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В НИЖНЕМ БЬЕФЕ
обеспечение условий воспроизводства и сохранения запасов

ценных рыб, включая их кормовую базу
прибрежные территории (обводнение поймы, сохранение

ценных биоценозов и ландшафтов)
особо охраняемые территории, требующие сохранения наиболее комфортного водного режима
предотвращение занесения либо чрезмерного размыва русла или развития эрозионных процессов по берегам
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В НИЖНЕМ БЬЕФЕобеспечение условий воспроизводства и сохранения запасов ценных рыб, включая их кормовую базуприбрежные территории

Слайд 9«Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической

ситуации и зон экологического бедствия»
Водный кодекс РФ предписывает необходимость установления

для водных объектов допустимого объема безвозвратного изъятия поверхностного стока (10-20) % от среднемноголетнего
превышение объема безвозвратного изъятия до двух раз по сравнению с указанными значениями расценивается как чрезвычайная экологическая ситуация
превышение объема безвозвратного водопотребления более двух раз рассматривается как экологическое бедствие
Для водохранилищ, которые в установленном порядке отнесены к водным объектам преимущественного использования для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, правила использования водных ресурсов устанавливаются исходя из приоритетного соблюдения требований рыбного хозяйства
«Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия»Водный кодекс РФ

Слайд 10Вопросы использования водохранилищ для противопаводковой защиты
Проблема определения противопаводковой роли проектируемых

и существующих водохранилищ РФ и необходимость ее специального рассмотрения при

разработке или пересмотре «Правил» связана :
с ущербами от наводнений
отклонением от проектного режима отдельных гидроузлов и их каскадов
В нижних бьефах ряда крупных гидроузлов проводилось интенсивное освоение и застройка пойменных земель, которые в естественных условиях затоплялись каждые 3-5 лет. Для предотвращения затопления этих территорий в относительно невысокие половодья приходится резко снижать сбросные расходы воды путем форсировки уровня водохранилищ сверх НПУ, что согласно проектам гидроузлов 1-го и 2-го классов и правилам использования водных ресурсов их водохранилищ допускается лишь в экстремальные половодья (повторяемостью один раз в 1000 и 10000 лет).


Вопросы использования водохранилищ для противопаводковой защитыПроблема определения противопаводковой роли проектируемых и существующих водохранилищ РФ и необходимость ее

Слайд 11ЗОНЫ ВРЕМЕННОГО ЗАТОПЛЕНИЯ
Условия затопления регламентированы. При наличии ценных земель

продолжительность затопления Т

м


НПУ

ФПУ 5 %

с/х и лесные угодья
ФПУ 5% + 0.5 м

ЗОНЫ ВРЕМЕННОГО ЗАТОПЛЕНИЯ Условия затопления регламентированы. При наличии ценных земель продолжительность затопления Т

Слайд 12 Учет в «Правилах» требований участников ВХК
Водоснабжение

Тепловая и атомная энергетика



Рыбное хозяйство

Гидроэнергетика

Водный транспорт и лесосплав

Сельское хозяйство

Рекреация

Учет в «Правилах» требований участников ВХК Водоснабжение Тепловая и атомная энергетика Рыбное хозяйство Гидроэнергетика Водный транспорт

Слайд 13ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО РУСЛУ И ДОЛИНЕ РЕКИ
схематический план реки и

береговой полосы на участке ожидаемого воздействия гидроузла на водный режим;
продольный

профиль реки на том же участке с отметками дна и водной поверхности;
перечень водозаборов с указанием расстояния до створа плотины, допустимыми максимальным и минимальным уровнями воды;
система кривых связи расходов и уровней воды с указанием отметок выхода воды на пойму;
поперечные профили русла и поймы реки в опорных створах;
характеристика застройки и хозяйственного использования прибрежной полосы, последствий их затопления.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО РУСЛУ И  ДОЛИНЕ РЕКИсхематический план реки и береговой полосы на участке ожидаемого воздействия

Слайд 14ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ВХР,

ВЭР И ГР
“Водный кодекс Российской Федерации”
Федеральный закон «О безопасности

гидротехнических сооружений»
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке эксплуатации водохранилищ»
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов»
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов»
СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления»
Другие СНиП, СанПиН

ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ  ВХР, ВЭР И ГР“Водный кодекс Российской Федерации”

Слайд 15Гидротехнические сооружения
В «Правилах» должны быть приведены общие сведения о

гидроузле (компоновка, состав и параметры подпорных сооружений и т.п.) и

характеристика фактической пропускной способности всех водопропускных сооружений гидроузла (в графическом виде и в виде интерполяционных таблиц)

Водосбросной фронт индивидуален для каждого г/у и представлен : поверхностными и донными водосбросами; шлюзами; рыбопропускными сооружениями

Гидротехнические сооружения В «Правилах» должны быть приведены общие сведения о гидроузле (компоновка, состав и параметры подпорных сооружений

Слайд 16К ВОПРОСУ ПРАВИЛ УПРАВЛЕНИЯ
Главная функция гидроузла с ГЭС - это

использование притока воды, обеспечивающее получение максимальной энергоотдачи при заданной надежности

электроснабжения потребителей.
Главная функция комплексного гидроузла - это использование водного ресурса водохранилища вместе с притоком, обеспечивающее получение максимальной водоотдачи с учетом установленной системы приоритетов и критериев покрытия требований к воде всех участников ВХК, включая санитарно-экологическую составляющую.
Важнейшим требованием к функционированию каждого гидроузла является обеспечение его безопасности и безопасности населения и хозяйства в верхнем и нижнем бьефах.
Диспетчерские графики и правила определяют основное содержание “Правил использования водных ресурсов водохранилищ гидроузлов электростанций”. Основными элементами диспетчерских графиков являются отметки уровней воды в водохранилище у плотины в конце межени и половодья.
Диспетчерский график должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить:
нормативную надежность гарантированной энерго и водоотдачи;
максимально возможную среднюю многолетнюю выработку электроэнергии ГЭС;
постепенное уменьшение энерго и водоотдачи по мере сокращения запаса воды в водохранилище для предотвращения глубоких перебоев в крайне маловодных условиях.
К ВОПРОСУ ПРАВИЛ УПРАВЛЕНИЯГлавная функция гидроузла с ГЭС - это использование притока воды, обеспечивающее получение максимальной энергоотдачи

Слайд 17СМЫСЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДП
Диспетчерские правила регулирования стока позволяют в условиях неопределенности

исходной гидрологической информации, т.е. при недостаточной заблаговременности и точности долгосрочных

гидрологических прогнозов, осуществлять оптимальное управление функционированием каскадов и их объединений в энергосистемах
СМЫСЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДПДиспетчерские правила регулирования стока позволяют в условиях неопределенности исходной гидрологической информации, т.е. при недостаточной заблаговременности

Слайд 18Порядок использования диспетчерских графиков:
на поле диспетчерского графика наносится Zв.б.i(нач.) и

определяется зона, в которой будет работать гидроузел в этот интервал

времени;
назначаются средние за интервал Qн.б.i (и/или отбор из верхнего бьефа) или Ni ГЭС в соответствии с диспетчерской зоной, в которой окажется вышеуказанная отметка воды в водохранилище (у плотины);
определяется Zв.б.i(конечн.);
проверяется, в какой зоне диспетчерского графика оказывается вычисленная Zв.б.i(конечн.): если зона графика по сравнению с первоначальной не изменяется, то расчет для данного интервала заканчивается, если изменяется, то уточняется первоначальное значение Qн.б.i (и/или отбор из верхнего бьефа) или Ni ГЭС;
повторяется расчет для Qн.б.i (и/или отбора из верхнего бьефа) или Ni ГЭС, соответствующих зоне, куда попадает Zв.б.i(конечн.); если и при этом конечная отметка воды в водохранилище вновь попадает в первоначальную зону графика, то Zв.б.i(конечн.) в данном интервале назначается равным отметке на границе зон и вычисляется промежуточное значение средних за расчетный интервал Qн.б.i (и/или отбор из верхнего бьефа) или Ni ГЭС.
Порядок использования диспетчерских графиков: на поле диспетчерского графика наносится Zв.б.i(нач.) и определяется зона, в которой будет работать

Слайд 19Специальные гидравлические расчеты
Необходимость расчетов обусловлена необходимостью уточнения, по сравнению

с проектными данными, гидравлических характеристик русла реки в верхнем и

нижнем бьефах (поперечных сечений, уклонов дна, коэффициентов шероховатости);
изменением требований к предельным уровням воды во всей зоне водохранилища и диапазону колебаний уровней воды в нижнем бьефе гидроузла
расчеты пропуска высоких половодий через гидроузел или каскад гидроузлов, кривых свободной поверхности (кривых подпора) водохранилищ и уровней воды в верхнем и нижнем бьефах гидроузла при суточном и недельном регулировании мощности ГЭС, при котором имеет место неустановившееся движение воды.
Специальные гидравлические расчеты Необходимость расчетов обусловлена необходимостью уточнения, по сравнению с проектными данными, гидравлических характеристик русла реки

Слайд 20СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
Общая часть
Порядок переработки
Экстремальные и непредвиденные обстоятельства
Гидротехнические сооружения, естественные

водные ресурсы, требования водопользователей, нормативные

уровни и расходы воды
Управление водным режимом
Гидрометеорологическое обеспечение
Порядок согласования и утверждения «Правил использования водных ресурсов» водохранилища

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТАОбщая частьПорядок переработкиЭкстремальные и непредвиденные обстоятельства Гидротехнические сооружения, естественные водные ресурсы,

Слайд 21ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ «ПРАВИЛ»
Проектные, научно-исследовательские, эксплуатирующие или какие-либо другие организации (разработчики)

составляют проект первой редакции «Правил использования водных ресурсов» водохранилищ и

Пояснительной записки к нему.

2. Проект первой редакции Правил и Пояснительной записки передаются:
Заказчику, финансирующему работу
в Росводресурсы МПР России
администрации субъектов федерации

3. Обобщение данных и экспертиза в РОСВОДРЕСУРСАХ

ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ «ПРАВИЛ»Проектные, научно-исследовательские, эксплуатирующие или какие-либо другие организации (разработчики) составляют проект первой редакции «Правил использования водных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика