Слайд 1Региональная политика в Бразилии
Сенатор Тассо Жерейссати (2003-2010 гг.)
Бывший губернатор штата
Сеара (Северо-восточный регион Бразилии)
Совместный семинар России и Всемирного банка «Стратегии
регионального развития», 31 марта 2008 г.
Слайд 2Введение
→Эта презентация состоит из двух частей:
В первой части я
рассказываю о региональном развитии в Бразилии и новой концепции региональной
политики, разработанной мной совместно с другими членами бразильского Сената.
Во второй части я показываю, как правительство бедного штата может проводить политику, стимулирующую развитие, даже в отсутствие активной поддержки со стороны федеральных властей. Эта часть презентации опирается на опыт моей работы в качестве губернатора штата Сеара в Северо-восточном регионе Бразилии (1985-89 гг., 1995-98 гг. и 1999-02 гг.).
Слайд 3Часть I. Региональная политика в Бразилии
Территория Бразилии разделена на пять
регионов. Два региона – Северный и Северо-восточный – по-прежнему значительно
отстают от общенационального среднего уровня по показателям социально-экономического развития.
На долю Юго-восточного региона, где проживают 42% населения страны, приходится 58% ВВП Бразилии, в то время как вклад Северо-восточного региона, где проживают 28% населения, составляет всего лишь 13%.
Объем ВВП на душу населения в Северо-восточном регионе составляет 47% от среднего показателя по стране, а в Северном регионе – 66%. Эти два региона характеризуются самым высоким уровнем бедности в Бразилии.
Слайд 4МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В БРАЗИЛИИ
Слайд 5 Индекс человеческого развития (ИЧР)
на муниципальном уровне: 2000 г.
Районы с
самыми низкими показателями ИЧР (красный цвет) находятся в Северном и
Северо-восточном регионах
Слайд 6Три этапа бразильской политики регионального развития
Первый этап
(1960-е – 1980-е годы): основным направлением региональной политики было предоставление
венчурного капитала для финансирования новых инвестиций в бедных регионах.
Правительство создало три региональных фонда венчурного капитала для финансирования новых инвестиций в трех беднейших регионах страны – Северном, Северо-восточном и Центрально-западном.
Средствами этих фондов управляли три региональных агентства развития – по одному в каждом бедном регионе (СУДАМ, СУДЕНЕ и СУДЕКО). В своей политике эти региональные агентства учитывали также предложения губернаторов штатов.
Эти фонды и соответствующая региональная политика неплохо работали вплоть до середины 1980-х годов. В 1990-е годы региональные агентства развития были постепенно ликвидированы, а фонды венчурного капитала упразднены.
Слайд 7 Второй этап (1988-2003 гг.): региональная политика предусматривала предоставление субсидированных кредитов
частным предприятиям и увеличение денежных выплат бедному населению.
В соответствии
с Конституцией Бразилии были созданы три новых региональных фонда финансовой поддержки (ФНЕ, ФНО и ФСО) и разработаны многочисленные программы, предусматривавшие выплату денежных пособий населению.
Новые региональные фонды финансовой поддержки стали предоставлять субсидированные кредиты для финансирования инвестиций в Северном, Северо-восточном и Центрально-западном регионах.
Государство постепенно увеличивало денежные выплаты бедному населению – сельским работникам и пожилым людям.
Слайд 8Денежные выплаты были основным направлением бразильской региональной политики в 1990-е
годы. Некоторые экономисты называли такую политику “ростом непродуктивной экономики”.
В
этих условиях между бразильскими штатами возникла острая конкуренция за привлечение инвестиций из Южного и Юго-восточного регионов Бразилии.
Правительства штатов стали предоставлять налоговые льготы за счет собственных доходов, чтобы привлечь новые инвестиции из Южного и Юго-восточного регионов Бразилии → “Фискальные войны”
Слайд 9 Третий этап (2006-2008 гг.): разработка новой региональной политики.
В течение президентского
срока Луиша Инасиу Лула да Силва (2003-2010 гг.) правительство решило
возродить региональные агентства развития. Однако это решение до сих пор не выполнено.
Работая в бразильском Сенате, мы старались возродить региональные агентства развития, руководствуясь идеей о том, что современная региональная политика предусматривает инвестиции в население бедных регионов (здравоохранение и образование), увеличение объема инвестиций в инфраструктуру, а также предоставление субсидированных кредитов для финансирования новых инвестиций.
Закон о создании агентств регионального развития был утвержден в конце 2006 г., однако правительство наложило вето на многие инновации, одобренные Сенатом, включая формирование нового фонда венчурного капитала для финансирования важных инвестиционных проектов в Северном, Северо-восточном и Центрально-западном регионах Бразилии.
Слайд 10Сенат потребовал, чтобы федеральное правительство разработало многолетний план регионального развития
с конкретными плановыми показателями в области социально-экономического развития (ВВП на
душу населения, средняя продолжительность обучения в школе, младенческая смертность, обеспеченность канализацией и т.д.).
Идея заключалась в том, чтобы агентства регионального развития проводили ежегодную оценку того, в какой степени социально-экономические показатели штатов и регионов приближаются к общенациональному среднему уровню. В отсутствие такого сближения федеральное правительство должно было бы принимать дополнительные меры, чтобы эти цифры соответствовали плановым показателям, установленным в региональном плане развития.
Эта идея аналогична Целям развития тысячелетия, которые были приняты ООН. Однако эта концепция региональной политики, одобренная бразильским Конгрессом в конце 2006 г., до сих пор не реализована.
Слайд 11Как обстоят дела сегодня (2008 г.)?
Сейчас в Сенате обсуждается налоговая
реформа, которая должна ограничить для штатов стимулы к привлечению новых
инвестиций.
Однако я убежден в том, что формирование политической коалиции, необходимой для утверждения налоговой реформы, будет зависеть от твердости намерений федерального правительства в части предоставления средств для финансирования регионального развития.
Несмотря на недавнее возрождение региональных агентств развития, мы все еще пытаемся убедить федеральное правительство Бразилии в необходимости реального осуществления новых идей, заложенных в законе, который был одобрен Сенатом.
Региональная политика должна идти дальше денежных выплат. Помимо этого, она должна предусматривать увеличение объема государственных инвестиций в бедных регионах наряду с предоставлением стимулов к росту частных инвестиций. К сожалению, денежные выплаты бедному населению сами по себе не создадут новых рабочих мест в развивающихся регионах.
Слайд 12Часть II. Местная политика развития
Сеара – это бедный штат на
северо-востоке Бразилии, который является беднейшим регионом страны.
По объему ВВП на
душу населения (2005 г.) Сеара относится к пяти самым отсталым из 27 штатов Бразилии.
Несмотря на то, что это бедный штат, расположенный в бедном регионе, он демонстрирует впечатляющий прогресс в части достижения показателей социально-экономического развития.
Слайд 13Важные показатели
Средняя продолжительность жизни в Сеаре не менялась в
течение 40 лет (1940-1980 гг.) и составляла 46 лет. Однако,
начиная с середины 1980-х годов, этот показатель неуклонно растет и в 2005 г. достиг 70 лет.
Младенческая смертность: в 1980-х годах младенческая смертность в Сеаре составляла 102 случая на 1 000 (число смертельных исходов на 1 000 детей, родившихся живыми). Это был один из худших показателей в Латинской Америке. К моменту моего ухода из правительства эта цифра снизилась до 35,1, а в 2006 г. достигла 30,8. В Бразилии это было самое резкое сокращение младенческой смертности, и штат Сеара получил награду ЮНИСЕФ.
Слайд 14Средняя продолжительность обучения в школе: Средняя продолжительность обучения в школе
в штате Сеара увеличилась с 3,4 лет в 1992 г.
до 5,1 лет в 2005 г.
Доля семей, имеющих электрифицированное жилье, возросла с 65,4% в 1992 г. до 95,6% в 2005 г.
В 1990-х годах штат Сеара обогнал и весь Северо-восточный регион, и Бразилию в целом по темпам роста ВВП. Такой стремительный экономический рост сопровождался резким падением уровня бедности и быстрым ростом ИЧР.
Слайд 15Темпы роста ВВП (1985-2005 гг.) в штате Сеара и Бразилии
в целом (% в год) в среднем за 5 лет
Слайд 16Темпы роста Индекса человеческого развития и падения уровня бедности
Слайд 17
Индекс человеческого развития (ИЧР) в штате Сеара
Уровень бедности в штате
Сеара
Слайд 18Чем объясняется прогресс в социально-экономическом развитии штата Сеара в период
с 1986 по 2005 гг.?
В 1980-х годах наше правительство провело
грандиозную реформу налогово-бюджетной системы. Благодаря этой реформе, правительство смогло увеличить ассигнования на социальную политику и осуществить новые инвестиции в инфраструктуру.
В течение первого срока своего пребывания в должности губернатора штата я вместе с местными советами осуществил программу профилактики здоровья населения.
Я также профинансировал большой объем инвестиций в образование.
Я проводил активную политику привлечения новых инвестиций в Сеару, предоставляя налоговые льготы тем, кто осуществлял новые инвестиции в промышленности.
Слайд 19Реформа налогово-бюджетной системы (1986-1990 гг.)
Программа профилактики здоровья населения (1987 г.)
Было
сокращено число госслужащих; многие из них даже не существовали в
реальной жизни, но числились в штатном расписании государственных органов
Правительство штата наняло новых налоговых инспекторов, чтобы улучшить собираемость налогов
Штат Сеара первым в Бразилии заключил с федеральным правительством соглашение о продлении сроков погашения долга штата
Доходы от приватизации предприятий, принадлежавших штату, были использованы не для текущего потребления, а для финансирования инвестиций в инфраструктуру
Программа предусматривала тесное сотрудничество правительства штата и местных советов
Правительство штата предоставило городам финансовые ресурсы для найма медицинских агентов
Медицинские агенты – это местные неквалифицированные рабочие, прошедшие специальную подготовку, чтобы обучать местные домохозяйства основам медицинской помощи и профилактики здоровья
В 1990-х годах федеральное правительство тиражировало эту программу во всех штатах Бразилии
Слайд 20Реформа системы образования
Экономические стимулы, предназначенные для привлечения новых инвестиций (1990-2002
гг.)
Правительства штата и муниципалитеты наняли 30 тыс. новых преподавателей
Власти штата
начали осуществление широкомасштабной программы подготовки всех преподавателей, работавших в штате (бакалавриат и магистратура)
В штате была разработана программа оценки государственных школ и учащихся
Штат усилил контроль над государственными школами со стороны местного сообщества (местные советы)
Правительство штата стало предоставлять налоговые льготы тем, кто осуществлял новые инвестиции
Налоговые льготы не привели к сокращению доходов штата, поскольку новые инвестиции обеспечили рост налогов
У предприятий, размещавшихся в сельской местности, налоговые льготы были больше
Сегодня штат Сеара опережает все остальные штаты Северо-восточного региона по численности рабочей силы в промышленном секторе
Слайд 21Заключение
Местные правительства смогут внести вклад в местное развитие, если им
удастся получить средства для финансирования образования и здравоохранения и привлечь
новые инвестиции.
Однако всему есть предел. Каким бы хорошим ни было местное правительство, бедному штату потребуется помощь со стороны федерального правительства, чтобы стимулировать развитие.
Я считаю, что нам следует изучить региональную политику Европейского союза. В ЕС есть три разных фонда для финансирования инвестиций в образование, инфраструктуру и привлечение новых частных инвестиций в отстающие регионы. Бразилии и России нужно следовать этому примеру.
Слайд 22
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Сенатор Тассо Жерейссати
http://www.senado.gov.br