Слайд 2Содержание
История (Первобытная эпоха, албанское государство, исламские княжества , новая
история)
Праздники;
Культура;
Традиции, быт;
Кухня;
Народные промыслы;
Фольклор;
Жилище.
Слайд 4Территория Дагестана обжита человеком с древнейших времён. Именно здесь недавно были обнаружены
древнейшие на территории РФ следы пребывания первобытного человека возрастом не
менее 1,4 млн.лет (Айникаб-1 в Акушинском районе, Ругуджа в Гунибском районе).
Слайд 6Албанцы упоминаюется в числе союзников Ахеменидской Персии в битве при Гавгамелах IV веке до
н. э., которым на своём фланге удалось прорвать строй македонцев
и разграбить лагерь Александра.
Страбон пишет, что «албанцы говорили на 26 языках и образовывали несколько федераций со своими царями, но теперь над всеми племенами стоит один царь»[2][3]. В I веке до н. э. народы Албании вместе с народами Армении и Грузии вели героическую борьбу против вторжений древних римлян в Закавказье.
Территория Кавказской Албании в ходе исторического процесса определялась исследователями по-разному. С. В. Юшков согласно указаниям Страбона, Плиния и Птолемея заключает что древняя Албания занимала территорию современных Азербайджана и Дагестана, ссылаясь на то что к северу от албанов находились скифосарматские племена, обитавшие на равнинах Северного Кавказа
Согласно историку М. Г. Магомедову: «Птолемей упоминает о 29 городах и крупных населенных пунктах в Албании. Среди них особо выделены четыре крупных города: Телеба — в устье реки Герр; Гелда — в устье реки Кесия; Албана — в устье реки Албана; Гетеры — в устье реки Кир. Остатки этих городов, за исключением Гетеры, сохранились на территории Дагестана. Они являлись наиболее значительными культурно-экономическими центрами Кавказской Албании. С достаточной уверенностью они могут быть отождествлены с остатками древних городов, обнаруженных и исследованных археологами в Прикаспие»[
Слайд 8В XI веке в бывшем Гумуке усиливается возникшая здесь по преданию ещё
в VIII веке мусульманская партия которая способствует в утверждении ислама в Дагестане.
Образовавшееся на рубеже XI-XII веков мусульманское царство со столицей в Кази-Кумухе начинает играть важную роль в духовной и политической жизни Дагестана. Наряду с Казикумухским шамхальством в Дагестане также выдвигаются ряд других политических образований как Табасаранское майсумство, Цахурское владение, Аварское нуцальство и Кайтагское уцмийствоНароды Дагестана приобщаются к наиболее развитой в средневековье мусульманской цивилизации.
Слайд 9Период новой истории. Государственное устройство.
Слайд 10В начале XVII века шамхалы окончательно перебираются из Гази-Кумуха в свою зимнюю
резиденцию Тарки, что в значительной степени подстегнуло центробежные тенденции не
только на окраинах государства, но и в самом Гази-Кумухе, приведя сперва к феодальной смуте и раздробленности, и затем к ослаблению власти феодалов и усилению революционно настроенных буржуазно-демократических сил, которым в середине XVII века удалось в целом ряде областей свергнуть власть феодалов и перейти к республиканской системе управления, сформировав органы самоуправления.
Слайд 11Гражданско-демократические органы самоуправления, функционировавшие на уровне сельской общины (джамаат), округа
(союз джамаатов), республик (союз союзных джамаатов), состояли из схода всех
мужчин общины старше 15 лет (джамаат), совета старшин тухумов (не путать со старейшинами), окружного шариатского судьи (кади), только на втором и третьем уровне, на 1 уровне дела разбирались мировыми (маслиат) судьями на основе обычного права (адат), глашатая (мангуш, чауш), судебных-исполнителей. Две последние категории должностных лиц регулярно замещались и вместе с кади, получали жалованье из штрафных поступлений. В областях, где феодалы всё же уцелели вскоре также сформировались совершенно аналогичные структуры, которые, однако, здесь делились частью полицейских функций с феодальной гвардией нукеров, в основном из рабов-гулямов, и диваном — правительственным советом и верховным судом при феодальном правителе.
В Дагестане располагаются такие независимые владения как: Рутульское, Элисуйское,Казикумухское, Аварское, Табасаранское, Мехтулинское, Тарковское, Дербентское, Эндирейское,Ахтыпаринское, Докузпаринское, Алтыпаринское, Андалальское, Бамматулинское, Кайтагское.
Слайд 13Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут на
себе особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят
хинкал, который подается как первое или второе блюдо, но всегда можно определить, каково его происхождение. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из разных трав, творога, овощей, яиц, и гурманы, понимающие толк в дагестанской кухне, никогда не ошибутся, какой национальности повар готовил это блюдо. Таких примеров можно привести множество.
Слайд 14Хинкал с чесноком.
Хинкал тасабардинский
Суп из баранины с чуреком;
Чучу(Яично-овощное блюдо иранского
происхождения. Известно в Азербайджане, примыкающих к нему районах Дагестана.)
Шашлык по-дагестански;
Козленок,
жаренный (целиком) на вертеле ;
Халтама;
Дурма.
Слайд 17В недалеком прошлом одной из визитных карточек Дагестана были народно-художественные
промыслы, которые славились не только в нашей стране, но и
за ее пределами. Кубачинские, унцукульские, балхарские, табасаранские изделия из золота, серебра, керамики, шерсти пользовались большим спросом у тысяч туристов, которые приезжали в республику. Однако в последние годы данная отрасль находится в кризисном состоянии.