Слайд 2Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью
России и Дальним Востоком;
Слайд 3Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири
(ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).
Слайд 4Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или
Панамский каналы. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт
Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.
Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красный)
Слайд 5Северный морской путь (СМП) - главная судоходная магистраль России в
Арктике и является основой развития арктической транспортной системы. Проходит по
морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.
Слайд 6
Его роль и значение в северных широтах,
прежде всего, обусловлены рядом важнейших факторов, связанных с обширной протяженностью
береговой линии северной зоны России.Особо важную роль играют стратегические факторы, связанные с геополитическим и транснациональным значениями морского судоходства в арктической зоне. Это, прежде всего, контроль над морскими акваториями, потенциально богатыми природными ресурсами, транзитное значение СМП как внутреннего маршрута между северо-западными и дальневосточными регионами России, а также возможностями роста транснациональных транзитных перевозок по трассе СМП между европейскими портами и портами Тихоокеанского региона
Слайд 7
Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой в
1878-79 годах экспедицией шведа Нильса Норденшельда на барке «Вега»
Слайд 8 Советское государство понимало, как могла бы преобразить
экономическую жизнь отдаленных районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего
Мурманск с Владивостоком. В разгар гражданской войны, 2 июля 1918, Ленин подписал постановление Совнаркома об ассигновани одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана.
Во время всего периода существования СССР исследования Арктики, Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т.д.).
Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути.
Мурманский порт
Слайд 9Порт Владивостока
Сегодня в России начинает предприниматься ряд
серьезных практических мер по по выводу из сложившегося кризиса и
дальнейшему развитию Северного морского пути. Осознание необходимости этих шагов связано с рядом факторов, свидетельствующих о чрезвычайно важном стратегическом значении этого уникального арктического маршрута. В первую очередь оно связано с предстоящим освоением колоссальных по своим масштабам месторождений нефти и газа, сосредоточенных в Арктическом шельфе. Большую значимость сегодня имеет развитие транзитных функций Северного морского пути. Они продолжают играть важную роль в освоении и развитии районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Слайд 10 Северный морской путь был открыт для международного
судоходства в 1991 году, после распада СССР. Однако лишь сравнительно
недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). Подсчитано, что грузопоток по может увеличиться с 2012 до до 2019 в десять раз, а в перспективе — в двадцать, до 50 миллионов тонн в год. Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов.
Слайд 11Современный СМП — единственная в северных широтах транспортная магистраль на
Европейском и Азиатском Севере, по крой осуществляется снабжение товарами арктических
районов. По СМП перевозятся нефтепродукты, лес, уголь, промышленное оборудование, продовольствие. Производятся внешнеторговые операции по вывозу сибирского леса.
Слайд 12 Проведено исследование проблем и перспектив развития Северного морского
пути. В настоящее время путь рассматривается как трансконтинентальный Евро-Азиатский морской
транспортный коридор. Он относится к числу российских приоритетов. Северный морской путь как международная транзитная магистраль остается резервом международной транспортной системы, который таит в себе огромный потенциал международного сотрудничества и развития российского Заполярья.
Слайд 13
Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского
пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются
«Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.
Слайд 14Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:
экономия на топливе;
уменьшение продолжительности
рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость
фрахта судна;
отсутствует платеж за проход судна (как по Суэцкому каналу), правда, платится ледокольный сбор;
отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
отсутствует риск нападения пиратов.
Слайд 15 Сегодня многие страны мира проявляют большой интерес к
развитию грузоперевозок по этому маршруту, в первую очередь в свете
растущего товарооборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому не исключено, что в XXI веке Северному морскому пути уготовано интенсивное развитие в качестве важной арктической транспортной артерии не только национального, но и международного значения